Признаки контролируемых сделок
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Внешние сделки (трансграничные) с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми без учета какого-либо порогового значения. Так, например, для банка со 100-процентным участием иностранного банка все сделки с материнским банком будут признаваться контролируемыми. Однако НК РФ содержит особые пороговые значения применительно к 2012 и 2013 гг. в отношении требований по предоставлению документации, уведомлений и проведению проверок налогового контроля. В связи с этим можно прийти к выводу о том, что хотя формально сделки и будут контролируемыми, но если по сумме сделок пороговое значение не будет достигнуто, не будут проводиться и мероприятия налогового контроля в отношении таких сделок. На основании ст. 105.19 НК РФ крупнейшим налогоплательщикам предоставлено право обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, суть которого заключается в том, что ФНС России и крупнейший налогоплательщик заранее договариваются о том, как будут определяться цены для целей налогообложения в контролируемых сделках. В дальнейшем, если налогоплательщик в ценообразовании будет придерживаться условий соглашения, ФНС России не вправе доначислять налоги, взыскивать пени, штрафы по контролируемым сделкам, если цены в них (методы их определения) утверждены в соглашении о ценообразовании (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).
Далее необходимо отметить, что рассматриваемый новый вид налоговых проверок за трансфертным ценообразованием отнесен к непосредственной компетенции ФНС России. При этом с учетом того, что проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа, проводящего проверку цен, указанный вид проверок схож с камеральной налоговой проверкой. Для назначения проверки цен нужны основания, которыми по Закону являются: уведомления о контролируемых сделках, представляемые самостоятельно налогоплательщиками; извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, если выявлена контролируемая сделка, по которой налогоплательщиком не представлено уведомление; информация о выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществлявшего проверку. Что касается уведомлений о контролируемых сделках, то Законом введена обязанность самостоятельного их представления налогоплательщиком не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором совершена контролируемая сделка. Кроме того, налогоплательщик может представить уточненное уведомление, если обнаружит отсутствие некоторых сведений, неточности либо ошибки в ранее поданном уведомлении о контролируемых сделках. По процедуре оформления назначения и реализации материалов проверка цен в целом схожа с выездной налоговой проверкой. После получения упомянутого уведомления или извещения руководитель (заместитель руководителя) ФНС России выносит решение о проведении проверки цен. Срок для вынесения такого решения - не позднее 2 лет со дня получения уведомления или извещения. При этом следует учитывать переходные положения Закона, согласно которым по контролируемым сделкам 2012 года назначение проверки возможно до 31 декабря 2013 г., а по сделкам 2013 года - до 31 декабря 2015 г.
Период охвата налоговой проверкой может составлять не более 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении до дня составления соответствующей справки. Согласно Закону срок проверки не должен превышать 6 месяцев (по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до 12 месяцев на основаниях и в порядке, установленных Службой). Кроме того, увеличение срока проверки дополнительно на 6 месяцев возможно в случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов либо проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. При этом, если в течение этих 6 месяцев ФНС России не будет получена запрашиваемая от иностранных государственных органов информация, проверка может быть продлена еще на 3 месяца. Таким образом, максимальный срок проведения проверки может составлять 21 месяц. В течение 3 дней со дня принятия решения о продлении срока проведения проверки копия такого решения должна быть направлена налогоплательщику. В ходе проверки цен ФНС России вправе осуществлять мероприятия налогового контроля, предусмотренные статьями 93, 93.1, 95-97 НК РФ, т.е. истребовать документы (документацию) у проверяемого налогоплательщика, а также у участников проверяемых сделок, проводить экспертизу, привлекать необходимых специалистов, переводчиков. Очевидно, что перечень полномочий в части проведения контрольных мероприятий в ходе проверки цен значительно уже, чем при проведении налоговых проверок. По окончании проверки цен составляется справка о проведении проверки, которая вручается проверяемому лицу или его представителю. Выявленные в ходе проверки цен факты, которые привели к занижению суммы налога по контролируемым сделкам, должны найти отражение в акте проверки, который должен быть оформлен в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведении проверки. В акте проверки должен содержаться расчет суммы заниженного налога (налогов) с обоснованием такого занижения. Акт проверки в течение 5 дней с даты его составления вручается проверяемому лицу либо его представителю.
Как и в случае налоговых проверок, у налогоплательщика, если он не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, есть право представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом срок представления таких возражений законодательно установлен и составляет 20 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком акта проверки, что больше срока, предусмотренного в отношении камеральных и выездных налоговых проверок (15 дней). Рассмотрение акта, других материалов проверки и письменных возражений налогоплательщика по акту, а также принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, установленном ст. 101 Кодекса и аналогичном порядку рассмотрения материалов налоговых проверок. Кроме того, другая сторона сделки может провести симметричную корректировку в сторону уменьшения налоговой базы и сумм налогов (осуществляется, если в отношении ее контрагента было вынесено решение о доначислении налога по итогам проверки) без корректировки данных регистров налогового учета и первичных документов в порядке, установленном ст. 105.18 Кодекса. При этом должно выполняться такое условие, как исполнение ее контрагентом решения о доначислении налога в части недоимки. Корректировку вправе производить оба участника сделки с взаимозависимыми лицами, по которой была искажена база по налогам в результате неприменения рыночных цен. Уточнение налоговых обязательств позволяет покупателю (заказчику) уменьшить свои обязательства, если другой стороне сделки - продавцу (исполнителю) были доначислены налоги. Вместе с тем уточнить налоговые обязательства непросто, поскольку введены условия, при соблюдении которых обе стороны сделки вправе пересчитать налоги. Во-первых, симметричную корректировку можно провести только после того, как лицо, привлеченное к ответственности (продавец или исполнитель), исполнило соответствующее решение налоговиков по уплате недоимки (п. 2 ст. 105.18 НК РФ). Во-вторых, уменьшать налоговые обязательства покупатель (заказчик) будет на основании уведомления о возможности симметричных корректировок. При этом участникам сделки не нужно корректировать регистры налогового учета и первичные документы. Должны уточняются только расчеты с бюджетом по НДС и по налогу на прибыль, а сама симметричная корректировка отражается в том периоде, когда она произведена.
Законодатель не предусмотрел обязанности при наличии симметричной корректировки подавать уточненную налоговую декларацию (п. 3 ст. 105.18 НК РФ). Завершая анализ налогового контроля за трансфертным ценообразованием необходимо отметить, что с момента вступления в силу ч. 1 Налогового кодекса РФ прошло более 13 лет. Очевидно, что ее нормы, регламентирующие механизм контроля за ценами, на сегодняшний день устарели и их необходимо приводить в соответствие с современными экономическими требованиями. При этом практика применения ст. 20 и 40 НК РФ выявила ряд проблем и противоречий, урегулировать которые можно только на законодательном уровне. Кроме того, одной из главных предпосылок принятия раздела НК РФ, посвященного трансфертному ценообразованию, является интеграция России в мировую экономику. В развитых и развивающихся странах применение правил трансфертного ценообразования, предусмотренных Модельной конвенцией Организации экономического сотрудничества и развития о налогах на доходы и капитал и рекомендации ОЭСР о трансфертном ценообразовании, является обычной практикой. В целом же необходимо отметить, что в России в условиях трансформации рыночной экономики и финансового кризиса дополнение мер налогового контроля особым видом проверок не стоит рассматривать как ужесточение налогового администрирования. Речь идет лишь об установлении новых цивилизованных правил регулирования вопросов ценообразования для целей налогообложения в соответствии с международными принципами. При этом для выработки единых подходов к реализации положений Закона, а также для апробации вновь введенных правил налогового администрирования цен, потребуется определенный период времени. Представляется, что основной целью налогового контроля за трансфертным ценообразованием является упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ, позволяющих определить соответствие цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам для целей налогообложения, создание механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов. [1] В.Е. Мурзин. Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, N 9-11, сентябрь-ноябрь 2011 г. [2] Д.В. Дурнов. Борьба ФНС с трансфертным ценообразованием // "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2011 г. [3] О.В. Борзунова. Трансфертное ценообразование: контроль над ценами // "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2011 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|