Рентабельность работы предприятия
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВОПРОС 68 1.1. Экономическое содержание прибыли Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и эффективной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. Прибыль является дискуссионной категорией. Споры о ее экономической природе идут уже более трех веков, но теория прибыли все еще остается незавершенной и противоречивой, что, естественно, не может не отражаться на управлении экономикой. Для удобства все теории и их экономическую роль в западной экономической науке принято группировать по трем категориям: 1) компенсационные, или функциональные, теории; 2) фрикционные и монополистические теории; 3) научно-технические и инновационные теории. Эти категории отражают исторически сложившиеся взгляды на вопросы прибыли. Предложенная классификация предусматривает выделение основных вопросов, важных для анализа прибыли, и является удобной точкой отсчета для их изучения в процессе принятия управленческих решений. .Компенсационные, или функциональные, теории утверждают, что прибыль есть плата предпринимателю за его услуги по координации и контролю многообразной деятельности предприятия, а также за риск. Предприниматель — ключевая сила, инициирующая, организующая и направляющая производственную Научно-технические и инновационные теории. Общая черта третьей группы теорий прибыли состоит в том, что прибыльность сверх среднего уровня объясняется влиянием технологий и нововведений.
Новые методы производства и распределения продукции повышают прибыль за счет снижения издержек или путем нейтрализации повышающих издержки факторов. Новые и улучшенные товары повышают прибыли путем генерирования благоприятных изменений спроса и (или) цен. Новые методы управления, маркетинга, финансирования и бухгалтерского учета содействуют росту прибыли посредством оперативной экономии. Взятые вместе, различные формы инноваций превращаются, возможно, в самое сильное оружие, которое используется фирмами для получения стабильной экономической прибыли. То, что технически передовые методы производства и инновационная продукция способны генерировать привлекательную экономическую прибыль, подтверждается показателями прибыли таких компаний, как М1сгозо14, \Уа1-МаН;, 8опу и др. Все эти компании делают упор на инновационную стратегию. Однако прибыли, связанные с инновациями, уязвимы в долгосрочном периоде. По мере распространения инноваций или их имитаций инновационные фирмы постепенно теряют свои первоначальные преимущества, усиливается давление конкуренции, в ответ на увеличение предложения падают цены, и прибыль возвращается в нормальное русло. Поэтому, если фирма желает продолжить получать прибыль от инновационной деятельности, она должна быть способна приводить на смену старым технологиям, прибыль от которых падает, новые. В технологически динамичном окружении погоня за инновационными прибылями создает "вечный шторм инновационного разрушения", когда на смену старым инновациям, прибыльность которых подорвана, непрерывно появляется что-то новое, лучшее и совершенно иное. Различие между тремя группами теорий прибыли позволяет сделать вывод о том, что на практике прибыль возникает в результате воздействия различных факторов, набор которых варьируется от предприятия к предприятию и изменяется во времени. Прибыль возникает от действия внутренних или внешних по отношению к предприятию факторов или, другими словами, из разницы в занимаемых предприятиями на рынках позиций и конкурентного превосходства одного предприятия над другим. Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей. Более того, не следует считать, что теории одной группы не могут включать элементы других 546
групп. Например, прибыль, полученная инновационным предприятием, частично объясняется монополией, которую дает инновационное превосходство. В то же время прибыль от инновационной деятельности может частично рассматриваться как компенсация за риск, поскольку предприятие не может знать наперед, будет ли инновации сопутствовать успех на рынке и будет ли получена прибыль предприятием. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции: • результативную, т.е. получаемая прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть, а поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве; • стимулирующую, т.е. часть прибыли выступает источником материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала; • финансирующую, т.е. часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия. Кроме того, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики значение прибыли очень велико. Получение ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках и просчетах в направлении и использовании средств, организации производства и сбыта продукции.
рыночной экономики. Это нобуждает предприятия не только поддерживать объем производства на соответствующем уровне, но и успешно действовать на рынке, на котором происходит реализация созданной продукции, работ и услуг. За счет полученной выручки они возмещают расходы и образуют прибыль. Рынок для предприятия становится жизненной средой. На нем оно находит все необходимые средства своей жизнедеятельности в форме денег, товаров и рабочей силы. Здесь оно сбывает собственную продукцию и получает прибыль. Рынок, следовательно, представляет собой важное условие физического и общественного существования предприятия. Поэтому, чтобы получать прибыль, необходимо нормальное функционирование как самого предприятия, так и рынка в целом. Эти два условия находятся в постоянном противоречии, что в реальной действительности проявляется в различных формах: в нарушениях хода воспроизводства, недоиспользовании производственных мощностей, перепроизводстве товаров, избытке или нехватке денежных средств и, наконец, в многочисленных банкротствах отдельных предприятий. Разрешается это противоречие посредством постоянного направляющего и дисциплинирующего воздействия рынка на отдельные предприятия, которые, будучи свободными в предпринимательстве, должны уделять должное внимание динамике платежеспособного спроса, отношениям с конкурентами, тенденциям научно-технического прогресса, международной хозяйственной конъюнктуре, политике правительства, быстро и действенно реагировать на изменения ситуации.
Таким образом, исходя из далеко не второстепенной роли прибыли в функционировании рыночной экономики, можно отметить ее характеристики, отражающие сущность данной экономической категории. 1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и др.). 2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала — особым фактором производства — ив усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала. 3. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. 4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на проведение этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе предпринимательской деятельности. 5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей — вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и других, а также с действующим порядком ее налогового регулирования.
С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: "Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе этой деятельности". ВОПРОС 69 + ВИДЫ ПРИБЫЛИ 68 1.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии Не менее важным с точки зрения управления производ-'ственно-коммерческой деятельностью предприятия, в частности, изыскания и реализации резервов роста прибыли, представляется рассмотрение ее формирования и распределения на предприятии.
лики Беларусь "О налогах на доходы и прибыль" (от 24 июля 2002 г., № 134/3) и действующим порядком бухгалтерского учета прибыль отчетного периода включает: • прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг; • прибыль от реализации имущества (прочей реализации); • доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Расчет и состав прибыли отчетного периода содержатся в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках", входящей в состав годовой бухгалтерской отчетности. В ней имеются показатели, по которым можно рассчитать отдельные составляющие прибыли отчетного периода. Первой, основной частью прибыли отчетного периода является прибыль от реализации продукции, работ и услуг. Она определяется как превышение выручки от реализации над себестоимостью товаров, продукции, работ и услуг, а также коммерческими и управленческими расходами. Возможно превышение расходов над полученной выручкой, и тогда возникает убыток, который свидетельствует о недостатках в управлении предприятием. При расчете прибыли или убытка выручка принимается за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (выручка нетто). Прибыль от реализации продукции, работ и услуг еще называют прибылью от основной деятельности предприятия. На ее формирование большое влияние оказывают технологические и экономические особенности развития отрасли. Вторая часть прибыли отчетного года показана в "Отчете о прибылях и убытках" в двух статьях: "Прочие операционные доходы" и "Прочие операционные расходы". Разность между ними и составит прибыль (убыток) от реализации имущества. К операциям, связанным с движением имущества, относятся: • реализация основных средств (основных фондов и нематериальных активов) и прочего имущества (излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и некоторых других видов материальных ценностей); • содержание законсервированных производственных мощностей и объектов; • аннулирование производственных заказов (договоров); • результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы). Характер операций, связанных с движением имущества, свидетельствует о сложностях управления им на стадиях его формирования, использования и реализации. Возникли они в 556 условиях перестройки, когда предприятиям после их приватизации пришлось свое имущество приводить в соответствие с организацией производства продукции, необходимой рынку. Оказалось, что немалая часть основных фондов подлежит списанию из-за их физического и морального износа, а такие операции в основном являются убыточными. В результате перестройки производства с учетом требований рынка на большинстве предприятий значительная часть имущества оказалась ненужной. Возник специфический рынок ненужного имущества, на котором больше продавцов, чем покупателей. Поэтому его распродажа производится по "бросовым ценам", порождая большие убытки. К такой распродаже побуждает налог на имущество. Третью часть прибыли отчетного периода составляет превышение доходов от внереализационных операций над расходами по этим операциям. В "Отчете о прибылях и убытках" доходы и расходы по внереализационным операциям показаны в нескольких статьях: "Проценты к получению", "Проценты к уплате", "Доходы от участия в других организациях", "Прочие внереализационные доходы" и "Прочие внереализационные расходы". В составе этих внереализационных операций учитываются следующие доходы (расходы): • дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации, а также проценты, получаемые от банков и кредитных организаций за пользование денежными средствами, находящимися на счетах предприятия, и проценты по коммерческим кредитам; • суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, цены, неустойки и др.); • доходы от долевого участия в деятельности других организаций; • списание дебиторской и кредиторской задолженностей. деятельности предприятий и организаций в сфере финансовых отношений. Эта деятельность должна быть направлена на увеличение прибыли отчетного периода за счет сокращения внереализационных расходов и роста внереализационных доходов. Рассмотренные выше элементы формируют прибыль отчетного периода, которая, в свою очередь, является объектом дальнейшего распределения. Порядок распределения прибыли связан с действующим налоговым законодательством. Система распределения прибыли прежде всего должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечивать производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций. Прибыль отчетного периода корректируется в процессе распределения: из прибыли отчетного периода уплачивается налог на недвижимость (1 % остаточной стоимости основных производственных фондов). Льготируемая прибыль — это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на нее. К льготируемой прибыли может быть отнесена прибыль производственных мастерских, опытно-экспериментальных предприятий и предприятий учебных заведений, полученная в процессе практического обучения студентов и учащихся; прибыль предприятий, использующих труд инвалидов, если их численность составляет не менее 50 % среднесписочного состава промышленно-производственного персонала, и т.д. Из налогооблагаемой прибыли уплачивается налог на прибыль. Ставка налога на прибыль — 24 %, но предприятие может уплатить налог и по льготной ставке — 15%, если использует труд инвалидов, доля которых в среднесписочной численности составляет 30—50 %, или прибыль его за год составляет до 5000 МЗП и среднегодовая численность работающих — до 100 человек. Далее вычитается транспортный сбор по ставке 3 %. Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и обязательных платежей. Порядок определения чистой прибыли, учитывающий механизм налогообложения, рассматривается в соответствии с законодательством Республики Беларусь на момент исчисления. Чистая прибыль распределяется в порядке, предусмотренном в учредительных документах предприятия. В обобщенном виде чистая прибыль подразделяется на прибыль, направляемую на накопление, на потребление и в резервный фонд. Прибыль, направляемая на накопление, служит источником финансирования расширения производства, развития предприятия. Из прибыли, направляемой на потребление, предприятие выплачивает дивиденды владельцам капитала, производит социальные выплаты работникам предприятия. Номинальная прибыль характеризует фактически полученный размер прибыли. Она соответствует размеру чистой прибыли. Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Минимальная, нормальная и максимальная прибыли связаны с планируемым объемом производства; достижение каждой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности либо прибыльности. Минимальной (Пт1П) считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившемуся за исследуемый период: П min=К*МУД min / (100 - СНприб) где К — вложенный капитал; МУДт!п — минимальный уровень доходности; СНприв — ставка налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством. Нормальная прибыль — это минимальный доход (или плата), необходимый для удержания предпринимателя в определенной отрасли. Она представляет собой соответствующий процент дохода на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то наблюдается "бегство" капитала из неприбыльной отрасли, если больше нормальной, то происходит прилив капитала в прибыльную отрасль. 1.4. Планирование прибыли Процесс планирования прибыли начинается с разработки ценовой стратегии предприятия и обоснования основных показателей отчета о прибылях и убытках по месяцам на год, предстоящий за планируемым, — по кварталам и на более длительную перспективу с установлением годовых показателей. Планирование на более длительную перспективу необходимо для обоснования инвестиционной и инновационной деятельности и оценки возможностей решения различных задач перспективного развития предприятия. Главной задачей ценовой стратегии является обоснование такого объема продаж продукции или доли рынка для предприятия, при котором его производство обеспечит получение максимальной прибыли. Для решения этой задачи предприятию следует определить оптимальный размер затрат на производство и сбыт продукции для обеспечения получения прибыли при сложившемся уровне цен на рынке, который предприятие может достичь при реализации своей продукции. Далее находится объем продаж или объем выпуска продукции: Определение порога рентабельности позволяет оценить запас финансовой устойчивости предприятия, который является характеристикой его стабильности, т.е. он показывает, насколько можно снизить объем производства и реализации продукции, оставаясь доходным или рентабельным предприятием. Порог рентабельности отражает, до какого предела возможно это сокращение. ВОПРОС 70 Рентабельность работы предприятия В условиях рыночных отношений приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового состояния предприятия. Для оценки эффективности работы предприятия значения показателя прибыли недостаточно. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т.е. основных фондов основного вида деятельности, и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Рентабельность — это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающие конечные результаты хозяйственной деятельности. В работе предприятий применяется ряд показателей рентабельности. При расчете рентабельности отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимость продукции, стоимость основных фондов основного вида деятельности, оборотных средств, выручка от реализации продукции (объем продаж) и т.д. Показатели рентабельности объединяются в следующие группы: • рассчитываемые для оценки доходности предприятия; методика их расчета основана на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, акционерного, собственного, заемного и совокупного капитала (в знаменателе); • рассчитываемые для оценки доходности продукции, используемых ресурсов и затрат; методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли за отчетный год, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат, себестоимости, основных производственных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников и т.д. (в знаменателе). Наиболее распространенными в практике отечественных предприятий показателями рентабельности данной группы являются рентабельность продукции, основных фондов основного вида деятельности и производства. Рентабельность продукции (Рпрод) рассчитывается как отношение прибыли К СРЙортпимоо.ти пппт^кции: где П — прибыль; С — себестоимость продукции. Рентабельность основных фондов основного вида деятельности (Р0.п.ф) определяется путем деления прибыли на стоимость основных фондов основного вида деятельности: где ОПФ — стоимость основных фондов основного вида деятельности. Рентабельность производства (Рпр) рассчитывается путем деления прибыли на сумму основных фондов основного вида деятельности и нормируемой части оборотных средств: где ОбС„.ч — нормируемая часть оборотных средств. Чтобы оценить уровень доходности предприятия, проводят анализ показателей за ряд периодов (изучается динамика изменений показателей рентабельности). Такой анализ является важным информационным источником разработки перспективных планов развития предприятия и определения тактики поведения на товарном рынке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|