Условия создания качественного сервиса
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Правовое обеспечение управления Качеством продукции. Условия создания качественного сервиса На туристских предприятиях
Контрольная работа по курсу «Управление качеством».
Исполнитель Проверил:
Город Год Правовое обеспечение управления Качеством продукции. В современных условиях развития экономики во всех странах мира остро встали проблемы гарантирования качества материальных товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение приобретают и тесно связанные с этим вопросы безопасности продукции и услуг, производственных процессов, а так же процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда. Качество продукции определяется значениями показателей, количественно характеризующими ее свойства. Правовой аспект качества продукции состоит в том, что эти показатели должны быть закреплены в правилах, имеющих обязательный характер. Такими правилами, т.е. правовыми предписаниями являются: а) нормативно-техническая документация (НТД) и образцы (эталоны); б) договоры. Продукция, отвечающая всем установленным к ней требованиям, является продукцией надлежащего качества. Если она не соответствует по качеству какому-либо из показателей, то считается продукцией ненадлежащего качества, а предприятия и конкретные виновники должны нести в соответствии с законодательством ответственность за нарушение государственной, плановой, договорной и производственной дисциплины. Таким образом, качество продукции – совокупность ее существенных свойств, закрепляемых в виде показателей качества в НТД (стандартах и технических условиях), образцах (эталонах) или устанавливаемых в договорах и обуславливающих пригодность продукции при ее потреблении (эксплуатации) удовлетворять определенные потребности предприятий и граждан.
Правовое обеспечение как функция системы управления качеством продукции включает три вида деятельности: 1. Правовое регулирование – разработку и утверждение (принятие) правовых норм. 2. Правоприменительную деятельность – обеспечение эффективного применения действующих норм. 3. Правоохранительную деятельность – юридическую ответственность Общественные отношения в области управления качеством продукции регулируются правовыми нормами различных отраслей права: гражданского, административного, финансового, трудового, уголовного. Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной форме между производителем, продавцом и потребителем. Для гражданско-правового регулирования характерно равноправие сторон в правоотношении – они обладают полной юридической самостоятельностью в выборе образа действия и не подчинены друг другу. Гражданско-правовая форма обеспечения качества – это, прежде всего договоры, они опосредуют общественные отношения между участниками хозяйственного оборота на всех этапах формирования и существования продукции как потребительной стоимости. Административное право регулирует общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. Важнейшая особенность административного правоотношения состоит в том, что одним из его участников является государственный орган или должностное лицо, обладающее властными полномочиями. Участники административного правоотношения находятся между собой в отношениях власти и подчинения. Административно-правовые формы обеспечения качества – это стандартизация, испытания продукции, сертификация, метрологическое обеспечение, надзор и контроль.
Административное законодательство предусматривает применение санкций и привлечение к ответственности предприятий и их должностных лиц за нарушение требований стандартов, технических условий и метрологических правил. Финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе планомерного осуществления государственной финансовой деятельности, т.е. отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств, необходимых для решения задач, связанных с развитием. Нормы финансового права определяют, в частности, порядок финансирования и кредитования деятельности предприятий по обеспечению качества продукции, предусматривают применение санкций – изъятие прибыли и незаконно полученной выручки. Трудовое право регулирует отношения рабочих и служащих. Нормы трудового законодательства определяют порядок оплаты труда, меры морального и материального поощрения за качество продукции, а так же предусматривают дисциплинарную и материальную ответственность рабочих и служащих. Уголовное право устанавливает круг общественно опасных деяний – преступления и меры наказания, применяемые к совершившим их лицам, в частности за выпуск заведомо недоброкачественных, нестандартных или некомплектных товаров. Есть два способа воздействия права на качество продукции: 1. Регулирование общественных отношений в области управления качеством продукции. В данном случае речь идет о системе законодательства по вопросам управления качества продукции. 2. Нормирование требований к техническому уровню и качеству продукции. Здесь речь идет о стандартизации как специфической правовой форме регулирования качества. Законодательство о качестве продукции имеет следующие задачи: - регулирование деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений и граждан по разработке, производству, реализации и использованию продукции; - установление прав, обязанностей и ответственности всех участников процесса производства в целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан в продукции высокого качества, соответствующей требованиям безопасности жизни и здоровья людей и сохранения окружающей среды.
В Российской Федерации для обеспечения решения вопросов качества в декабре 2002 г. Принят закон «О техническом регулировании». В соответствии с ним, техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а так же в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. [2] В законе четко устанавливаются области технического регулирования (рис 1). Рис.1. Области технического регулирования.
В системе технического регулирования Российской Федерации применяются следующие документы: · технические регламенты, требования которых являются обязательными для исполнения на территории и всеми организациями Российской Федерации; · стандарты, устанавливающие требования, принимаемые организациями на добровольной основе; · сертификаты для оценки и подтверждения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов или рекомендуемым нормам стандартов. Основными принципами технического регулирования в нашей стране являются следующие: - применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; - соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а так же уровню научно-технического развития;
- независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; - единая система и правила аккредитации; - единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; - единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; - недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; - недопустимость совмещений полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации; - недопустимость совмещения одним органом на аккредитацию и сертификацию; - недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов. В Российской Федерации могут применяться общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Такие регламенты принимаются для решения следующих проблем: · безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; · безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; · пожарной безопасности; · биологической безопасности; · электромагнитной совместимости; · экологической безопасности; · ядерной и радиационной безопасности. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов, а степень риска причинения вреда выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. При этом обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации могут определяться совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Также нормативно-правовая база обеспечения качества продукции строится с широким использованием двух развитых и широко распространенных во всем мире систем: стандартизации и сертификации.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Таким образом, деятельность по стандартизации предусматривает достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положенной для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов. Объектами стандартизации могут быть продукция, процесс, услуга, система, требования, методы и т.д. Основным итогом деятельности по стандартизации является стандарт. Международная организация по стандартизации определила стандарт как документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Основные цели современной стандартизации, которые определяют и результаты стандартизации, и основные направления ее развития: 1. Безопасность и охрана ноносферы. 2. Взаимозаменяемость. 3. Техническая и информационная совместимость. 4. Единство измерений, исследований, технических и экономико-статистических данных. 5. Конкурентоспособность продукции и услуг. 6. Ресурсосбережение. 7. Научно-технический прогресс. 8. Защита объектов от негативных природных и техногенных факторов. Таким образом, важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются обеспечение безопасности продукции и процессов, повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.
Условия создания качественного сервиса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|