Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Тема 8: СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОРЯДОК УПЛАТЫ

8.1. Общая характеристика сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

8.2. Изменения, льготы и арбитражная практика относительно сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

8.3. Полномочия субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных ресурсов

Общая характеристика сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

С 1 января 2004 г. вступила в силу гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» НК РФ. Как следует из самого названия, она объединила, по сути, два относительно самостоятельных сбора.

До введения в действие данной главы существовали два отдельных платежа, которые регламентировались разными нормативно-правовыми актами. Поступление платежей за водные биологические ресурсы обеспечивалось путем продажи на специальных аукционах квот (лотов), дающих право на вылов определенного объема конкретных видов рыб и других морских биоресурсов (см. приказ Минэкономразвития России от 10 января 2001 г. № 3, которым утвержден Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов). Остальная часть водных биоресурсов распределялась в пределах общего допустимого улова на безвозмездной основе. Платежи за пользование объектами животного мира регламентировались Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире». В нем, хотя и была предусмотрена система платежей за пользование животным миром, но отсутствовали реальный механизм их исчисления и соответствующие элементы налогообложения.

Поскольку платежи за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов носят индивидуально-возмездный характер, они получили название сборов.

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Деятельность по использованию ресурсов животного мира осуществляется в соответствии с Законом № 52-ФЗ на основании долгосрочных и именных разовых лицензий. Объекты животного мира предоставляются в пользование российским и иностранным гражданам и юридическим лицам специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания.

Выдача долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира не предполагает непосредственное изъятие этих объектов из среды обитания.

Для изъятия из среды обитания особей определенного вида охотничьих животных или группы их видов в определенном месте на конкретный срок предназначены именные разовые лицензии, которые могут выдаваться физическим лицам как непосредственно лицензирующим органом, так и через организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование животным миром на основании долгосрочных лицензий и получающих бланки именных разовых лицензий в лицензирующих органах.

Объектами обложения признаются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ.

Дикие животные, пресмыкающиеся, земноводные и иные виды животных, не поименованные в перечне, приведенном в ст. 333.3 НК РФ, не относятся к объектам обложения сбором за пользование объектами животного мира.

Законодательством предусмотрены объекты животного мира, которые не облагаются этим сбором. К ним относятся объекты животного мира, которые используются для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота является основой существования. Такое право распространяется только на количество объектов животного мира, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ставки сбора установлены по каждому виду животного мира в размере от 20 до 15 тыс. руб. за одно животное. Главой 25.1 НК РФ предусматриваются отдельные основания для применения налоговой ставки в размере 0 руб. и пониженной (льготной) ставки в размере 50% ставки, установленной по соответствующему виду животных. Основанием для применения льготы является отметка в именной разовой лицензии, проставляемая органом, выдавшим лицензию на использование объектов животного мира.

Ставки сбора за пользование объектами животного мира рассчитаны исходя из потребности в финансовых средствах на охрану, защиту и воспроизводство охотничьих животных, а также исходя из действующих в настоящее время цен на товары и услуги.

Величина сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира. Уплата суммы сбора за пользование объектами животного мира производится единовременно в полной сумме при получении именной разовой лицензии (разрешения) на такое пользование.

Сбор уплачивается плательщиками — физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение); плательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

Суммы сбора за пользование объектами животного мира в полном объеме поступают в доходы бюджетов субъектов Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях), а также сведения о суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

По истечении срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным таким лицензиям (разрешениям). Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) осуществляется в порядке, установленном гл. 12 части первой НК РФ, при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом.

При этом следует иметь в виду, что к нереализованным лицензиям на пользование объектами животного мира относятся:

• бланки именных разовых лицензий, полученные организациями и индивидуальными предпринимателями от лицензирующих органов, но не выданные физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей);

• именные разовые лицензии, полученные от лицензирующих органов организациями и индивидуальными предпринимателями и выданные физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей), но неиспользованные или не полностью использованные ими.

Данная норма применяется, как правило, организациями, в том числе общественными, приобретающими значительное количество лицензий, которые впоследствии передаются физическим лицам (охотникам).

В свою очередь лицензирующие органы обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета не позднее 5-го числа каждого месяца сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в ее исключительной экономической зоне, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Деятельность по пользованию водными биологическими ресурсами осуществляется на основании двух типов разрешительных документов.

Организации и предприниматели осуществляют вылов биоресурсов на основании долгосрочных лицензий и краткосрочных разрешений.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности — промышленное рыболовство или промышленное рыбоводство. Срок действия лицензии — не менее трех лет.

Помимо лицензии на промышленное рыболовство организации и индивидуальные предприниматели должны получить разрешение на вылов водных биоресурсов. Оно дает право на вылов определенного количества водных биологических ресурсов определенного вида в конкретный период конкретным судном в пределах установленной доли квот. Распределением квот занимается Федеральное агентство по рыболовству в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2005 г. № 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)».

Физические лица, не осуществляющие предпринимательской деятельности в сфере пользования водными биоресурсами, не имеют права на вылов объектов водных биоресурсов в промышленных целях. Они могут заниматься только спортивным и любительским выловом рыбы и других водных биологических ресурсов на основании именных разовых лицензий и обязаны уплачивать за это единовременный сбор.

Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ.

Согласно законодательству РФ некоторые объекты водных биологических ресурсов не облагаются этим сбором. К ним относятся объекты водных биологических ресурсов, которые используются для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых рыболовство является основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству в порядке, предусмотренном постановлением № 768.

Ставки сбора установлены по каждому виду водных биологических ресурсов в рублях за 1 т водных биоресурсов в зависимости от ареала обитания либо за одно морское млекопитающее независимо от ареала обитания. При этом по осетровым видам рыб ставка может применяться только при наличии разрешенного промысла. Главой 25.1 НК РФ предусматриваются отдельные основания для применения налоговой ставки в размере 0 руб. и пониженной (льготной) ставки в размере 15% ставки, установленной по соответствующему виду водных биологических ресурсов. Основанием для применения льгот является отметка в лицензии, проставляемая органом, выдавшим лицензию на использование объектов водных биологических ресурсов.

Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов рассчитаны на основе потребностей отрасли в средствах на финансирование организаций отрасли, выполнение работ, имеющих народно-хозяйственное значение, а также с учетом объема предельно допустимого улова и сложившейся структуры оптовых цен при реализации конкретного вида водных биологических ресурсов.

Величина сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.

Уплата суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов плательщиками — физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится единовременно в полной сумме при получении именной разовой лицензии на пользование такими объектами.

Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в несколько этапов:

• при получении разрешения уплачивается разовый взнос в размере 10% общей суммы исчисленного сбора;

• остальные 90% уплачиваются равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Сумма сбора является фиксированной. Она не зависит от фактического использования плательщиком права на вылов биоресурсов. При их вылове в меньшем количестве, чем указано в разрешении, сумма сбора не корректируется. По этой причине для пользователей водных биоресурсов (в отличие от пользователей объектов животного мира) в НК РФ не предусмотрен механизм зачета и возврата сумм уплаченного сбора.

Не корректируется сумма сбора и в случаях, когда осуществляется вылов биоресурсов, промысел которых не предусмотрен выданной лицензией (разрешением), в том числе при вылове рыбы в качестве прилова. Но если разрешение прямо предусматривает прилов, сбор с приловленных водных биоресурсов исчисляется в общеустановленном порядке по ставке, установленной для соответствующего вида водных биоресурсов.

Сбор уплачивается плательщиками — физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение); плательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

Суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ. 70% суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (за исключением внутренних водных объектов) поступает в федеральный бюджет и 30% — в бюджеты 16 субъектов Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, а по внутренним водным объектам сбор полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов, в срок не позднее 10 дней с даты получения лицензии (разрешения) на пользование представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях), а также суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

В свою очередь лицензирующие органы обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета не позднее 5-го числа каждого месяца сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...