Расчёт выходного вала на выносливость.
5.1. Расчёт действующих в зацеплении сил. Действующие в зацеплении силы рассчитываются по следующим формулам: , (5.1)
где - крутящий момент, действующий на зубчатое колесо; - окружная составляющая силы зацепления, действующей на колесо. , (5.2)
где - окружная составляющая силы зацепления, действующей на шестерню. , (5.3)
где - радиальная составляющая силы зацепления, действующей на колесо; - угол зацепления.
, (5.4)
где - радиальная составляющая силы зацепления, действующей на шестерню. По формуле (5.1) определяем :
;
По формуле (5.2) определяем :
;
По формуле (5.3) определяем :
;
По формуле (5.4) определяем :
;
5.2. Приближённое определение диаметра выходного вала. Приближённо определим диаметр вала под колесом dв: {где t = 20...35Мпа}
5.3. Расчёт нагрузок на опоры валов. Расчёт нагрузок на опоры валов (см. рис.1) проводим по формулам статики. Исходя из конструкции вала следует: |В D|=25(мм); |АС |=11(мм); |АВ |=17.5(мм); |А D|=7.5(мм); |СВ |=6.5(мм); 5.3.1. Расчёт горизонтальных составляющих сил реакций т.А и т.В. Уравнение моментов для т.А:
;
;
Уравнение моментов для т.В:
;
; Уравнение сил используем для проверки:
;
; 5.3.2. Расчёт вертикальных составляющих сил реакций т.А и т.В. Уравнение моментов для т.В:
;
Уравнение моментов для т.А:
;
Уравнение сил используем для проверки:
;
;
5.4. Построение эпюр изгибающих и крутящего моментов и определение опасного сечения. 5.4.1. Построение эпюры изгибающего момента : 1). 0 < y1 < 7.5 (мм); ; ; ; 2). 0 < y2 < 11 (мм); ; ; ; 3). 0 < y3 < 6.5 (мм); ; ;
;
5.4.2. Построение эпюры изгибающего момента : 1). 0 < y1 < 7.5 (мм); ; ; ; 2). 0 < y2 < 11 (мм); ; ; ; 3). 0 < y3 < 6.5 (мм); ; ; ;
5.4.3. Построение эпюры крутящего момента: 1). 0 < y1 < 7.5 (мм); Т=2112 (Н×мм); 2). 0 < y2 < 11 (мм); Т=2112 (Н×мм);
Из приведённых выше вычислений и эпюр, показанных на рис.1, следует, что опасным сечением является т.А. В таком случае, расчёт коэффициента запаса усталости вала проведём для сечения в т.А.
5.5. Расчёт коэффициента запаса усталости вала для опасного сечения. Коэффициент запаса усталости n определяется по формуле:
, (5.5)
где - коэффициент запаса для нормальных напряжений; - коэффициент запаса для касательных напряжений. Коэффициент запаса n должен удовлетворять следующему требования: , (5.6) где - коэффициент предельного запаса усталости. Для определения существуют следующие соотношения:
, (5.7)
где - предел усталости для нормальных напряжений при знакопеременном цикле, определённый по формуле:
, (5.7*)
Рис.1
где - предел прочности материала; где - амплитудное значение нормального напряжения, определяемое по формуле: , (5.8)
где d - диаметр вала в опасном сечении; - изгибающие моменты в опасном сечении; - среднее значение нормального напряжения; - коэффициент, учитывающий чувствительность материала к асимметрии цикла нормальных напряжений, определяемый по формуле:
, (5.8*)
- комплексный коэффициент, определяемый по формуле:
, (5.9)
где - коэффициент, характеризующий вид упрочнения; - эффективный коэффициент концентрации напряжения; - коэффициент влияния абсолютных размеров сечения;
- коэффициент, характеризирующий влияние шероховатости поверхности; Для определения существуют следующие соотношения:
, (5.10)
где - предел усталости для касательных напряжений при знакопеременном цикле, определяемой по формуле:
, (5.10*)
- амплитудное значение касательного напряжения, определяемого по формуле:
, (5.11)
где d - диаметр вала в опасном сечении; Т - крутящий момент в опасном сечении; - среднее значение нормального напряжения, определяемое по формуле:
, (5.11*)
- коэффициент, учитывающий чувствительность материала к асимметрии цикла нормальных напряжений, определяемый по формуле:
(5.11**)
- комплексный коэффициент, определяемый по формуле:
, (5.12)
Материал рассчитываемого вала: Сталь 40Х (упрочненная азотированием); ; (по [5]); шероховатость поверхности: (по [5]); d = 4 (мм); [n] = 1.5;
1). По формуле (5.7*) определяем:
По формуле (5.8) определяем:
; По [5] определяем отношение В таком случае по формуле (5.9) определяется как:
При таких исходных данных по формуле (5.7) определяем:
2). По формуле (5.10*) определяем:
Из соотношения (5.11) и (5.11*):
Коэффициент по формуле (5.12) имеет следующее значение:
По формуле (5.8*) определим:
Исходя из формулы (5.11**):
В таком случае по формуле (5.10) определяем:
По формулам (5.5) и (5.6) вычисляем:
Коэффициент запаса усталости для выходного вала больше предельного значения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|