Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие индивидуально-психологических особенностей




Введение

 

Актуальность исследования обусловлена ходом современного научно-технического и социального прогресса. Прошедшее двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Под его влиянием произошли большие изменения и в материальной культуре, и в сознании людей, и в окружающей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие современного мира. Техногенная (индустриальная) цивилизация, контуры которой еще только наметились в XIX столетии, в течении ХХ века оформилась окончательно.

В сложившихся современных условиях преобладает коллективный характер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность, усложнилась психическая жизнедеятельность людей, происходит постоянный рост их личностных притязаний.

Что касается военнослужащих, то здесь необходимо отметить, что чрезвычайно сложные социально-экономические перемены в стране привели к изменению ценностных ориентаций, деформировали ранее существовавшие убеждения и взгляды. Размытость понятий "честь", "достоинство", резко упавший престиж воинской службы, нежелание многих брать на себя ответственность за судьбу Отечества, необеспеченность гарантий социальной защиты внесли свой негативный вклад в морально-психологическое состояние военнослужащих. Части и корабли от призыва к призыву пополняются заметно отличающейся от предыдущей, молодежью с более негативными характеристиками.

Сказывается недокомплект военнослужащих срочной службы, достигающий 30 %. Неуставные взаимоотношения, глумления над сослуживцами, гибель от не боевых потерь, уклонение от воинской службы свидетельствуют о нерешенности социально-психологических проблем в воинских коллективах. Эти и другие обстоятельства выдвигают психологическую работу на первый план, которая помогает постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах.

Целью настоящей работы является изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решение следующих задач:

.   Изучить и проанализировать литературные источники по теме работы;

Раскрыть содержание понятия "индивидуально-психологические особенности";

Рассмотреть психологические особенности молодости и зрелости как возрастных периодов;

.   Проанализировать особенности лиц, проходящих военную службу в ВС;

Провести эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;

.   Сделать выводы в соответствии с поставленными задачами.

Объектом исследования являются военнослужащие.

Предметом - индивидуально-психологические особенности военнослужащих.

В ходе работы использовались следующие методы исследования:

·   изучение, анализ и обобщение материалов литературных источников по теме, способствующих определению методологических и теоретических положений работы;

·   эмпирические методы: беседа, наблюдение, опрос, анкетирование;

·   методы количественного и качественного анализа данных.

военнослужащий психологический индивидуальный российский

Теоретическую основу исследования составили работы авторов, имеющие прямое или косвенное отношение к проблеме социально-психологического климата в трудовом коллективе: Бойко В.В., Донцова А.И., Ковалева А.Г., Мансурова Н.С. Панферова В.Н., Парыгина Б.Д., Шепель В.М. и др.

Вопросы психологической работы в Вооруженных Силах исследовали: кандидат философских наук подполковник В.М. Анисимов, подполковник А.В. Боенко, доктор психологических наук полковник П.А. Корчемный, кандидат психологических наук полковник В.Ф. Перевалов.

Научная новизна работы определена тем, что она является комплексным исследованием особенностей социально-психологического климата в воинском коллективе.

В структурном отношении настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, логически разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы (82 источника).

 


Глава 1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих

Понятие индивидуально-психологических особенностей

 

В широком плане личность выступает интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Следует отметить, что в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности.

Ни у кого не возникает сомнения, что человек на свет рождается уже человеком. В этом проявляется генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Это фиксируется в понятии "индивид", подтверждающем принадлежность биологического организма к человеческому роду.

По мнению известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева, понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, которые возникают уже на ранних ступенях развития жизни. С его точки зрения, индивид - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграция и взаимное "слаживание". Следовательно, индивид - это человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая к человеческому роду. Он выступает продуктом, прежде всего, филогенетического развития, носителем врожденных качеств. Однако сказать о человеке, что он "индивид", значит не сказать почти ничего. Ведь к нему в равной мере можно отнести младенца и взрослого человека, высокообразованного человека цивилизованного общества и опустившегося до крайности пьяницу.

Дальнейшие характеристики должны как-то выделить его в этом мире. Ведь появившись однажды на свет человек продолжает свое физическое, психическое и психологическое развитие и достигает на определенном этапе жизни качественно нового уровня - личностного.

Отечественная психология исходит из того, что личность - это конкретный человек, представитель определенной общности (например, воинского социума), осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой (например, военно-профессиональной) деятельностью и наделенный определенными индивидуальными психологическими особенностями.

Это индивид, как субъект социальных отношений, так как характеризуется включенностью в общественные (военно-профессиональные) отношения и представляет собой определенное системное качество индивида. А с этой стороны под личностью также можно понимать определенное качество конкретного человека (индивида), отражающее его отношение к окружающему миру и определяющее характер его деятельности.

В то же время, каждый военнослужащий, как личность, имеет не только присущие только ему особенности нервной системы (психику), но формируется и развивается в различных социальных условиях (семья, образовательные учреждения и учреждения профессиональной подготовки, воинское подразделение), что складывает своеобразное содержание его психологии. Это явление получило название индивидуальности, отражающей своеобразное сочетание психических и психологических особенностей конкретного военнослужащего.

Если в житейском сознании понятие личности нередко отождествляется с представлением о человеке, то в научной психологии во многих теориях личность понимается как более узкое образование, наполненное определенным психологическим содержанием. В современной психологии существует множество определений личности. Человек же может быть описан не только с помощью понятия личности, но и характера, темперамента и других существенных свойств, которые и отличают одного человека от другого и выявляют его индивидуальность. Понятие индивидуально-психологических особенностей включает в себя и аномалии личности, конкретизирует их, т.е. является синтезом многих характеристик человека.

Следует учесть, что понятие индивидуально-психогических особенностей является собирательным и наряду с направленностью личности, особенностями мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, характера, темперамента, познавательной деятельности включает в себя и социокультурно обусловленные ценностные ориентации, особенности смыслового восприятия различных ситуаций, стереотипы поведения и эмоционального реагирования.

Ведущим компонентом структуры личности является основное системообразующее свойство личности - направленность личности - системоустойчивых (мировоззрения, интересов, идеалов, убеждений, доминирующих потребностей), определяющая поведение личности в меняющихся внешних условиях.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности, но также и на психические состояния, эмоциональные, познавательные и волевые психические процессы.

Направленность вместе с доминирующими мотивами имеет и другие особенности протекания: привязанности, симпатии (антипатии, ценностные ориентации, вкусы). Проявляется она не только в различных видах, но и в сферах жизнедеятельности человека.

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, интенсивностью, широтой, устойчивостью и действенностью.

Особенности направленности личности:

·         Социальная значимость отношений личности, их уровень общественной ценности - нравственность ее повседневного поведения.

·         Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных интересов - целеустремленность личности.

·         Степень устойчивости отношений - принципиальность и последовательность личности, или цельность личности.

Имеются также базовые ценности, фундаментальные для данной группы людей, существуют и сверхценности.

Свобода личности, народа, жизнь близких людей, честь и достоинство - сверхценностей, которые для многих людей значат больше, чем собственная жизнь.

Существуют и мнимые сверхценности. Например, при крушении сверхценности - любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется "депрессивной заслонкой", теряется смысл жизни.

Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и т.д. Но этот курс обычно лежит в пределах определенных социальных отношений и ценностей.

Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей.

Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель - основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности - в системе человеческих потребностей.

На различных этапах онтогенеза человека от рождения до старости психическое развитие и формирование личности имеет свои особенности.

Знание динамики возрастного развития и некоторых специфических закономерностей проявления мотивации личности в том или ином возрасте может оказать здесь существенную помощь. Например, учет в психологическом изучении личности военнослужащего срочной службы особенностей переходного периода от юности к взрослости (18-20 лет), требует понимания того, что на этом этапе решающее значение в жизненном самоопределении имеет переход от зависимости от родителей к самостоятельности. Этот фактор значительно детерминирует мотивационную сферу молодого человека. Едва преодолев противоречия и трудности "подросткового кризиса", сопровождающегося в своем стремлении к свободе самовыражения конфликтами со взрослыми, нарочитостью поведения, игнорированием замечаний и другими элементами асоциального поведения, оказавшись в армии молодой воин вновь попадает под всестороннюю опеку и контроль командиров. Может возникнуть внутренний конфликт и сработать психологическая защита личности в форме регрессии, т.е. психологического возврата в подростковый период с характерной демонстративностью, непредсказуемостью, замкнутостью и т.д. Совершаемые при этом проступки, нарушения порядка подчиненности внешне достаточно злостные, могут по сути являться проявлением защитной реакции подросткового типа. В этом случае важно понять молодого воина, помочь ему осознать свою значимость и проявить ответственность как вооруженного защитника родины, создать условия для реализации стремления к самостоятельному принятию решений, что ускорит адаптационный процесс. Попытки же изменить поведения воина силовыми методами, ужесточением контроля углубляет внутренний конфликт и значительно осложняет положение воина. На этом примере мы рассмотрели проявление лишь одной возрастной закономерности переходного периода - стремление личности к самостоятельности, самоутверждению и самовыражению. Возрастная психология, таким образом, дает ключи к пониманию существенных мотивационно-поведенческих детерминант воинов.

Поэтому изучение личности офицера предполагает учет типологических особенностей ранней (21-25 лет), средней (25-40 лет) и поздней (40-55 лет) взрослости. Для каждого возрастного периода характерны свои кризисные "пики", переживание которых значительно влияет на все личностные проявления военнослужащего.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...