Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные тенденции развития экономики, образования, науки




Реферат

на тему: «Концепция инновационного менеджмента»

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

Выполнил: студент

3 курса 8 группы

очной формы обучения

специальности 02.03.02

Огнев Владислав

Проверил: к.э.н., доцент

кафедры политэкономии

и экономической политики

Козлов А.Н.

Ростов - на - Дону

2016 г.


Содержание.

Введение………………………………………………………......………......

Глава 1. Основные тенденции развития экономики, образования, науки.…………………………………………………………………….…….. 3

Глава 2. Основные понятия из области инновационной деятельности….... 8

Глава 3. Эволюция технологических укладов………………….…...……... 11

Глава 4. Сущность, классификация и кодирование новшеств и

инноваций ……………………………………..………………………...…… 14

Глава 5. Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации …………………………………………………………………. 17

Список литературы …………………….…………………………………… 21


Основные тенденции развития экономики, образования, науки

Тенденции развития экономики

Современная мировая экономика развивается колоссальными темпами, стремительное развитие которой связано с совершенствованием технологий, развитием процессов интеграции и глобализации, углублением интернационализации и разделением труда, оперативным и безграничным распространением информационных потоков.

Система современного мирового хозяйства находится в процессе бесконечного развития и совершенствования, и существуют различные подходы к классификации стран и определения их роли в мировом воспроизводственном процессе. В настоящее время общепризнанной в мировом масштабе является классификация, в основу которой положены следующие критерии: во-первых, это характер экономики - рыночная или переходная экономика, во-вторых, это уровень социально-экономического развития страны, который определяется в первую очередь производством ВВП/ВНД на душу населения по ППС, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни. Согласно этим критериям выделяются три группы стран: промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства; развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании (или страны третьего мира); страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Центральной и Восточной Европы, а также Россией и Республикой Беларусь, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования. Однако, следует отметить, что появляются новые организационные структуры, старые экономические образования адаптируются к текущим условиям рыночной среды и трансформируются в более устойчивые и жизнеспособные организации. Экономические отношения становятся более комплексными и разнообразными, увеличивается роль компаний, внедряющих инновационные решения.

В качестве всеобъемлющей и основополагающей тенденцией развития мировой экономики в настоящее время, по признанию ученых и специалистов, выступает интернационализация хозяйственной жизни как процесс развития устойчивых взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства. Интернационализация хозяйственной жизни проявляется в двух основных формах: интеграции (сближения взаимоприспособления национальных хозяйств) и транснационализации (создания межнациональных производственных комплексов). При этом следует отметить, что современная мировая экономика находится в состоянии более глубоких перемен, чем даже в период промышленной революции XVIII - XIX вв. Это связано с одновременным воздействием 4-х фундаментальных факторов, определяющих четыре главные тенденции:

1. Кардинальный сдвиг центра экономической активности в сторону развивающихся стран и рынка, таких как Китай.

2. Ускоренное распространение и экономическое влияние технологий.

3. Стремительное старение Земли.

Старение общества — серьезная экономическая проблема. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 22 % населения земли будет пенсионерами, а в развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходиться по пенсионеру. Старение общества неизбежно ждёт все развитые страны, а чуть позднее — и развивающиеся. Эта проблема требует комплексного подхода — социального, экономического и технологического. Развитие медицины позволяет надеяться, что возраст «активной старости», то есть состояния, когда пожилой человек может вести более-менее полноценную жизнь, будет неуклонно повышаться. Автоматизация производства позволяет работать стареющим людям с ухудшающимся физическим состоянием.

4. Рост взаимозависимости мира благодаря потокам торговли, капитала, людей и информации.

Эти тенденции развития мировой экономики определяются следующими структурными изменениями:

• изменения отраслевой структуры мирового ВВП и изменения в связи с этим структуры занятости, доля сферы услуг и занятых в этой сфере постоянно растет;

• стремление многих развивающихся стран к структурным преобразованиям на основе индустриализации и превращения их в новые индустриальные страны;

• рост расходов на НИР и ОКР и увеличение удельного веса высокотехнологичных производств, что ведет к усилению конкуренции на мировом рынке.

 


Тенденции развития образования

Рассматривая направления развития отечественного образования, необходимо отметить, что одни тенденции являются мировыми и проявляются как в российских, так и в зарубежных школах. Другие же наблюдаются, в основном, в отечественном образовании.

Начнем с мировых тенденций. Прежде всего, это изменение ориентации образования от «образования на всю жизнь» на «образование в течение жизни». Современное динамичное развитие общества, рост объема информации, необходимость человеку XXI столетия принимать решения в неопределенных ситуациях требуют формирования специальных личностных качеств, которые дают возможность на основании имеющихся знаний и умений решать различные жизненные и профессиональные проблемы. Такие качества, обеспечивающие способность ориентироваться и действовать в ситуациях неопределенности, относятся к компетентностям личности. Соответственно, в обучении неизбежен переход от традиционного знаниевого подхода к компетентностному, который направлен на формирование личности, обладающей рядом универсальных компетенций (познавательных, коммуникативных, общекультурных и т. д.).

Второй тенденцией мирового уровня в развитии образования является усиление влияния информационной среды на процесс обучения. В настоящее время этот процесс нельзя представить иначе, как полностью погруженным в информационно-образовательную среду, так же как и всю нашу жизнь, протекающую в информационном пространстве.

Рассмотрим тенденции в отечественной системе образования.

Нарастающей тенденцией является снижение вариативности построения учебного процесса: сужение типов образовательных организаций (исключая гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов), уменьшение количества допущенных Министерством образования и науки РФ школьных учебников, создание единых концепций и единых учебников по истории, литературе.

Ряд новшеств последних лет можно назвать «ретроинновациями», потому что они реанимируют те формы учебной и воспитательной деятельности, которые существовали раньше: возвращение к экзаменационному сочинению, введение ученической формы, восстановление ГТО, создание детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:

Интернационализацию высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов, возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок.

Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков.

Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования. Целевая аудитория дистанционной формы обучения — взрослые, самостоятельно зарабатывающие люди, которые занимаются профессиональной деятельностью и хотят получить прикладные знания для карьерного роста. Дистанционное образование незаменимо для удаленных городов, где другая возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует. Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе.

Тенденции в науке

Развитие науки осуществляется в двух основных формах: эволюционной и революционной.

Эволюция в науке - это накопление в течение многих лет новых фактов и знаний в рамках прежних теорий, научных принципов и представлений.

Революция в науке – это коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений в данной области науки, пересмотр ее фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых экспериментальных данных, открытия новых явлений, создания новой системы понятий и появление новых теоретических выводов, которые противоречат прежним.

Современная научная революция означает переворот не только в содержании отдельных областей знания, но и в средствах и методах научной деятельности в целом, а также в социальной роли науки. Этот процесс характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, изменения одновременно происходят не в одной, а во многих взаимосвязанных областях науки – в философии, биологии, экономике, психологии и т.д.

Во-вторых, наблюдается быстрая дифференциация, разделение и одновременно синтез, взаимопроникновение различных наук.

В-третьих, складывающаяся структура научного знания приближается к адекватному отражению структуры окружающего мира.

За рамки отдельных наук вышли такие понятия, как “система”, “структура”, “функция”, “норма”, “адаптация”, “надежность”.

В-четвертых, для современной науки характерно изменение метода познания: переход от натурных экспериментов с конкретными частицами, материалами, предприятиями, процессами и т.д. к исследованию их математических моделей.

Другой важной особенностью образования и науки сегодня является усиление процессов экономизации и коммерциализации, что согласуется с тенденцией к уменьшению вмешательства государства и усилению влияния рынка в науке и образовании.

Еще одним трендом, вытекающим из экономизации и коммерциализации науки, а также соответствующим логике современного информационного общества, является сильный акцент на применимости/практической пользе (applicability) знания. Процесс коммерциализации образования и науки приводит к более тесному сотрудничеству между наукой и образованием, с одной стороны, и сферами промышленности и бизнеса — с другой, так как первая сфера заинтересована в получении дохода от последних сфер и, следовательно, должна производить то, что будет этими сферами востребовано, то, что будет продаваться (будь то плоды исследовательской деятельности или знания и навыки, формируемые у студентов, большая часть которых — будущие работники сфер промышленности и бизнеса).

Следствием процессов коммерциализации и особого акцента на практической значимости знания, его применимости является еще одна тенденция — выдвижение на первый план технических и естественных наук, чья применимость и практическая польза более очевидны, чем, скажем, польза гуманитарного знания, которое сейчас оказывается в тени, что вызывает негодование некоторых исследователей. Приоритетность технических и естественных наук выражается, прежде всего, в объемах финансирования.


Основные понятия из области инновационной деятельности

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Субъекты ИД:

· Исследовательские институты (академические и отраслевые)

· Вузы, проводящие научные исследования

· Государственный научный центр (ГНЦ). В России статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая:

- имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование;

- располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации;

- научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание.

· Промышленные предприятия (крупные, средние и малые). Инновационно-активные предприятия - предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности.

· Предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке.

Инновационная продукция - результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция).

Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг).

Инжиниринг – одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой - предоставление услуг по доведению научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ до стадии производства;

Коммерциализация – процесс выведения новшества на рынок;

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до товара (конкретного продукта, технологии или услуги). Превращение идеи в товар проходит этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий:

· исследования и разработки;

· освоение в производстве;

· изготовление;

· содействие в реализации, применении, обслуживании;

· утилизацию после использования.

Под инновационным предпринимательством понимают особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства.

В отличие от классического предпринимательства инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно ориентированного предприятия.


Инн. предпринимательство осуществляется в двух принципиально различных организационных формах:

-в форме индивидуального предпринимательства (ИДП), без создания предприятия как самостоятельного юридического лица;

-путем создания самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица с правом осуществления всей хозяйственной деятельности от его имени.

В первом случае предприниматель, являясь основой инновационной деятельности как физическое лицо, несет полную персональную имущественную ответственность за результаты осуществляемого бизнеса.

Во втором случае имущественная ответственность за ведение инновационной предпринимательской деятельности переносится на создаваемое новое юридическое лицо.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...