Сущность, задачи и функции контроллинга
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Теория контроллинга………………………………………………………….5 1.1. Сущность, задачи и функции контроллинга………………………………..5 1.2. Виды контроллинга…………………………………………………………..8 1.3. Структура и характеристика разделов контроллинга…………………….12 2. Контроллинг в системе управления предприятием………………………...18 2.1. Роль контроллинга на предприятии, его цели и задачи…………………..18 2.2. Реализация функций контроллинга на предприятии……………………..22 Заключение………………………………………………………………………28 Список использованной литературы
Введение Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению: на первый план выходят экономические, рыночные критерии эффективности, повышаются требования к гибкости управления. Экономическая среда в настоящее время крайне нестабильна. Научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий. Новым словом в управлении стало появление контроллинга как функционально обособленного направления экономической работы на предприятии, связанного с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте, обеспечивающей принятие оперативных и стратегических управленческих решений. Контроллинг включает в себя установление цели предприятия, текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществление функций контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, а также, что наиболее важно, подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет функцию «управления управлением» и является синтезом планирования, учета, контроля, экономического анализа, организации информационных потоков и многого другого.
Занимая особое место в системе управления предприятием, контроллинг осуществляет информационное обеспечение принятия решений в целях оптимального использования имеющихся возможностей, объективной оценки сильных и слабых сторон предприятия, а также во избежание банкротства и кризисных ситуаций. Контроллинг — новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Теория контроллинга Сущность, задачи и функции контроллинга Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией целей предприятия для принятия важных стратегических управленческих решений. Контроллинг — это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Основная конечная цель любого коммерческого предприятия — получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, — например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, — тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же — получение прибыли.
Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг (управление управлением) является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, кибернетики, социологии. Для овладения контроллингом необходимы широкий кругозор и способность мыслить аналитически, а кроме того, нужны знания по широкому спектру предметов, связанных с экономикой, управлением, кибернетикой. Следует иметь в виду, что не существует готовых решений для всех проблем, с которыми может столкнуться предприятие. Реальные экономические проблемы всегда нестандартны и запутаны, а времени и исходной информации для их решения обычно недостаточно. Поэтому следует научиться смело комбинировать различные подходы, применять весь накопленный багаж знаний для поиска творческих решений в условиях неопределенности и неполной информации. Основная цель контроллинга — ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций: ¾ координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; ¾ информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений; ¾ создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; ¾ обеспечение рациональности управленческого процесса.
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами: 1. повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием: ¾ смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего; ¾ увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия; ¾ необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия; ¾ необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций; 2. усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления; 3. информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления; 4. общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности. В современных условиях среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга. Эти концепции появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная на систему учета (в 1930-е гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970—1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); концепция ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур. Матричная организационная структура — тип организационной структуры, в которой для каждого осуществляемого на предприятии проекта создается специальная временная рабочая группа, во главе которой стоит руководитель проекта. Члены этой группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Когда осуществление проекта закончено, группа расформировывается и ее члены возвращаются в свои отделы. Матричная организационная структура широко используется в авиационной промышленности, автомобилестроении и др.
В целом система контроллинга на предприятии решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной. Виды контроллинга Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятий. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный. Сравнительные характеристики стратегического и оперативного контроллинга представлены в таблице 1. Таблица 1 – Характеристика стратегического и оперативного контроллинга
Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития. Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, представленные на рисунке 1. Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана. Рисунок 1. Направления анализа в стратегическом контроллинге
Если выбранный вариант стратегического плана нас устраивает, то для разработки системы следящего контроля за достижением стратегических целей необходимо выбрать области контроля: ¾ стратегические цели (как качественные, так и количественные); ¾ критические внешние и внутренние условия, лежащие в основе стратегических планов; ¾ узкие и слабые места, выявленные в результате анализа стратегического плана. При определении системы подконтрольных показателей необходимо помнить о следующих требованиях: ¾ объем показателей должен быть ограничен; ¾ показатели должны содержать данные по всему предприятию в целом, а также по всем его подразделениям; ¾ выбранные показатели должны быть динамичными и перспективными (необходимо обеспечить возможность сопоставления данных, как минимум, за пять лет); ¾ показатели должны иметь характер раннего предупреждения; ¾ при выборе показателей необходимо обращать внимание на то, чтобы они были сопоставимыми (с прошлыми достижениями, с другими предприятиями отрасли и т. п.). Анализ выбранных подконтрольных показателей включает в себя следующее: ¾ сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления отклонений; ¾ выявление причин и виновников отклонений; ¾ определение зависимости между полученными отклонениями и конечными результатами деятельности предприятия; ¾ анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты. Аналитическую информацию передают с определенной периодичностью руководству предприятия для принятия управленческих решений. Цель оперативного контроллинга — создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты — прибыль. В отличие от стратегического оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей. Основные подконтрольные показатели: ¾ рентабельность капитала; ¾ производительность; ¾ степень ликвидности. Систему оперативного контроллинга используют для поддержания оперативных решений по недопущению кризисного состояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|