Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы повышения рентабельности и увеличения прибыли




Изучение механизма формирования и распределения при­были и уровня рентабельности предприятия позволяет опреде­лить факторы, влияющие на размер прибыли и уровень рента­бельности, и основные направления поиска резервов их увели-



чения. Факторы, влияющие на них, классифицируются по раз­личным признакам (рис. 7.1.3).

Рис. 7.1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность

К внешним факторам относятся природные условия, госу­дарственное регулирование цен, тарифов, процентов, налого­вых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Они не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значитель­ное влияние на размер прибыли и рентабельности.

Внутренние факторы делятся на производственные и вне-производственные. Производственные факторы характери­зуют наличие и использование средств и предметов труда, тру­довых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразде­ляться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факто­ры воздействуют на процесс получения прибыли путем коли­чественных изменений: объема средств и предметов труда, фи­нансовых ресурсов, времени работы оборудования, численнос­ти персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные фак­торы воздействуют на процесс получения и увеличения прибы­ли, повышения рентабельности также путем качественных из­менений: повышения производительности оборудования и его качества, использования прогрессивных материалов, совер­шенствования технологии обработки, ускорения оборачивае­мости оборотных средств, повышения квалификации и про­изводительности труда персонала, снижения трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствования организа­ции труда и более эффективного использования финансовых ре­сурсов и др. К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятель­ность, социальные условия труда и быта и др.

Процесс формирования прибыли предприятия можно с оп­ределенной долей условности подразделить на два этапа: фор-


мирование прибыли отчетного периода, формирование чистой прибыли.

Следовательно, факторы, влияющие на финансовый резуль­тат, можно разделить на две группы: оказывающие влияние на формирование прибыли отчетного периода и оказывающие вли­яние на формирование чистой прибыли. Рассмотрим каждую из данных групп факторов более детально.

На размер прибыли отчетного периода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия. Основными факторами роста прибыли, завися­щими от деятельности организации, являются:

• рост объема производства и реализации продукции;

• снижение себестоимости продукции;

• рост цен на реализуемую продукцию;

• измеЕ1ения в структуре производимой и реализуемой про­дукции, улучшение ассортимента.

Отмеченные выше факторы воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. В связи с тем, что подав­ляющую часть прибыли отчетного периода (90—95 %) пред­приятия получают именно от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено особое внимание.

Рост объемов производства и реализации продукции. Уве­личение объема производства и реализации продукции в нату­ральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. При высоком удельном весе условно-постоянных за­трат в себестоимости продукции рост объема производства при­ведет к еще большему росту прибыли за счет эффекта масшта­ба. Возрастающие объемы производства продукции, пользую­щейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоения новых технологий, расширения производства. Этот путь сейчас для многих пред­приятий затруднен или почти невозможен из-за инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита.

Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов про­изводства и реализации продукции. Однако инфляция доста­точно быстро обесценивает оборотные средства, все большая их часть направляется предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота. Причинами неплатежей являются не только недоста­ток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, не­развитость банковской системы и вексельного обращения.


 




Снижение себестоимости продукции. Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удель­ный вес, поэтому снижение затрат сказывается на росте прибы­ли при прочих равных условиях. Если изменение объема реали­зации влияет па сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между размером прибыли и уровнем себестоимости обрат­ная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уров­нем затрат на ее производство и реализацию, тем выше при­быль, и наоборот. Этот фактор, определяющий размер прибы­ли, в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения, с тем чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению за счет этого прибыли.

На многих предприятиях существуют подразделения эконо­мических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути се снижения. Но в значитель­ной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы.

Рост цен на реализуемую продукцию. Фактором, напрямую определяющим размер прибыли от реализации продукции, яв­ляются применяемые цены. Свободные цены в условиях их ли­берализации устанавливаются предприятиями и организация­ми в зависимости от конкурентоспособности данной продук­ции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продук­цию в определенной степени зависит от предприятия. Не зави­сящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предпри­ятий-монополистов, а также на продукцию, являющуюся соци­ально .чипчимой. Увеличение цены само по себе не является не­гативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с по­вышением спроса на продукцию, ее качества, улучшением тех­нико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Однако в странах с переходной экономикой, в том числе и в Республике Беларусь, рост цен в большинстве случаев обус­ловлен инфляционными процессами. Следовательно, фактор увеличения прибыли имеет инфляционную природу и в каче­стве резерва роста финансового результата рассматриваться не может.

Изменения в структуре производимой и реализуемой про­дукции. Кроме указанных факторов, на размер прибыли от реа-


лизации, безусловно, влияют изменения в структуре произво­димой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рента­бельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли от реализации данной продукции к полной себестоимости этой продукции), тем болыпо прибыли получит предприятие. Соот­ветственно, увеличение доли малорентабельной продукции по­влечет сокращение прибыли.

Все вышеперечисленные факторы, прямым образом влияя на размер прибыли отчетного периода, оказывают также косвенное воздействие на размер конечного финансового результата пред­приятия — чистую прибыль. К факторам, непосредственно фор­мирующим данный показатель, относятся в основном факторы, не зависящие от деятельности предприятия, а именно, норма­тивно-правовая база страны в части налогообложения.

Резервы увеличения чистой прибыли в данном случае зак­лючаются в возможности использования льгот и преференций, предоставляемых государством в зависимости от особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Законом Республики Беларусь "О налогах на доходы и при­быль" предусмотрено освобождение части прибыли от налого­обложения (показатель льготируемой прибыли), а также льго­ты по ставкам налога на прибыль.

Кроме названных, факторами, влияющими на размер при­были предприятия, являются также конкретные направления использования прибыли.

Чистая прибыль используется предприятием на нужды и цели, определенные планом экономического и социального раз­вития. При этом из чистой прибыли формируются специальные фонды предприятия: фонд накопления (реинвестируемая при­быль), фонд потребления (потребляемая прибыль). Особенно­стью распределения прибыли акционерного общества является формирование резервного фонда, предназначенного для покры­тия убытков предприятия. Порядок распределения и использо­вания прибыли фиксируется в уставе предприятия и определя­ется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб. Госу­дарство не устанавливает каких-либо нормативов распределе­ния прибыли, но порядком предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного характера, на благотворительные цели, фи­нансирование природоохранных и противопожарных меропри­ятий, НИОКР, расходов на содержание объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.д. Законодательство лить огра­ничивает размер резервного фонда предприятия, в который


 




ежегодно рекомендуется перечислять 5 % чистой прибыли, по­ка он не будет составлять 25 % уставного фонда, регулирует по­рядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Резервом роста размера прибыли при формировании специ­альных фондов предприятия является возможность использо­вания (реинвестирования) дивидендного фонда: с целью разви­тия предприятия при недостаточности прибыли может быть принято решение о реинвестировании дивидендов по простым акциям и невьшлатс доходов их владельцам в текущем году. Распределение прибыли на инвестируемую часть и дивиденды является важнейшим моментом финансового планирования, так как от этого зависит развитие акционерного общества и его возможность выплачивать дивиденды в будущем.

В развитых странах (США, Канаде, Германии, Франции, Италии и др.) широкое распространение получил расчет конеч­ных результатов деятельности предприятия с помощью метода "затраты — выпуск". В соответствии с этим методом общий ре­зультат работы предприятия определяется путем суммирова­ния эксплуатационного и финансового результатов. По каждо­му из видов деятельности затраты соизмеряются с производ­ством и сбытом продукции (реализацией), доходами и опреде­ляется конечный результат.

Эксплуатационной считается деятельность, соответствую­щая уставу предприятия; финансовой — деятельность, связан­ная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в сторонних предприятиях, предоставлением и получением кредитов; чрезвычайной — деятельность по операциям длительного характера, как прави­ло, продолжительностью от 2 до 5 лет (например, реализация основных фондов, ноу-хау, авторского и арендного права и др.).

Таким образом, рассмотрение модели формирования и рас­пределения финансовых результатов предприятия позволяет яс­но представлять не только объективные основы протекания про­цессов формирования прибыли, но и конкретную форму их орга­низации. Появляется возможность не только определить факто­ры, оказывающие влияние па процесс формирования финансо­вых результатов, но и границы их управляемости, и выделить среди них зависящие и не зависящие от хозяйствующего субъек­та, что в свою очередь позволяет определить основные резервы роста прибыли, рост объема производства и реализации продук­ции; снижение себестоимости продукции; рост цен на реализуе­мую продукцию; улучшение ассортимента; использование пре­доставляемых и гарантируемых государством налоговых льгот; реинвестирование дивидендного фонда акционерного общества.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...