Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы научной философской работы




Метод (в той или иной своей форме) – система правил, предписаний, принципов, требований, норм познания, которые должны ориентировать в решении теоретических или практических задач, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии, начиная с Нового времени (XVI-XVII вв.), методологические идеи также начинают разрабатываться в рамках бурно развивающихся наук. В связи с этим, эмпирической базой разработки научной методологии является история науки, взятая в широком философском, общественно-историческом, социокультурном контексте. В современной философско-методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового: объективно-содержательный (обусловленность метода предметом познания через посредство теории), операциональный (фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности) и праксеологический (эффективность, надежность, ясность, конструктивность). Что касается методов науки, в зависимости от содержания изучаемых наукой объектов, роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения, методы естествознания и социально-гуманитарных наук.

В современной науке довольно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания, все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на следующие основные группы:

1. Философские методы: метафизический диалектический, критический, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. Философские методы задают самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы.

2. Общенаучные методы исследования – принципы познания, формирующие на основе общенаучных понятий и концепций, обеспечивающие связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

3. Частнонаучные методы – совокупность способов и принципов познания, исследовательских процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине.

5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Богатство эмпирического базиса философии задает отличную от других наук структуру философского текста. Он всегда синтетичен. Философский текст – гармоническое соединение научного, художественного и обыденного языков, сплавленных философской интерпретацией автора. Исследование в социальных науках и в том числе философское исследование отличается от естественнонаучных исследований, прежде всего тем, что исследователь и объект исследования одной природы, т.е. человек исследует сам себя. В отличие от других предметов исследования (например, физических объектов), человек может понимать другого человека, поэтому исследования в социальных науках часто являются интерпретативными.

В исследованиях такого типа основное значение придается, во-первых, не самим фактам, а их интерпретации, а, во-вторых, исследователю сложно достичь объективности, поскольку он всегда будет интерпретировать факты с определенной позиции. В философии особое значение приобретают такие методы исследования как феноменология и герменевтика. С точки зрения этих методологических стратегий социальная жизнь понимается, как то, что конструируется языком и социальными практиками людей. Поэтому для исследователя важно посмотреть на событие с точки зрения его участников. Это позволяет создать феноменологический метод исследования. Феноменологическое исследование обычно противопоставляется позитивистскому. В позитивизме реальность понимается как нечто объективное и внеположное человеку, а с точки зрения феноменолога, реальность сконструирована самими людьми. (В магистерской диссертации можно комбинировать позитивистский и феноменологический подходы).

Основные черты феноменологического исследования:

Темы

В центре исследования находится опыт людей, их отношение к событиям;

Акцент делается на смыслах, языке, интенциональности и осмыслении;

Часто методом такого исследования становится эмпатия исследователя к объекту исследования;

Допущения

Люди – это чувствующие, рефлексирующие и свободные акторы, совместно продуцирующие социальные события;

Опыт существования, осознание временности и смертности – основные аспекты человеческого бытия;

Первостепенную значимость имеет целостность исследовательских данных: нет предвзятости, лишь различные возможные интерпретации;

Исследователь является активной стороной в истолковании исследования;

Методы исследования

Качественные

Подход к анализу данных:

Акцент делается на описании опыта людей, субъективных смысловых конструкций;

Метод критического анализа дискурса

Метод критического анализа дискурса сосредоточивается на исследовании способов, при помощи которых мы конструируем наше понимание социальной реальности посредством языка и коммуникации. Дискурс понимается как система утверждений, конструирующих объект.

Основные черты метода критического анализа дискурса:

Темы

В центре исследования находится язык и дискурс как существенная черта социальной коммуникации;

Упор делается на идеологию и репродуцирование отношений власти через повседневные разговоры и социальные практики;

Перформативность языка и социальных практик;

Допущения

Общество конструируется людьми, но возможность свободного действия ограничена социальными структурами и институтами;

Дискурс, понимаемый как широкие категории речи, письма и репрезентации находится под влиянием идеологий и консервирует определенные формы понимания;

Методы исследования

Качественные: анализ текстов, публикаций, интервью (если в исследовании есть эмпирическая часть);

Подход к анализу данных:

Акцент делается на поисках структуры, функции и отклонений в социальных текстах. Структура проявляется в повторяющихся темах, тропах речи, метафорах, анализе риторических функций различных позиций с точки зрения поддержания определенных смыслов;

Методы создания философских текстов – это переход от уровня обыденного с помощью определенной экспликации на уровень достижения предельной абстрактности уровня категориального содержания философских терминов.
С помощью философских категорий возможен переход от одного обобщения к другому между предельно общим и предельно единичным предметом. Поскольку философия является не только теоретическим отражением мира, но и его ценностно-эмоциональным переживанием, то существует тесная связь между естественным языком и языком философии. Для философии также характерна принципиальная незавершенность, некоторая неопределенность. Философия не претендует на открытие чего-то нового. Философский текст также не сводится к утверждению истинных положений.

Философ имеет дело и с анализом других текстов, и с созданием собственных при помощи разных методов. В философских исследованиях широкое распространение получили такие методы анализа как феноменологический, герменевтический, метод аналитической философии и др.

Итак, для феноменологического метода характерны следующие черты:

· скептическое отношение к спекулятивным построениям, к умственному конструированию объектов, недоступных наблюдению;

· противостояние натурализму и позитивизму;

· доверие сознанию в том, что является очевидным, т.е. познанию самого объекта в его самой чистой, отчетливой и адекватной форме;

· сосредоточение исследования на том, что называется актом интенциональности, и, соответственно, на объектах, подвергнутых этому акту;

· предпочтение описания явлений в универсальных терминах по сравнению с объяснением при помощи причинно-следственных связей;

· стремление в каждом конкретном случае выяснить вопрос о полезности или хотя бы возможности того, что называется термином «эпохэ», означающем воздержание от суждений.

Центральной категорией герменевтики как искусства интерпретации текстов является понимание. Понимание выступает как проникновение в смысл исследуемых явлений. Достигается это на идеальном уровне, который реализуется через диалог текстов. Абсолютно адекватное понимание текста невозможно, что и порождает бесконечное множество его истолкований. Текст содержит некое потенциальное множество смыслов, которые постигаются людьми, вносящими в эти смыслы свое собственное «Я». Любое реальное понимание смыслов текста есть особое взаимодействие в рамках диалога, субъектами которого могут выступать как отдельные личности, так и целые культуры. Философская интерпретация как деятельность мышления состоит не столько в расшифровке смысла и максимальном приближении к действительности, сколько в создании смысла, который изначально мог бы содержаться в тексте. Понимание, таким образом, выступает в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.

Одно из самых распространенных философских движений современности в англоязычной традиции – аналитическая философия, которая выработала свой аналитический метод мышления. Он характеризуется такими качествами как:

· строгость;

· точность используемой терминологии;

· осторожное отношение к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям;

· процесс аргументации считается не менее важным, чем достигаемый с его помощью результат;

· язык, на котором формулируются философские идеи, рассматривается не только как важное средство исследования, но и как самостоятельный объект исследования;

· достаточно часто используется формальная логика, эмпирическая эпистемология, данные наук.

В философском знании используются методы теоретического познания:

а) Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке);

б) Аксиоматический метод – способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты);

в) Гипотетико-дедуктивный метод – метод, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых на основании дедукции выводится истинное знание;

г) Сравнительно-исторический метод (историко-сравнительный, компаративистский). Метод направлен на выяснение общего и особенного;

д) Типологический метод. Направлен на выявление в пространственном, временном или ином отношении существенно-однородных социальных (культурных, исторических и т.д.) объектов и объединение их в группы (типы), обладающие общим признаком (или совокупностью признаков) и тем отличающихся от объектов других групп.

е) Восхождение от абстрактного к конкретному – метод, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции (начало, - одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату.

Следует перечислить общелогические методы и приемы исследования: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный метод и др.

Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия существующих философских подходов в создании философских текстов.

Важно не просто перечислить использованные в диссертационном исследовании методы, но и показать, их использование в своей работе. Описание методологической базы МД обычно занимает 0,5-1 страницы.

Повышает оценку диссертационной работы наличие в списке литературы текстов, которые составляют именно его методологическую базу. Например, если исследуете (и указываете это в тексте) тексты, опираясь на принципы и приемы герменевтики, то в списке литературы уместны имена представителей этой философской методологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...