Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, классификация и кодирование новшеств и инноваций




В литературе рассмотрен ряд классификаций. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из них имеет следующий вид:

1) в зависимости от технологических параметров:

· продуктовые;

· процессные;

2) по новизне:

· новые для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые для предприятия;

3) по месту на предприятии:

· инновации на входе;

· инновации на выходе;

· инновации системной структуры;

4) от глубины вносимых изменений:

· радикальные (базовые);

· улучшающие;

· модификационные;

5) по сфере деятелъности:

· технологические;

· производственные;

· экономические;

· торговые;

· социальные;

· в области управления.

Основными критериями классификации инноваций должны быть:

 

1) комплексность набора учитываемых классификационных при-

знаков для анализа и кодирования;

 

2) возможность количественного (качественного) определения

критерия;

 

3) научная новизна и практическая ценность предлагаемого при-

знака классификации.

 

С учетом приведенных критериев предлагается следующая классификация инноваций.

 

1. Уровень новизны инновации 1.1.Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) 1.2.Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т. д.)
2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество 2.1.Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.2.НИОКР 2.3.Организационно- технологическая подготовка производства 2.4.Производство (включая тактический маркетинг) 2.5.Сервис, осуществляемый изготовителем или специализированной организацией
3. Масштаб новизны инновации (новшества) 3.1. Инновации (новшества), новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) 3.2. Новые в стране 3.3. Новые в отрасли 3.4.Новые для фирмы
4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация 4.1.Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 4.2.То же в сфере образования 4.3.В социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.) 4.4.В материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.)
5. Сфера применения инновации (новшества) 5.1.Инновации для внутреннего (внутри фирмы) применения 5.2.Новшества для накопления па фирме 5.3.Новшества, в основном для продажи
6. Частота применения инновации 6.1.Разовые 6.2.Повторяющиеся (диффузия)
7. Форма новшества — основы инновации 7.1.Открытия, изобретения, патенты 7.2.Рационализаторские предложения 7.3.Ноу-хау 7.4.Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5.Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. п.
8. Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации 8.1. Научно-технический 8.2.Социальный 8.3.Экологический 8.4.Экономический (коммерческий) 8.5.Интегральный
9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация 9.1.Подсистема научного сопровождения 9.2.Целевая подсистема 9.3.Обеспечивающая подсистема 9.4.Управляемая подсистема 9.5.Управляющая подсистема

 

 

Приведенная классификация охватывает, на наш взгляд, все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе этой классификации инновации можно кодировать. Кодирование может быть укрупненным (с одним знаком для признака) и детальным (с двумя знаками и более для признака). При укрупненном кодировании код инновации будет иметь 9 цифр. Кодировать инновации можно в рамках страны и в мировом масштабе. В этом случае перед рассмотренным выше кодом указываются коды страны, отрасли, фирмы, взятые из системы сертификации.

Кодирование инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что даст значительный экономический эффект и активизирует инновационную деятельность.

Структура и содержание системы инновационного менеджмента организации

Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т. д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры и решить ряд других вопросов.

«Выход» системы

Анализ системы начинается с ее «выхода» — выпускаемых компанией товаров (продукции, услуг, новшеств и т. п.). Главное требование к «выходу» — обеспечение конкурентоспособности товаров на внешнем (внутреннем) рынке и достижение за счет этого прибыльности функционирования фирмы. Основным условием обеспечения стратегической конкурентоспособности «выхода» системы является высокое качество стратегических маркетинговых исследований.

Расходы на каждой следующей стадии жизненного цикла товара растут высокими темпами. Например, затраты на НИОКР в десятки раз больше затрат на стратегический маркетинг, а на организационнотехнологическую подготовку производства — еще в 2-5 раз выше. Материализация объекта НИОКР в производстве требует еще больших расходов. Чем крупнее программа выпуска объектов, тем меньше доля предпроизводственных затрат в совокупных затратах за жизненный цикл объекта. Расходы на использование (эксплуатацию) товаров длительного пользования (более одного года) в несколько раз больше цены объекта. Например, затраты за 10 лет эксплуатации транспортных средств, металлорежущих станков, горного оборудования, сельскохозяйственной техники в 10-20 раз превышают их цену. К эксплуатационным затратам относятся затраты на: энергию; топливо; запасные части; вспомогательные материалы; амортизацию основных производственных фондов, используемых при проведении технического обслуживания и ремонта техники; оплату груда обслуживающего и ремонтного персонала; отчисления на социальные нужды и т. п.

Приоритетной стратегией поведения фирм в условиях жесткой конкуренции должна стать стратегия повышения качества процессов и товаров, экономии ресурсов у их потребителей. Логическая цепочка экономии следующая: повышение качества всех процессов; обеспечение конкурентоспособности выпускаемых объектов; снижение совокупных затрат за жизненный цикл объектов на единицу их полезного эффекта (отдачи) за счет повышения качества и экономии эксплуатационных затрат. Отсюда вывод: для повышения качества «выхода» системы необходимо сначала повышать качество «входа» системы, обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих товаров, качество всех процессов в системе.

«Вход» системы

К «входу» системы относится все, что получает фирма для производства товаров: сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, информация, новое оборудование, кадры, документы. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то система не может обеспечить конкурентоспособность «выхода»

Обратная связь

К компонентам обратной связи системы менеджмента относятся требования, рекламации клиентов, новая информация от потребителей товаров фирмы, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством продукции, с новыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами. Потребители могут иметь обратную связь как с компанией — поставщиком основного товара, так и с поставщиками («входом») фирмы.

Внешняя среда системы

К компонентам внешней среды фирмы относятся макросреда, мезосреда (инфраструктура) и микросреда, оказывающие прямое или косвенное влияние на конкурентоспособность, эффективность и устойчивость работы фирмы.

Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами. Одни факторы макросреды оказывают прямое влияние на функционирование фирмы (например, налоговая, таможенная, финансово-кредитная системы страны), другие — косвенное (например, параметры технического развития, экосистемы, правовой системы и др.). В принципе, чем выше конкурентоспособность страны, тем больше в ней конкурентоспособных фирм.

 

Мезосреда (инфраструктура) региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство.

К факторам микросреды фирмы мы относим: непосредственных конкурентов компании по выпускаемым ею товарам; всех конкурентов поставщиков («входа»); маркетинговых посредников фирмы по «входу» и «выходу» системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. п.). Чем сильнее конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых компанией товаров.

В общие функции менеджмента входят стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование.

Глубина проработки проблем инновационного менеджмента и обоснованность управленческого решения определяются количеством и качеством применяемых научных подходов, принципов и методов менеджмента.

Чем проще процесс разработки и реализации управленческого решения, тем больше неопределенность (поле допуска) его результатов.

Поэтому объективные законы конкуренции и экономии времени требуют увеличения затрат на повышение качества стратегических решений на ранних стадиях жизненного цикла товаров ради многократной экономии на последующих стадиях. Ведущие компании в настоящее время идут по пути повышения конкурентоспособности принимаемых решений, качества процессов, документов, товаров, увеличения затрат на стратегический маркетинг, инновации, НИОКР.

Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций.

Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами. Они могут быть как покупными, так и собственной разработки; могут накапливаться в собственном фонде, внедряться (т. е. переходить в инновацию) в собственном производстве либо продаваться.

Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки.

Обоснованность параметров целевой подсистемы определяет эффективность дальнейшего функционирования компании.

После анализа окружения фирмы и формирования целевой подсистемы определяются параметры обеспечивающей подсистемы, т. е. количество, качество, сроки поставок, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п., необходимые для решения задач целевой подсистемы. Для достижения конкурентоспособного «выхода» системы необходимо найти конкурентоспособных поставщиков ее «входа». На основе неконкурентоспособных компонентов «входа» при любом уровне техники, технологии и организации процессов невозможно произвести конкурентоспособный товар.

Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций.

Последняя, управляющая подсистема является важнейшей, так как она несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения инновационных проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы инновационного менеджмента.

 


Список литературы

Фатхутдинов Р.А. - Инновационный Менеджмент

Журнал «Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов». Авторы: Полоник С.С., Хоробрых Э.В., Литвинчук А.А.

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА» (https://cyberleninka.ru/)

Управление экономическими системами: электронный научный журнал (http://uecs.ru/)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...