Основы экономической оценки и платности природных ресурсов
Пользование природными ресурсами налагает на природопользователей ответственность перед обществом за их рациональное использование в силу ограниченности этих ресурсов, а также обязанность нести бремя расходов по их восстановлению. Государство также должно быть заинтересовано в проведении политики рационального природопользования и охраны окружающей среды. В условиях рынка это можно обеспечить только на основе реализации принципа платности природных ресурсов и прав на негативное воздействие на окружающую среду. Экономическая оценка природных ресурсов одновременно выступает расчетной базой для определения ресурсных платежей и одним из инструментов обеспечения и стимулирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Иными словами, экономическая оценка природных ресурсов играет двоякую роль в рамках политики управления природными ресурсами. На ее основе, во-первых, создается рынок природных ресурсов и экономический механизм рационального природопользования, имеющий целью сохранение среды обитания на уровне, обеспечивающем баланс интересов нынешнего и будущих поколений; во-вторых, определяется оптимальный уровень налоговых платежей за пользование природными ресурсами. Оцененные в денежном выражении природные ресурсы становятся активом в составе национального богатства страны и потенциалом налогообложения. Экономическая оценка природных благ требует разработки методов и системы показателей, обеспечивающих учет природных ресурсов в структуре национального богатства, а также соответствия ставок и сумм платежей за пользование ими оптимальным оценочным параметрам с учетом количества и качества потребленных природных благ. Мировая практика выработала два основных метода оценки природных ресурсов: по рентным доходам и по затратам.
В первом случае цена природного ресурса и размер платы за него определяются исходя из дохода, который может быть получен природопользователем в результате эксплуатации или использования другим способом лучшего по качеству и/или местоположению ресурса данного вида либо использования природного блага как такового. Второй подход предполагает расчет цены природного ресурса и платы за него исходя из затрат на воспроизводство природного ресурса и охрану окружающей среды. Одной из разновидностей затратного метода является оценка природного ресурса или права на загрязнение окружающей среды по показателю «предотвращенного ущерба», предполагающая учет в цене и плате не только текущих, но и капитальных расходов на создание ресурсосберегающих технологий, производств, очистных сооружений и т.п. Учитывая особенности отечественной экономики, для которой при-родоресурсный блок имеет определяющее значение, основой для установления налоговых платежей за пользование природными ресурсами должна стать такая их экономическая оценка, которая обеспечивала бы комплексность учета качественных и количественных характеристик природных ресурсов, входящих в состав оцениваемого природного объекта, и создание финансово-экономических условий их воспроизводства. При экономической оценке и определении платы (налогов) за природные ресурсы необходимо учитывать, что любой единичный природный ресурс в процессе эксплуатации функционирует с другими средствами производства, причем его продуктивность (и, следовательно, цена) зависит от выбранного способа эксплуатации. В то же время выбор способа эксплуатации природного ресурса зависит не только от характеристик его естественной продуктивности, но и от ряда социально-экономических условий: расположения ресурса относительно пунктов потребления, допустимости его для техники, социальных требований, предъявляемых к режиму использования занимаемой им территории и др. Именно поэтому одинаковые по естественной продуктивности единичные природные ресурсы могут иметь различную цену, находясь в различных социально-экономических условиях эксплуатации.
Следовательно, возможна только комплексная экономическая оценка природных ресурсов с учетом условий их эксплуатации. Определение цены природного ресурса и выбор способа его эксплуатации должны происходить одновременно. Например, месторождение полезного ископаемого должно оцениваться как с экономической, так и с природоохранной точек зрения. Это выдвигает дополнительные требования к выбору оптимального критерия оценки месторождения, который должен учитывать все возможные природоохранные затраты и потери, возникающие в разных отраслях народного хозяйства в результате вредного воздействия природопользователя и других субъектов хозяйствования на окружающую среду. Экономический ущерб возникает от загрязнения природы, разрушения и снижения плодородия почв, природного ландшафта, ухудшения качества ресурсов. Поэтому наносимый окружающей среде ущерб необходимо учитывать при определении большинства налоговых платежей за пользование природными ресурсами, а не только при расчете специальной платы за негативное воздействие на окружающую среду. Как отмечалось, в экономической оценке и качественных параметрах системы платности природных ресурсов находит отражение политика государства в области регулирования рационального природопользования. Это проявляется в выборе методов оценки природных ресурсов, форм, методов и видов налогообложения природопользования, в способности фискальной системы изъять незаработанный природопользователями рентный доход на справедливой основе и стимулировать внедрение ресурсосберегающих и природоохранных технологий (объектов). Система налоговых платежей за пользование природными ресурсами должна быть нацелена на внедрение субъектами хозяйствования прогрессивных, экологически чистых технологий, комплексное использование природного сырья, утилизацию вторичного сырья, сохранение природных ресурсов, а также на стимулирование экспорта не природного сырья, а продуктов его глубокой переработки. Кроме прямого экономического воздействия, оптимально построенные налоги за природные ресурсы обеспечат экологически правильную экономическую оценку сопоставляемых научно-технических решений, принимаемых природопользователями и другими хозяйствующими субъектами.
В зависимости от способов экономической оценки природных ресурсов система их налогообложения методологически должна включать три различающихся между собой типа налоговых платежей за их использование. Первый тип — это платежи за право пользования природными ресурсами, в которых экономически реализуется право государства как собственника ресурсов на получение части доходов от эксплуатации каждого их вида. В этом типе налоговых платежей реализуется абсолютная рента. Платежи данного типа должны формироваться исходя из стоимостной оценки природного ресурса как объекта хозяйственного и иного пользования или затрат на компенсацию потерь, вызываемых эксплуатацией природного ресурса (комплекса ресурсов), с учетом его качества, местоположения и средств на создание инфраструктуры при пользовании им. Второй тип налоговых платежей — это платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов, которые представляют собой оплачиваемые природопользователями расходы государства, в том числе специализированных организаций, на изучение, оценку, учет, охрану и восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность. Данная форма платы за природные ресурсы также должна основываться на экономических оценках этих ресурсов, ориентированных на затраты, необходимые для реализации мероприятий и программ по охране, восстановлению природных ресурсов (объектов). Третий тип — налоговые платежи, посредством которых изымается рентный сверхдоход. Такие платежи связаны с дифференциальной рентой, т.е. стоимостной оценкой различий в самих природных ресурсах и условиях их разработки, которые непосредственно отражаются на финансовых результатах. Например, месторождение полезных ископаемых, более благоприятное по горногеологическим условиям и содержанию полезных компонентов, эксплуатируется с большим экономическим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что в данном случае получаемый эффект (доход, прибыль) не зависит от вклада предприятия и уже в силу этого должен быть изъят в бюджет.
В качестве приоритетных направлений развития платности природных ресурсов в России следует рассматривать: • переход к рентному налогообложению на базе эффективной фискальной рентной оценки природных ресурсов; • повышение значимости компенсационных налоговых платежей, в полной мере учитывающих общественные затраты на воспроизводство природных ресурсов и экологический ущерб; • усиление роли налоговых платежей в целевом финансировании мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, стимулировании рационального природопользования и охраны окружающей среды. Реформирование налоговой системы в направлении совершенствования фискальной рентной оценки природных ресурсов в рамках реализации концепции рентного налогообложения сырьевых отраслей позволит выравнить уровни рентабельности предприятий сырьевого комплекса и получить дополнительные бюджетные источники финансирования экономических и социальных реформ. Более значительную (по сравнению с сегодняшним положением) часть средств, полученных в качестве налогов за пользование природными ресурсами, целесообразно направлять на социально-экономическое развитие тех территорий, откуда взяты эти ресурсы, на развитие социальной и экологической инфраструктуры данных регионов. В результате будут увязаны интересы предприятий, регионов и общества в целом в отношении рационализации природопользования и сохранения окружающей природной среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|