Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и характеристика разделов контроллинга




Структура контроллинга схематично представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Разделы контроллинга

Установление целей — определение качественных и количе­ственных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.

Планирование — превращение целей предприятия в прогно­зы и планы. Первый шаг планирования — анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (так называемый SWOT-анализ). На основе этого разрабатывают сначала стратегию предприятия, а затем — план. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей, что помогает, а что мешает их достичь. План — это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Планы разрабатывают как по всему предприятию в целом, так и по каждому подразделению. Контроллинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность разных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также оценивает пла­ны, определяя насколько они соответствуют целям предпри­ятия, насколько они стимулируют к действию, насколько ре­ально их выполнение.

Оперативный управленческий учет — отражение всей финан­сово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выпол­нения плана. Как элемент системы контроллинга он принци­пиально отличается от бухгалтерского учета. Специфика управ­ленческого учета состоит в том, что он ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих реше­ний, а бухгалтерский учет нацелен прежде всего на внешних пользователей (государственные органы, банки и др.).

Система информационных потоков — важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. Сам процесс управле­ния часто рассматривают как процесс преобразования инфор­мации: управленческие воздействия — это информация особого рода. В теории информации математически доказано, что су­ществует некий минимальный объем информации, без кото­рого эффективное управление невозможно. Причем чем более разнообразной может быть реакция объекта управления, тем больше нужно информации. Применительно к предприятию это означает, что чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее устройство самого предприятия — тем больше информации нужно для эффективного управления. По­этому управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Одна из основных задач контроллинга — информационная

поддержка управления, решить ее можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы информаци­онных потоков на предприятии.

Контроллинг является поставщиком информации, необхо­димой для функционирования системы управления на пред­приятии. Информация — это совокупность сведений, умень­шающих степень неопределенности. Поэтому информация, ко­торую поставляет система контроллинга, должна отвечать следующим требованиям:

¾ достоверность;

¾ полнота;

¾ релевантность (существенность);

¾ полезность (эффект от использования информации дол­жен превышать

затраты на ее получение);

¾ понятность;

¾ своевременность;

¾ регулярность.

Таким требованиям должна отвечать любая информация, в том числе информация традиционного бухгалтерского (финан­сового) учета. Однако значимость различных требований может быть различной: если для бухгалтерского (финансового) учета главное — это достоверность информации, то в системе кон­троллинга — релевантность информации (насколько она суще­ственна для принимаемого управленческого решения). Все ос­тальные требования к информации в рамках контроллинга иг­рают подчиненную роль, несущественная информация, даже если она вполне достоверна, не может помочь в принятии управленческих решений; в то же время существенная, но дос­товерная лишь на 95%, — может оказаться большим подспорь­ем руководителю.

Релевантными для принятия управленческого решения можно считать только те сведения, которые непосредственно связаны с данным решением:

¾ условия, в которых принимается решение;

¾ целевые критерии;

¾ набор возможных альтернатив (какие решения в принци­пе можно принять);

¾ последствия принятия каждой из альтернатив (что про­изойдет, если будет принято то или иное решение).

Владея информацией, руководитель может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия — отслеживание протекающих на предприятии про­цессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее корот­кие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение це­левых результатов с фактически достигнутыми. На основании такого сравнения делают выводы о сильных и слабых сторо­нах предприятия, динамике их изменения, а также о благо­приятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, в которых предприятию приходится работать. Из­менение условий внешней и внутренней сред предприятия влечет за собой пересмотр целевых параметров: необходимо проверить насколько оптимальны поставленные цели в новых условиях, сможет ли предприятие ввиду произошедших изме­нений добиться поставленных целей. На основании изменения целевых параметров, а также прогноза изменений сильных и слабых сторон самого предприятия корректируется план дейст­вий по достижению целей, и уже этот новый, пересмотренный план воплощается в жизнь, т.е. круг замыкается.

Модель мониторинга, осуществляемого в рамках системы контроллинга, представлена на рис.4.

На основании всей собранной информации система кон­троллинга осуществляет контроль.

Контроллинг не тождествен контролю: контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в дея­тельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу. Следует отметить, что при этом контроллинг выполняет опре­деленные контрольные функции (при этом сама природа контроля претерпевает существенные изменения).

Предварительный контроль:

¾ контроль целей (правильно ли поставлены цели, кор­ректно ли построено дерево целей предприятия, не про­тиворечат ли разные цели друг другу, насколько адек­ватно количественные критерии отражают качественные цели предприятия);

¾ контроль прогнозов (насколько они реалистичны, обос­нованы, информативны, как они помогают предприятию решить стоящие задачи);

¾ контроль разрыва между целевым и прогнозируемым значениями (насколько прогноз развития событий не соответствует целям);

¾ контроль ограничений (какие внешние или внутренние ус­ловия мешают предприятию достичь поставленных целей, какие тенденции существуют в развитии этих условий);

¾ контроль планов (насколько различные планы пред­приятия оптимальны с точки зрения достижения его целей, не противоречат ли различные планы друг другу и т. д.);

¾ бюджетный контроль (контроль над затратами подразде­лений предприятия путем разработки бюджетов).

Текущий контроль:

¾ контроль и мониторинг внешней среды предприятия с целью выявления «слабых сигналов»;

¾ мониторинг внутренней среды с целью раннего обнару­жения проблем.

Заключительный контроль:

¾ контроль выполнения планов (расчет отклонений фак­тических значений от плановых, анализ причин этих от­клонений).

Таким образом, в системе контроллинга акценты смещают­ся с простого фиксирования прошлых фактов в сторону пер­спективного, опережающего контроля, а также оперативного отслеживания текущих событий; в фокусе контроля оказывает­ся не прошлое, а настоящее и будущее.

Все предыдущие элементы системы контроллинга — от планирования до мониторинга реализации планов — необхо­димы в первую очередь для обеспечения возможности анализа планов, результатов и отклонений.

Анализировать можно и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ прошлого направлен на оценку результатов прошлой деятельности предприятия (добилось ли предприятие постав­ленной цели? что ему помогло, что помешало? каковы сильные и слабые стороны предприятия?). Анализ настоящего помогает определить, что происходит на предприятии в настоящее вре­мя, и в каком направлении оно развивается. Анализ будущего оценивает: сможет ли предприятие добиться поставленных це­лей, какие возможности перед ним откроются, с какими рис­ками придется столкнуться. Все эти виды анализа осуществля­ются в рамках системы контроллинга.

На основе анализа вырабатывают рекомендации для при­нятия управленческих решений. С учетом сложившейся си­туации, а также будущих возможностей и опасностей кон­троллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время и оценивает эти альтерна­тивы с точки зрения достижения целей предприятия.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...