Особенности личности лиц, проходящих военную службу в ВС РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Специфической особенностью воинской деятельности является то, что ее субъекты находятся в постоянном взаимодействии не только с различными условиями службы, используемым вооружением и оборудованием, но и друг с другом, что порождает их взаимную обусловленность и межличностную связь. При этом сам процесс взаимодействия представляется необходимым условием эффективности деятельности. Военнослужащий взаимодействует с другими людьми и окружающей реальностью в интересах поддержания равновесного состояния со средой обитания, гармонии с ней, тождества и непротиворечивости своего существования. Это непременное условие его жизни в армейских (флотских) условиях. Однако окружающий военнослужащего мир (условия военно-профессиональной деятельности) и сам он постоянно изменяются. Следовательно, абсолютного тождества личности и условий ее деятельности нет и не может быть. Человек постоянно находится в мире "нарушенного равновесия", единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные. Значит нельзя выделить ни одного момента в профессиональной деятельности военнослужащего, когда бы он не испытывал нужды восстановить баланс нарушаемого равновесия между его личностным содержанием и условиями службы. А для этого он вынужден проявлять достаточную психологическую активность. Активность военнослужащего заложена в самой его природе и присуща ему объективно. Однако направленность активности в воинской деятельности всегда ориентирована на вполне определенную реальность (объект), в качестве которой выступают служебные явления и процессы. Все их составляющие формируют целостный феномен воинского труда. Основными его сторонами являются военно-профессиональная деятельность, повседневные отношения и личностное развитие.
Отечественная военная психология исходит из того, что состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности, есть потребность. Именно она выступает источником постоянной активности военнослужащего, его "внутренним двигателем" и направлена на удовлетворение биологической (пища, одежда, жилье и др.) и социальной (информация, общение, искусство и др.) нужды. Различия между людьми менее всего выражены в наборе биологических потребностей, их количественных и качественных параметрах. Личность здесь проявляет себя в основном в способах их удовлетворения, которые базируются на психофизиологических основаниях военнослужащего и отражают достигнутый уровень усвоения им ценностей культуры, общественного опыта, практики военной службы. Это важно учитывать при организации жизнедеятельности личного состава, особенно в условиях проживания в казарме. В противном случае наличие различного опыта удовлетворения биологических потребностей становится одной из причин межличностных и внутриличностных конфликтов. Главные различия между военнослужащими как личностями проявляют себя в количественных и качественных параметрах социальных потребностей. Чем выше уровень личностного развития военнослужащего, тем больше у него социальных контактов, а значит богаче его социальные потребности, социальная активность и деятельность. В то же время важно учитывать, что военнослужащий по своей сути предстает как субъект воинского труда, целостный феномен со своими специфическими макрохарактеристиками как индивид, личность и индивидуальность. В каждом проявлении его активности представлена система потребностей, но в разной иерархии. В результате, вступая во взаимодействие с объектами военно-профессиональной деятельности, он тем самым не только познает их свойства, но и самого себя. Результаты этого познания фиксируются в его опыте. В случае возникновения необходимости удовлетворения какой-либо потребности военнослужащий, опираясь на свой опыт, направляет собственную активность на поиск тех средств, взаимодействие с которыми позволит ему добиться этого. Совокупность свойств объекта, на которые направлена активность военнослужащего с целью удовлетворения потребности, и является предметом этой потребности. В итоге объекты, формирующие условия воинской деятельности, становятся предметами личностной потребности.
Другим фактором, проявляющимся в военно-профессиональной деятельности, выступает мотив. При этом военные психологи исходят из того, что воинская деятельность полимотивирована, т.е. побуждается многими мотивами, их иерархией. Ведущие мотивы в основном и определяют направленность деятельности. Но это не исключает влияния на нее в определенных ситуациях мотивов, не имевших первоначально побудительной силы. Другими словами, в процессе воинской деятельности может изменяться иерархия побуждающих ее мотивов. Это, как правило, происходит тогда, когда деятельность побуждается мотивами, которые в системе ценностных ориентаций военнослужащих не занимают ведущих позиций. Системообразующим фактором профессиональной деятельности военнослужащего выступает цель, представляющая собой идеальный образ ее результата. Цель и мотив взаимопереходят друг в друг. Например, цель, которая ранее побуждалась мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т.е. сама становиться мотивом, Мотивы, имеющие такое происхождение, являются сознательными мотивами деятельности. Таким образом, военнослужащий, как и любой другой человек, объективно предрасположен быть активным во взаимодействии с окружающей средой и реализовывать себя в специфической деятельности, представленной военной службой. Это условие его жизни. Всякая попытка ограничить его активность в воинской деятельности, поиск новизны взаимодействия с окружающим миром на определенном этапе ведет к психологическому дискомфорту, росту личностной напряженности, оказывает негативное влияние на целостное функционирование ведущих компонентов психологической структуры личности.
Психологическую структуру личности формируют ряд психических и психологических явлений, которые, в зависимости от их функций, можно объединить в три группы: психические процессы (познавательные и эмоционально-волевые), психологические образования и психологические свойства. Рассмотрим их структуру, общее содержание и специфику проявления в сфере военно-профессиональной деятельности. Психические процессы как основа формирования и функционирования личности Познавательная деятельность - необходимая составная часть жизни человека, условие его формирования и развития как личности, выполняющей конкретный вид профессиональной и другой деятельности. В ее основе находятся психические процессы - ощущение, восприятие, память, представление, воображение, внимание, мышление и речь. В соответствии с решаемыми задачами перечисленные процессы получили название психических познавательных процессов. Одновременно с познанием окружающего мира военнослужащий определенным образом посредством своей психики реагирует на происходящие события и явления соответствующим состоянием, которое выступает продуктом эмоционально-волевых процессов - эмоций, чувств и воли. Психические познавательные процессы Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании военнослужащего предметов и явлений объективного мира. При этом можно выделить три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). При этом решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь. Общая структура психических познавательных процессов представлена на схеме.
Ощущение - процесс отражения в сознании военнослужащего отдельных свойств и качеств объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. В зависимости от свойств и качеств отражаемой объективной реальности выделяются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, вибрационные, болевые, температурные и органические. Восприятие - процесс целостного отражения в сознании военнослужащего предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие (ощущается) на психику военнослужащего. Информация, поступающая в сознание военнослужащего на основе восприятия объективного мира, далее обрабатывается памятью. По своей сути память - это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал. В отечественной военной психологии выделяются четыре вида памяти: словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная (моторная) и эмоциональная. В зависимости от длительности хранения информации память бывает оперативной (секунды-минуты), кратковременной (часы-сутки), длительной (месяцы-годы) и постоянной. Представления - процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти. Это своеобразное промежуточное звено в диалектическом переходе от ощущений и восприятий к мышлению. Выделяются два вида представлений: единичные (образы отдельных предметов и явлений) и общие (обобщенные образы предметов и явлений). Представления наиболее взаимодействуют не только с процессами памяти, но и воображения, представляющего собой процесс создания в сознании новых предметов и явлений на основе имеющихся знаний и опыта человека. Оно лежит в основе прогнозирования деятельности, позволяет предположить эффективность функционирования вновь создаваемых предметов и явлений (элементов военно-профессиональной деятельности). Рассмотренные психические процессы наиболее продуктивно работают при сосредоточении на них всего сознания, выполняемом на основе внимания, которое рассматривается как избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность, особенно в условиях военной службы. Вместе с тем в военной психологии принято увязывать внимание прежде всего с психической познавательной деятельностью военнослужащего на элементарном и промежуточном уровнях.
Наряду с психическими процессами элементарного и промежуточного уровней внимание оказывает влияние и на высшую психическую деятельность, представляемую мышлением. С позиций военной психологии мышление - опосредованное отражение в сознании человека глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явления объективного мира. Это высший процесс психической познавательной деятельности военнослужащего. Принято считать, что у большинства людей, наряду с образным мышлением (например, у шахматистов), ведущим средством мышления все же представлена речь. В этом случае она выступает как процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. В психической познавательной деятельности участвуют два вида речи: знаковая (образная), использующая в мышлении знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую. Речь, активно участвуя в процессе мышления человека, одновременно как бы выступает внешним выразителем качества функционирования психических познавательных процессов в целом. Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики других познавательных процессов, существенное влияние оказывает относительно самостоятельная группа психических процессов, относящихся к эмоционально-волевой сфере личности, формируемой на основе эмоционально-волевых процессов. Эмоционально-волевые процессы Эмоционально-волевые процессы представляют собой общее функциональное состояние психики человека, управляющее протекающими в ней процессами. Они включают эмоции, чувства и волю человека. Каждый из них имеет самостоятельную физиологическую основу и по-своему влияет на психическую деятельность в целом. Эмоции - это процесс отражения реакции психики человека на предметы и явления объективного мира, проявляющиеся в биологически обусловленных переживаниях. Чувства, в свою очередь, представляют собой устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях. Эмоции и чувства различаются по силе, длительности, глубине, скорости возникновения и действенности. В зависимости от их величины различают соответствующие эмоционально-чувственные состояния (иногда просто эмоциональные состояния), представляющие собой определенный временный уровень целостного функционирования психики военнослужащего. ¨ Настроение - слабо выраженное эмоциональное состояние, отличающееся значительной длительностью и некоторой неясностью, слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. ¨ Испуг - простейшая форма страха на основе действия инстинкта самосохранения. ¨ Боязнь - эмоциональное состояние на основе осознания военнослужащим реальной угрозы его положению, здоровью или жизни. ¨ Страх - астеническое эмоциональное состояние с ослаблением сознательного контроля военнослужащего над своими действиями. ¨ Аффект - переживание большой силы с коротким периодом протекания, вызванное раздражителем большой силы. ¨ Стресс - непродолжительное эмоциональное состояние, возникающее в результате осознания военнослужащим сложности ситуации, в которой он находится. ¨ Фрустрация - эмоциональное состояние военнослужащего, возникающее при осознании им непреодолимости возникшей для него трудности. ¨ Аффективный страх - остро выраженное астеническое состояние, парализующее способность военнослужащего к сознательной деятельности. ¨ Паника - крайне выраженное астеническое состояние с доминированием инстинкта самосохранения над сознанием. Наряду с перечисленными, у военнослужащих также могут возникать и специфические эмоционально-чувственные состояния. К ним, прежде всего, относят состояния ожидания (эмоциональное состояние, вызванное осознанием в условиях бездействия опасности для жизни, здоровья или социального положения предстоящих действий) и боевого возбуждения (сильное стеническое состояние, тормозящее аналитическую функцию сознания в активной боевой деятельности военнослужащего). Если эмоции и чувства военнослужащего переводят функционирование его психических процессов в подсознательную (неуправляемую) сферу, то сознательное управление ими осуществляется на основе его воли. Воля - способность человека сознательно действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая физиологические и психологические трудности (препятствия). В зависимости от характера цели, сложности (трудности) препятствия и условий реализации волевой психический процесс подразделяется на несколько видов волевых действий (воли): простые и сложные, преднамеренные и непреднамеренные. В зависимости от уровня волевых характеристик у военнослужащего формируются соответствующие качества личности: решительность, дисциплинированность, мужество, смелость и др. Как следует из содержания изложенного выше, психические процессы, прежде всего, обеспечивают отражение в сознании военнослужащего окружающей его действительности, а также формирование ее субъективного образа. Их полнота и качество всецело зависят от показателей психики (характеристик рассмотренных психических явлений) конкретного человека и во многом предопределяются особенностями его психофизиологии (наследственностью). Однако только этим функции психических процессов не ограничиваются. В результате взаимодействия психики с окружающим миром происходит формирование и последующее развитие еще двух групп психических явлений, обозначаемых как психологические (иногда - психические) образования и свойства личности. Используя психические механизмы, они полностью зависят от характера и содержания воздействующих на человека внешних факторов. Следовательно, образования и свойства, в отличие от процессов, имеют не психическое, а психологическое содержание. Психологические образования и свойства личности военнослужащего В отечественной военной психологии и педагогике принято считать, что психологические образования - это лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения (обучения) и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека. В их структуру входят знания, навыки и умения, а также привычки и убеждения. Интегральным психологическим образованием, формирующимся как в процессе научения, так и воспитания, выступает сознательность военнослужащего. Знания представляют собой преимущественно логическую информацию, зафиксированную в сознании (памяти) человека или хранящуюся в материализованной форме (в его записях, книгах, на электронных носителях и др.). Иными словами - это совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. В настоящее время в отечественной военной психологии выделяются четыре вида знаний: знания-знакомства, которые позволяют военнослужащему ориентироваться в обстановке в самых общих чертах. Это своеобразные "знания-узнавания", когда человек может отличить неправильную информацию от правильной, "опознать" ее; знания-репродукции дают возможность воспроизвести ранее воспринимавшийся или заученный материал; знания-умения обеспечивают уверенное и творческое их применение в любых видах военно-профессиональной деятельности; знания-трансформации выступают условием для создания новых знаний на основе их логического преобразования или применения в ранее не рассматриваемых условиях военно-профессиональной деятельности. При условии достаточности необходимого уровня знаний начинается формирование соответствующих навыков и умений. Навык - это автоматизированное действие, выполняемое под общим контролем сознания (доведенное до автоматизма действие, сопровождаемое или контролируемое сознанием). Умение, в отличие от навыка, представляет собой комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. В этом случае сознание предваряет выполняемое действие. Анализ сущностного определения навыка и умения говорит о том, что оба они представляют собой деятельность человека. Однако если в навыке вначале выполняется действие, качество которого в последующем контролируется сознанием, то в умении сначала с помощью сознания действие планируется и лишь затем выполняется. В зависимости от уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений: начальные умения, простые навыки (двигательные, сенсорные, умственные, смешанные), сложные навыки и сложные умения. Рассмотренные психические явления являются ведущими в психологической структуре личности военнослужащего и проявляются повсеместно. Однако мир психологических образований личности включает и некоторые другие, имеющие не меньшую значимость для военнослужащего, хотя и реализуемых лишь в соответствующих условиях. К ним относятся привычки, убеждения и интегральное качество личности - сознательность. Как уже отмечалось, психические образования личности предопределяют качество выполняемой человеком деятельности. Однако нередки случаи, когда военнослужащий может выполнить какую-то деятельность, совершить мужественный или героический поступок, но не делает этого. Следовательно, в структуре личности есть еще какие-то явления, заставляющие человека поступать так или иначе в конкретной военно-профессиональной ситуации. В отечественной военно-психологической литературе они объединены понятием психологические свойства под которыми понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность личности и характеризующие военнослужащего преимущественно с социально-психологической стороны. Другими словами, это те психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности. Направленность - это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей военнослужащего и показывает, к чему он стремится в жизни, в военно-профессиональной деятельности, какие цели ставит перед собой и что его к этому побуждает. Однако при относительно совпадающих характеристиках направленности различные военнослужащие внешне проявляют себя по-разному: одни резки и порывисты, другие реагируют медленно, старательно продумывая свои шаги и т.д. Это обусловлено другим психологическим свойством - темпераментом. С точки зрения военной психологии - это индивидуальное психическое свойство личности, отражающее динамику его психики и поведения. В нем психика и деятельность взаимосвязаны, но именно особенности функционирования психики (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) определяют своеобразие поведения человека. Темперамент, как психологическое свойство личности, изучался и систематизировался многими учеными, но в современной отечественной военной психологии используется его научное обоснование, предложенное И.П. Павловым и предусматривающее выделение холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического темпераментов. На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется другое психическое свойство - характер, сущность которого заключается в совокупности наиболее устойчивых психических черт, определяющих все стороны деятельности личности и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Это стержневое психологическое свойство личности военнослужащего, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера. Особенности характера конкретного военнослужащего формируются в определенной социальной среде на основе физиологической предопределенности его психики, в том числе и способностей. Способности - соответствие психических особенностей личности военнослужащего требованиям, предъявляемых к нему конкретным видом его военно-профессиональной деятельности. На данном понимании способностей базируется разработка большинства методик профессионального психологического отбора. Следует учитывать, что способности - это уже сформировавшееся психологическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой лишь стремление личности к определенной деятельности, то задатки - это врожденные особенности психики, позволяющие военнослужащему эффективно выполнять конкретную деятельность по военно-учетной специальности. И первое, и второе, в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе не востребованным. Их конкретные показатели, как, впрочем, и других психических и психологических явлений личности, устанавливаются в результате специального психологического изучения индивидуальных особенностей личности военнослужащего. Определяя социально-психологические особенности офицерского состава, в первую очередь следует отметить, что офицеры составляют основной костяк воинской части. Именно они являются непосредственными организаторами учебно-боевого и воспитательного процессов. Однако следует учитывать, что по своим социально-психологическим характеристикам офицерский состав также не однороден. В интересах повышения объективности и практической значимости даваемых социально-психологических характеристик офицерского состава целесообразно эту категорию условно разделить на две большие группы: офицеры первого периода службы и офицеры, имеющие значительный служебный опыт, находящиеся на втором, завершающем этапе своей служебной деятельности. К первой группе, как правило, относятся молодые офицеры и большинство младших офицеров (естественно, в эту группу не попадают те, кто в 35-40 лет находится в звании старшего лейтенанта или капитана). Во вторую группу целесообразно включить тех, кто заканчивает службу, и большинство старших офицеров. Рассмотрим общую социально-психологическую характеристику каждой из выделенных групп офицерского состава в виде совокупности положительных и отрицательных качеств, знание которых позволит выбирать наиболее эффективные методы взаимодействия с ними. К наиболее существенным позитивным характеристикам офицерского состава первой группы целесообразно отнести: · сформированные мировоззренческие позиции; · социальную зрелость; · широту интересов; · склонность к воинской профессии; · осознанный выбор вида Вооруженных Сил, рода войск; · хорошую теоретическую подготовку; · старательность, исполнительность, дисциплинированность; · доверие к опыту старших офицеров; профессиональное честолюбие, потребность совершенствоваться в избранной профессии; стремление к самостоятельности, инициатива, желание проявить себя, продвинуться по служебной лестнице; · повышенная потребность в общении; · близость к солдатам и другие качества. Противоположность перечисленным составляют следующие характеристики этой группы офицерского состава: недостаток опыта; непрочность убеждений; восприимчивость к негативному влиянию среды; высокая ранимость; максимализм в оценках; эмоциональность; поспешность в решениях и поступках; слабые навыки в работе с людьми; приверженность к жесткому прагматизму в выполнении своих обязанностей; нередко, особенно в последнее время, проявляется стремление найти применение своим профессиональным знания и умениям вне флотских (воинских) подразделений; недостаточная сформированностъ навыков в преодолении служебных и бытовых трудностей; неясное представление перспектив своей служебной карьеры; неудовлетворенность бытом, материальным положением, организацией досуга и др. В результате значительная часть молодых офицеров оставляют армию и флот в первые 5 лет военной службы. Характеризуя офицерский состав второй группы, следует обратить особое внимание на такие присущие ей положительные качества, как жизненный и служебный опыт; высокий профессионализм; ответственность; требовательность к себе и подчиненным; развитая коммуникабельность; хорошие навыки и умения в работе с людьми; способность принимать взвешенные решения; профессиональное честолюбие; адаптированность к ограничениям личной свободы и жесткой регламентации служебной деятельности и личной жизни; сосредоточенность на служебных делах; дисциплинированность и др. В качестве негативных характеристик следует отметить сформировавшиеся к этому времени склонность к консерватизму (шаблону деятельности); прочное доверие своему служебному и коммуникативному опыту; крайне редкий отказ от привычных, в том числе и отрицательных, стереотипов поведения и служебной деятельности (что, по замечанию В.О. Ключевского, возможно, характеризует не столько твердость убеждений, сколько инерцию мысли). В большинстве случаев ими отдается предпочтение административным, командным методам работы с людьми, реже используется потенциал других методов; превалирование материальных интересов в мотивации службы; проявление служебного снобизма, авторитарного стиля поведения, покровительственного тона во взаимоотношениях; наблюдается определенное снижение служебной активности в силу так называемых "предпенсионных настроений"; у многих присутствует ощущение социальной, моральной и материальной незащищенности, определенной ущербности в социальном плане по сравнению с представителями других слоев общества равного уровня подготовки и квалификации; чувствуется, а иногда подчеркнуто демонстрируется так называемая служебная усталость и др. Список литературы
1. Агеев B. C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. - 1984. - № 2. С.11-20. 2. Адрианов А.И., Волкова Н.А., Кудряшов А.Ф., Кудряшова Л.Д. и др. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 318с. . Актуальные проблемы развития военной социологии в условиях перестройки армии и флота. Материалы научно - практической конференции. /Под ред. Егорова Л.Г., Ксенофонтова О.Н., Сергеева В.П. - М.: ВПА. 1990. - 172 с. . Андреева Г.М., Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 253 с. . Антонюк В.И., Зотова О.И., Моченов Г.А., Шорохова Е.В. Проблема социально-психологического климата. - М., 1979. - 182 с. . Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. Ч.1. - М.: МПМ ФСБ РФ, 2003. - 312 с. . Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 340 с. . Афанасьев И.А., Губин В.А., Дулич Л.М., Лобанов М.А. Психология управления воинским коллективом. - СПб., ВСОК ВМФ. 1993. - 118с. . Афонькина Ю.А. Психология развития: Краткий курс лекций: Учебное пособие - Мурманск: НИЦ "Пазори", 2004. - 132с. . Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. - М., Воен. издат. 1981. - 366с. . Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). - М.: Фолиум, 1994. 175с. . Богатырев Е. Д, Социальные факторы формирования духовного потенциала Вооруженных Сил // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конференции М.: ВУ 1998г. - 340с. . Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 207 с. . Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2000. - 304 с. . Броневицкий Г.А. Психология военных моряков: психические состояния. СПб., Образование - культура. 2002. - 317с. . Брушлинский Л.В. Проблемы психологии субъекта. - М., 1994 - 280 с. . Вагин В.С., Клепиков Д.В. Девиантное поведение военнослужащих. - СПб., ВМА. 1998. - 38с. . Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 162 с. . Вичев В.В., Мораль и социальная психика. - М., 1978. - 84 с. . Военная психология и педагогика: Учеб. пособие. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с. . Военная психология и педагогика: Учеб. пособие. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с. . Волков С.В., Офицеры и русская культура. - М.: 1998. - 187с. . Головин Ю.С. Словарь практического психолога - Минск: Харвест, 1997. - 800с. . Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В. - М., 1983. - 294 с. . Гришина Н.В., и другие: Общение в трудовом коллективе. - Лениздат, 1990. - 171с. . Давыдов Г.А. Социальная и военная психология. - М.: ВПА, 1988. . Донцов А.И., Психология коллектива. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 26 с. . Дулич Л.М., Клепиков Д.В. Социологические и психолого - педагогические аспекты военного управления. - СПб., ВМА. 2002. - 144с. . Дмитриева Е.В. Социально - психологическое здоровье военнослужащих. - СПБ., ВМА. 1999. - 28с. . Доценко В.Т., Дулич Л.М., Клепиков Д.В. Социологические и психолого - педагогические аспекты военного управления: Организация воспитательной работы в ВМФ. - СПб., ВМА. 2003. - 76с. . Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - СПб.: Питер, 2003. - 319с. . Дулич Л.М., Клепиков Д.В. Морально - психологическое состояние военнослужащих: Методология анализа и критерии оценки. - СПб., ВМА. 2001. - 116с. . Дулич Л.М., Клепиков Д.В., Пряхин Ю.Д. Морально - психологическое обеспечение применения сил флота. - СПб., ВМА. 2000. - 72. . Зеленский В. Толковый словарь по аналитической психологии. - СПб., Б & К. 2000. - 324с. . Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 1976. - 224 с. . Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность. - М., 1979. - 132 с. . Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учеб. пособие. [Электронный ресурс]. - Н. Новгород: НГТУ, 2004. - 39 с. - Режим доступа: http://www.nntu. sci-nnov.ru/RUS/FVO/disciplines/ study-vospitat. php. . Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учеб.пособие. [Электронный ресурс]. - Н. Новгород: НГТУ, 2004. - 39 с. . Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., Политиздат, 1975. - 71с. . Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. / Под ред.Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. - Л.: Лениздат, 1987. 143 с. . Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. - 431с. . Ковалёв А.Г. Психология личности. - М., Просвещение. 1970. - 319с. . Коллектив и личность. /Под ред.К. К. Платонова, О.И. Зотовой, Е. В. Шороховой - М.: Наука, 1975. - 286 с. . Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 152с. . Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах: Учеб. Пособие - М.: ВПА, 1986 - 226 с. . Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение: проблемы и пути их решения // Военная мысль - 1999г - №6 С.21. . Кулаков В.Ф. Военная психология и педагогика. - М., Совершенство. 1998. 376с. . Курочкин Н.И. Максимов Н.А. Руководитель и коллектив - М.: Экономика, 1979. - 119 с. . Локоть Н.В. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований - Мурманск: МГПИ, 1999. - 90с. . Ломов Б.Ф., Васильев А.А., Офицеров В.В., Рубахин В.Ф. Военная инженерная психология. - М., Воен. издат. 1970. - 398с. . Лунева О.В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс (Практическая психология). - М., 2002. - 200 с. . Малкина - Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники гештальта и когнитивной терапии. - М.: Эксмо, 2004. - 384с. . Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592с. . Майерс Д. Социальная психология. - М., 1997. - 462 с. . Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. - М., 1992. - 284 с. . Марков М.С. Теория социального управления - Пер. с болг. - М.: Прогресс. 1978. - 477с. . Маркова А.К., Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы, - М.: Воениздат, 1994. - 374с. . Немов Р.С. Психология: Учебник. - М.: Просвещение, 2000. - 576 с. . Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. С. 91-101. . Общественно-государственная подготов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|