Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Признаки контролируемых сделок




 

N Норма НК РФ Содержание сделки Установленный НК РФ критерий Специальные условия
         
  Подпункт 1 п. 2 ст. 105.14 Сделки между взаимозависимыми лицами Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. руб. На 2012 и 2013 гг. предусмотрены специальные переходные увеличенные "пороги": сумма доходов по сделкам между рассматриваемыми лицами должна составить: - за 2012 год - 3 млрд. руб.; - за 2013 год - 2 млрд. руб. (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ)
  Подпункт 2 п. 2 ст. 105.14 Сделки, в которых одна из сторон является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по адвалорной налоговой ставке, а предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом НДПИ Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн. руб.  
  Подпункт 3 п. 2 ст. 105.14 Сделки, в которых хотя бы одна из сторон является налогоплательщиком: - единого сельскохозяйственного налога; - ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн. руб.  
  Подпункт 4 п. 2 ст. 105.14 Сделки, в которых хотя бы одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн. руб.  
  Подпункт 5 п. 2 ст. 105.14 Сделки, в которых хотя бы одна из сторон является резидентом ОЭЗ, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом ОЭЗ Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн. руб. Применяется с 01.01.2012 (п. 4 ст. 4 Закона N 227-ФЗ)

 

Внешние сделки (трансграничные) с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми без учета какого-либо порогового значения. Так, например, для банка со 100-процентным участием иностранного банка все сделки с материнским банком будут признаваться контролируемыми.

Однако НК РФ содержит особые пороговые значения применительно к 2012 и 2013 гг. в отношении требований по предоставлению документации, уведомлений и проведению проверок налогового контроля. В связи с этим можно прийти к выводу о том, что хотя формально сделки и будут контролируемыми, но если по сумме сделок пороговое значение не будет достигнуто, не будут проводиться и мероприятия налогового контроля в отношении таких сделок.

На основании ст. 105.19 НК РФ крупнейшим налогоплательщикам предоставлено право обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, суть которого заключается в том, что ФНС России и крупнейший налогоплательщик заранее договариваются о том, как будут определяться цены для целей налогообложения в контролируемых сделках. В дальнейшем, если налогоплательщик в ценообразовании будет придерживаться условий соглашения, ФНС России не вправе доначислять налоги, взыскивать пени, штрафы по контролируемым сделкам, если цены в них (методы их определения) утверждены в соглашении о ценообразовании (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

Далее необходимо отметить, что рассматриваемый новый вид налоговых проверок за трансфертным ценообразованием отнесен к непосредственной компетенции ФНС России. При этом с учетом того, что проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа, проводящего проверку цен, указанный вид проверок схож с камеральной налоговой проверкой.

Для назначения проверки цен нужны основания, которыми по Закону являются:

уведомления о контролируемых сделках, представляемые самостоятельно налогоплательщиками;

извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, если выявлена контролируемая сделка, по которой налогоплательщиком не представлено уведомление;

информация о выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществлявшего проверку.

Что касается уведомлений о контролируемых сделках, то Законом введена обязанность самостоятельного их представления налогоплательщиком не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором совершена контролируемая сделка. Кроме того, налогоплательщик может представить уточненное уведомление, если обнаружит отсутствие некоторых сведений, неточности либо ошибки в ранее поданном уведомлении о контролируемых сделках.

По процедуре оформления назначения и реализации материалов проверка цен в целом схожа с выездной налоговой проверкой.

После получения упомянутого уведомления или извещения руководитель (заместитель руководителя) ФНС России выносит решение о проведении проверки цен.

Срок для вынесения такого решения - не позднее 2 лет со дня получения уведомления или извещения. При этом следует учитывать переходные положения Закона, согласно которым по контролируемым сделкам 2012 года назначение проверки возможно до 31 декабря 2013 г., а по сделкам 2013 года - до 31 декабря 2015 г.

Период охвата налоговой проверкой может составлять не более 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении до дня составления соответствующей справки.

Согласно Закону срок проверки не должен превышать 6 месяцев (по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до 12 месяцев на основаниях и в порядке, установленных Службой).

Кроме того, увеличение срока проверки дополнительно на 6 месяцев возможно в случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов либо проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При этом, если в течение этих 6 месяцев ФНС России не будет получена запрашиваемая от иностранных государственных органов информация, проверка может быть продлена еще на 3 месяца. Таким образом, максимальный срок проведения проверки может составлять 21 месяц.

В течение 3 дней со дня принятия решения о продлении срока проведения проверки копия такого решения должна быть направлена налогоплательщику.

В ходе проверки цен ФНС России вправе осуществлять мероприятия налогового контроля, предусмотренные статьями 93, 93.1, 95-97 НК РФ, т.е. истребовать документы (документацию) у проверяемого налогоплательщика, а также у участников проверяемых сделок, проводить экспертизу, привлекать необходимых специалистов, переводчиков. Очевидно, что перечень полномочий в части проведения контрольных мероприятий в ходе проверки цен значительно уже, чем при проведении налоговых проверок. По окончании проверки цен составляется справка о проведении проверки, которая вручается проверяемому лицу или его представителю.

Выявленные в ходе проверки цен факты, которые привели к занижению суммы налога по контролируемым сделкам, должны найти отражение в акте проверки, который должен быть оформлен в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведении проверки. В акте проверки должен содержаться расчет суммы заниженного налога (налогов) с обоснованием такого занижения. Акт проверки в течение 5 дней с даты его составления вручается проверяемому лицу либо его представителю.

Как и в случае налоговых проверок, у налогоплательщика, если он не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, есть право представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом срок представления таких возражений законодательно установлен и составляет 20 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком акта проверки, что больше срока, предусмотренного в отношении камеральных и выездных налоговых проверок (15 дней).

Рассмотрение акта, других материалов проверки и письменных возражений налогоплательщика по акту, а также принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, установленном ст. 101 Кодекса и аналогичном порядку рассмотрения материалов налоговых проверок.

Кроме того, другая сторона сделки может провести симметричную корректировку в сторону уменьшения налоговой базы и сумм налогов (осуществляется, если в отношении ее контрагента было вынесено решение о доначислении налога по итогам проверки) без корректировки данных регистров налогового учета и первичных документов в порядке, установленном ст. 105.18 Кодекса. При этом должно выполняться такое условие, как исполнение ее контрагентом решения о доначислении налога в части недоимки.

Корректировку вправе производить оба участника сделки с взаимозависимыми лицами, по которой была искажена база по налогам в результате неприменения рыночных цен. Уточнение налоговых обязательств позволяет покупателю (заказчику) уменьшить свои обязательства, если другой стороне сделки - продавцу (исполнителю) были доначислены налоги. Вместе с тем уточнить налоговые обязательства непросто, поскольку введены условия, при соблюдении которых обе стороны сделки вправе пересчитать налоги.

Во-первых, симметричную корректировку можно провести только после того, как лицо, привлеченное к ответственности (продавец или исполнитель), исполнило соответствующее решение налоговиков по уплате недоимки (п. 2 ст. 105.18 НК РФ).

Во-вторых, уменьшать налоговые обязательства покупатель (заказчик) будет на основании уведомления о возможности симметричных корректировок.

При этом участникам сделки не нужно корректировать регистры налогового учета и первичные документы. Должны уточняются только расчеты с бюджетом по НДС и по налогу на прибыль, а сама симметричная корректировка отражается в том периоде, когда она произведена.

Законодатель не предусмотрел обязанности при наличии симметричной корректировки подавать уточненную налоговую декларацию (п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

Завершая анализ налогового контроля за трансфертным ценообразованием необходимо отметить, что с момента вступления в силу ч. 1 Налогового кодекса РФ прошло более 13 лет. Очевидно, что ее нормы, регламентирующие механизм контроля за ценами, на сегодняшний день устарели и их необходимо приводить в соответствие с современными экономическими требованиями. При этом практика применения ст. 20 и 40 НК РФ выявила ряд проблем и противоречий, урегулировать которые можно только на законодательном уровне.

Кроме того, одной из главных предпосылок принятия раздела НК РФ, посвященного трансфертному ценообразованию, является интеграция России в мировую экономику. В развитых и развивающихся странах применение правил трансфертного ценообразования, предусмотренных Модельной конвенцией Организации экономического сотрудничества и развития о налогах на доходы и капитал и рекомендации ОЭСР о трансфертном ценообразовании, является обычной практикой.

В целом же необходимо отметить, что в России в условиях трансформации рыночной экономики и финансового кризиса дополнение мер налогового контроля особым видом проверок не стоит рассматривать как ужесточение налогового администрирования. Речь идет лишь об установлении новых цивилизованных правил регулирования вопросов ценообразования для целей налогообложения в соответствии с международными принципами. При этом для выработки единых подходов к реализации положений Закона, а также для апробации вновь введенных правил налогового администрирования цен, потребуется определенный период времени.

Представляется, что основной целью налогового контроля за трансфертным ценообразованием является упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ, позволяющих определить соответствие цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам для целей налогообложения, создание механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.


[1] В.Е. Мурзин. Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, N 9-11, сентябрь-ноябрь 2011 г.

[2] Д.В. Дурнов. Борьба ФНС с трансфертным ценообразованием // "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2011 г.

[3] О.В. Борзунова. Трансфертное ценообразование: контроль над ценами // "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2011 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...