Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных ресурсов

Администратором доходов, поступающих в федеральный бюджет в виде указанных сборов, является Федеральная налоговая служба.

Данные сборы исчисляются и уплачиваются в соответствии с гл. 25.1 НКРФ.

Прежде чем говорить о самих сборах, необходимо выделить виды пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Они названы в Федеральном законе от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ. Это:

— охота;

— рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

— добыча объектов животного мира, не связанная с охотой и рыболовством;

— использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира (почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.);

— изучение, исследование и другая работа с объектами животного мира без изъятия их из среды обитания в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях;

— получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (например, меда, воска, икры и т. д.).

Организации и индивидуальные предприниматели могут получить объекты животного мира и водные биоресурсы в пользование только после оформления долгосрочной лицензии. Порядок выдачи лицензии утвержден Приказом Минсельхозпрода России и Госкомэкологии России от 22.06.1998 г. № 378/400.

Лицензии и путевки получают в территориальном охотничьем управлении, где определяют, какое количество лицензионных бланков можно выдать на предстоящий сезон, сопоставив сведения в заявке с данными учета численности животных. После окончания охотничьего сезона лицензии и путевки возвращают. Организации и предприниматели, получившие лицензии, должны сообщить об этом в свою налоговую инспекцию в срок не позднее десяти дней со дня ее получения (п. 1 ст. 333.7 НК РФ). Сведения нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.02.2006 г. № САЭ-3-21/1092.

Базой для уплаты сбора за пользование объектами животного мира является количество животных и птиц, указанное в лицензии. Объекты охоты, за которые взимается сбор, внесены в закрытый перечень п. 1 ст. 333.3 НК РФ. В перечне 45 видов, подвидов и популяций диких животных и птиц. Каждой группе наименований соответствует своя ставка, учитывающая потребности в финансовых средствах на охрану, защиту, воспроизводство фауны и действующие цены на товары и услуги, причем ставки сбора не зависят от места обитания животных и птиц.

Кроме базовых вводятся две льготные ставки: 50-процентная и нулевая. Первая — для охоты на молодняк (до одного года), вторая — для использования объектов животного мира в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения ущерба экономике, а также в научных целях. Эти цели, а также возраст отстреливаемых животных (лосей, оленей, косуль или диких кабанов) должны быть подтверждены соответствующей отметкой в лицензии.

Сбор уплачивается единовременно в полном объеме при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира (долгосрочной лицензии на пользование животным миром или именной лицензии на использование объектов животного мира (п. 1 ст. 333.5 НК РФ).

Сбор за пользование водными биоресурсами взимается с организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют вылов водных биоресурсов:

— во внутренних водах;

— в территориальном море;

— на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— в Азовском, Каспийском и Баренцевом морях;

— в районе архипелага Шпицберген.

К водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (Федеральный закон от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ).

Добыча биоресурсов так же является лицензируемым видом деятельности. В зависимости от рода добычи в лицензии (или разрешении) указывают:

1) сведения о пользователе, рыбопромысловом судне, районе промысла и (или) рыбопромысловом участке;

2) виды водных биоресурсов, которые разрешено добывать;

3) квоты добычи (вылова);

4) орудия, способы и сроки добычи (вылова);

5) требования к охране окружающей среды;

6) иные условия, регламентирующие добычу (вылов) и обеспечивающие сохранение среды обитания водных биоресурсов.

О получении лицензии (разрешения) также необходимо известить налоговую инспекцию по месту своего учета в срок не позднее десяти дней после ее получения (п. 1 ст. 333.7 НК РФ). Сведения нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.02.2006 г. №САЭ-3-21/1102.

Базой для взимания сбора за пользования водными биологическими ресурсами является объем (количество) добычи, указанный в лицензии или разрешении. Он уплачивается только по водным биоресурсам, перечисленным в п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ.

При вылове биоресурсов, кроме морских млекопитающих, ставка дифференцирована в зависимости от ареала их обитания. Статья 333.3 НК РФ выделяет Дальневосточный, Северный, Балтийский, Каспийский, Азово-Черноморский бассейны, а также группу внутренних водных объектов (реки, озера, водохранилища). На пользование же морскими млекопитающими по всей территории страны действуют единые ставки.

Для отдельных плательщиков Налоговым кодексом предусмотрены льготы. Так, ставка сбора равна 0 %, если водные биоресурсы используются для:

— охраны здоровья человека и устранения угрозы его жизни, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава водных биологических ресурсов, предотвращения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также для воспроизводства водных биологических ресурсов;

— изучения запасов, промышленной экспертизы и науки. Перечисляется сбор поэтапно (п. 2 ст. 333.5 Н К РФ) в виде разового и регулярных взносов. Разовый взнос составляет 10 % сбора и осуществляется при получении лицензии (разрешения), оставшиеся же 90 % перечисляются ежемесячно равными долями в течение всего срока ее действия не позднее 20-го числа. Уплачивать сбор нужно по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя.

Сумма сбора не зависит от размера фактической добычи и не корректируется.

Основы государственного управления в области использования и охраны водных объектов. К полномочиям Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов относятся:

— определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;

— владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;

— разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением;

— проведение единой инвестиционной политики в области использования и охраны водных объектов;

— разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

— разработка, согласование, государственная экспертиза, утверждение и реализация федеральных, в том числе бассейновых, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

— проведение единой научно-технической политики, разработка и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в утверждение единой нормативно-методической базы, организация и области использования и охраны водных объектов;

— установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра, а также порядка осуществления и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

— установление порядка использования водных объектов;

— установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии;

— определение порядка установления водоохраных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территорий;

— определение принципов экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, а также установление ее предельных размеров;

— установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для субъектов Российской Федерации по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности;

— установление режимов специальных пропусков, наполнения и работы водохранилищ, а также пропуска паводков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности;

— координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов;

— создание специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда;

— установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;

— определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны;

— заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов;

— подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод;

— резервирование источников питьевого водоснабжения, находящихся в федеральной собственности;

— подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и об охране водных объектов;

— проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

— охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей при использовании водных объектов;

— объявление водных объектов или их частей зонами чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов относятся:

— владение, пользование, распоряжение и управление водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

— разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта Российской Федерации;

— участие в разработке, согласовании, государственной экспертизе и реализация схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации;

— разработка, утверждение и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов;

— осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;

— установление лимитов водопользования (водопотребления и во-доотведения) гражданам и юридическим лицам в пределах лимитов, установленных субъекту Российской Федерации по водным объектам;

— перераспределение водных ресурсов водных объектов;

— водопользования (недопотребления и водоотведения) по водным объектам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации;

— проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов на территории субъекта Российской Федерации;

— установление режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

— установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользованием водными объектами;

— ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

— резервирование источников питьевого водоснабжения, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

— разрешение в исключительных случаях использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения и иных целей;

— утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;

— утверждение правил охраны жизни людей на воде;

— запрещение ввода в эксплуатацию, а также ограничение, приостановление и запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на водные объекты, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации;

— установление режима использования обособленных водных объектов, не находящихся в государственной собственности, при чрезвычайных ситуациях;

— участие в разработке и реализации федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;

— участие в разработке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

— подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод на территории субъекта Российской Федерации;

— участие в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности;

— охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей при использовании водных объектов;

— установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос на водных объектах;

— определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны;

— объявление водных объектов или их частей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического бедствия;

— другие полномочия в области использования и охраны водных объектов, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов. Определяется налоговым Кодексом, а при необходимости — и заключенными в соответствии с ним договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и необходимые для реализации указанных полномочий материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Государственное управление в области использования и охраны водных объектов основывается на принципах:

— устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);

— сочетания рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федерации (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

— разграничения функций управления в области использования и охраны водных объектов и функции их хозяйственного использования. В 25.1 гл. НК РФ «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» определены дополнительные доходы от пользования водными биоресурсами:

1) платы за пользование водными биоресурсами по межправительственным соглашениям;

2) проведение аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов водных биоресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также вновь осваиваемых районах промысла;

3) применение рыночного механизма оборота долей, определяемых федеральными органами исполнительной власти, в общем объеме квот на вылов водных биоресурсов.

Помимо налоговых платежей, при пользовании водными биологическими ресурсами доходы федерального бюджета 2007 г. формируются за счет других доходов, функции администратора которых осуществляет Росрыболовство.

К этим доходам относятся:

— плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

— доходы, полученные от применения рыночного механизма оборота долей, определяемых федеральными органами исполнительной власти, в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов;

— доходы от проведения аукционов по продаже долей в общем объеме квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, вновь разрешаемых к использованию в промышленных целях, а также о вновь осваиваемых районах промысла.

Необходимо помнить, что Минсельхоз России Приказом от 05.09.2005 г. № 63 утвердил Порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства. Приказом Минсельхоза России от 22.09.2006 г. № 299 в целях повышения эффективности использования водных биологических ресурсов в него было внесено несколько существенных изменений и дополнений. Например, ранее Порядок проведения аукционов не содержал положений, позволяющих выставлять на аукционы доли, переходящие от одного лица к другому лицу. Теперь на аукционы выставляются промышленные квоты добычи вновь введенных для промысла водных биоресурсов, изъятые доли в общем объеме квот добычи водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства и доли в общем объеме квот добычи водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства, переходящие от одного лица к другому лицу.

В связи с этим в Порядок проведения аукционов включены дополнительные пункты, регулирующие данный вопрос. Так, основанием для проведения аукциона по продаже передаваемой доли является письменная заявка обладателя доли с приложением заверенного в договоре о закреплении доли в общем объеме квот добычи водных биоресурсов и справки об освоении обладателем доли квот добычи в соответствии с закрепленной за ним долей в объеме не менее 50 % (за исключением промышленных квот для осуществления прибрежного рыболовства) за предыдущие два года, выданной уполномоченным органом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...