Большие прыжки, подъемы на грудь и плечи
В тех случаях, когда поза ученицы зафиксирована на груди или на плече ученика, ему необходимо приобрести навык двигаться с ней, пронося ее по прямой, по кругу, поворачиваться на месте, делая один, два, три и более поворотов. Подъемы на грудь и плечи Пример 1. Подъем ученицы на грудь и плечо с завершением в положении «сидя». Ученица — в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Ученик — за ней, руки на ее талии. Ученица встает на пальцы, сохраняя V позицию (правая нога впереди), и чуть раскрывает руки в стороны, затем, спускаясь с пальцев, переходит в demi plié и сильно прыгает вверх (как при changement de pied). Руки ее при этом переходят в 3-ю позицию. В дальнейшем положение рук может быть различным, в зависимости от задания преподавателя. Ученик приседает вместе с ученицей и в момент ее прыжка сильно вскидывает ее вверх. Затем, сделав шаг вперед, подставляет ей грудь и переводит руки с ее талии под диафрагму, ладонь на ладонь, сильно сжав ее бедра локтями (рис. 73). 73. Положение «сидя» на груди партнера Для того чтобы принять положение «сидя», ученица должна немного прогнуть поясницу, торс держать прямым и не наклонять головы вперед. Правая нога ученицы поднята вперед на 90° (croisé) и чуть согнута в колене, левая либо вытянута, либо также согнута в колене. Затем ученик переводит руки на ее талию и, мягко толкнув вверх, опускает ее на пол. Она выпрямляет корпус, подав оба бедра вперед, делает маленькое pas assemblé и, скользя по груди ученика, возвращается на пол, на одну или обе ноги. Принцип подъема ученицы на грудь и плечо один и тот же. При подъеме на правое плечо правая рука ученика остается на талии сбоку, а левая — переходит под диафрагму ученицы. При подъеме на левое плечо левая рука остается на талии, а правая переходит под диафрагму (рис. 74).
Если ученица в тюнике (пачке), то ученик при подъеме на грудь или плечо не должен сжимать ее локтями, чтобы не смять костюм. П р и м е р 2. Подъем ученицы на плечо с завершением в положении attitude allongée. Исходное положение точно такое же, как и в первом примере. В момент прыжка ученицы ученик вскидывает ее вверх, одновременно делая шаг вперед, и подставляет правое плечо. Его правая рука остается на ее правом боку, а левая переходит под диафрагму. Его голова чуть отклонена влево и плотно прижата к ее левому боку. Ученица принимает на плече ученика положение attitude allongée. Ее левая нога, согнутая в колене, не выворотна в тазобедренном суставе. Ученица лежит левым бедром на плече ученика Носок ее левой ноги касается правой под коленом. 74. Положение «сидя» на плече партнера 75. Attitude allongée на плече партнера В дальнейшем ученик поддерживает ученицу только правой рукой, а левую раскрывает во 2-ю позицию (рис. 75). Пример 3. Подъем ученицы на плечо с поддержкой за обе руки. Ученица стоит на правой ноге, на пальцах, левая — croisé вперед, не выворотна, согнутым коленом обращена к точке 3. Правая рука в 1-й позиции, ладонью вниз, левая — во 2-й, тыльная сторона кисти повернута к точке 1 (предельная пронация). Ученик — рядом, слева от ученицы, лицом к точке 1. Кистью правой руки, повернутой ладонью вверх, он держит кисть ее правой руки (ладонь в ладонь), кистью левой руки, согнутой в локте, повернутой ладонью к точке 1, держит кисть ее левой руки (ладонь в ладонь) (рис. 76). 76. Подъем на плечо с поддержкой за руки 77. Положение «лежа» спиной на плече партнера Затем ученик опускается на правое колено (как можно ближе к ученице, но остается лицом к точке 1) и подставляет свое правое плечо под ее левое бедро. Она садится на его плечо верхом. Ее корпус остается в вертикальном положении, обе руки выпрямлены в локтях, а голова чуть повернута и наклонена влево.
Подъем нужно делать только за счет силы ног, корпус ученика должен быть абсолютно прямым. Возвращение ученицы на пол изучается в следующих вариантах: ученик снова опускается на правое колено, а ученица встает на пол, на правую ногу; ученик делает выпад на правую ногу в сторону и немного наклоняет свой корпус в том же направлении, а ученица, соскользнув с его плеча, спрыгивает на пол в V позицию в demi plié. П р и м е р 4. Подъем ученицы на плечо с завершением в положении «лежа» (спиной к полу). Вариант первый: ученица стоит в V позиции на пальцах, левая нога впереди, руки в 3-й позиции; ученик — позади нее, опускается на правое колено, правой рукой охватывает ее талию, левая — во 2-й позиции. Ученица перегибается назад и ложится на его правое плечо поясницей. В этом положении ученик, выпрямляя ноги, поднимается и поднимает ученицу. Если он должен придать ей горизонтальное положение, то левой рукой снизу берет ее за левое бедро и приподнимает ее ноги до горизонтального положения (рис. 77). Вариант второй: ученица в позе «рыбка» на руках ученика. Он поднимает ее двумя руками к себе на правое плечо так, чтобы она оказалась на плече поясницей. В сценической практике встречаются такие положения, когда танцовщица стоит на плече танцовщика коленом в какой-либо позе, а он поддерживает ее двумя руками за талию, или двумя руками за руки, или одной рукой за руку или за талию. Подъем производится различными приемами. Пример 5. Подъем ученицы с завершением в положении «стоя коленом» на плече. Ученица стоит лицом к точке 1 в произвольной позе. 78. Положение I arabesque «стоя коленом» на плече партнера с поддержкой за руки Ученик — рядом, с правой стороны от нее, на правом колене, также в произвольной позе. Он подает ей обе руки, правую — в 3-й позиции, левую — во 2-й ладонями вверх. Ученица кладет правую руку в правую руку ученика, а левую — в его левую, ладонь в ладонь. Затем ставит левую стопу на левое бедро ученика (вплотную к его торсу) и, опираясь на его руки, встает правым коленом на его правое плечо, левую ногу отводит назад, принимая положение I arabesque. Ее руки выпрямлены в локтях (рис. 78).
В момент, когда ученица ставит колено на плечо ученика, он встает и поворачивается лицом к точке 2, выпрямляя руки в локтях. Возвращение ученицы на пол изучается в различных вариантах. Наиболее распространенный: ученик делает выпад на правую ногу, а ученица, опустив левую ногу, встает на его правое бедро и, вытягивая правую ногу, принимает позу I arabesque, затем возвращается на пол, как это описано в разделе «Небольшие подъемы», пример 3. Прыжки на грудь и плечи Исходное положение в последующих трех примерах одинаково. Ученица сидит на полу, ученик держит ее за руку. Подробное описание в разделе «Поддержка одной рукой», пример 1 (см. рис. 39). Пример 1. Прыжок ученицы на плечо в положение «лежа» (спиной к полу). Ученик резким движением правой руки подтягивает ученицу к себе, наклоняясь вперед. Его корпус и правая нога сохраняют прямую линию. Ученица сильно отталкивается от пола правой ногой и в прыжке делает полповорота влево с таким расчетом, чтобы оказаться на плече ученика спиной чуть ниже поясницы. Ее корпус принимает горизонтальное положение, руки переходят в 3-ю позицию, ноги вытягиваются по V позиции (правая впереди). Ученик подставляет ей правое плечо и подхватывает летящую к нему ученицу правой рукой за талию, левой под бедро левой ноги. В тот момент, когда она достигает плеча ученика, его ноги должны «спружинить», т. е. предельно смягчить ее «приход». Затем он придает ее позе любой ракурс (в зависимости от задания преподавателя). Корпус ученицы может остаться прямым или прогнутым в пояснице (рис. 79 и 79а). П р и м е р 2. Прыжок ученицы на плечо в положение «сидя». Ученик описанным приемом помогает ученице прыгнуть в воздух. В прыжке она поворачивается влево и садится на его правое плечо, ее руки переходят в 3-ю позицию, ноги сгибаются в коленях по шестой позиции *. Корпус ученицы и оба ее бедра образуют прямой угол. Правой рукой ученик подхватывает ее за правый бок, а левой — под диафрагму и, поворачиваясь лицом к точке 1, выпрямляет ноги (рис. 80).
П р и м е р 3. Прыжок ученицы на плечо с завершением в позе «ласточка». Сделав рывок правой рукой, ученик сразу же отпускает руку ученицы и мгновенно переводит свою руку под ее диафрагму. Его кисть с раскрытыми и обращенными вверх пальцами должна быть плотно прижата к торсу ученицы и удерживать ее корпус. Ученица сильно отталкивается от пола правой ногой, прыгает вверх в направлении точки 2 и в полете принимает позу «ласточка». Руки через 3-ю позицию она отводит назад (рис. 81). Ученик, сделав поворот на 180° вправо, подставляет летящей к нему ученице левое плечо, одновременно подхватывает ее левой рукой за оба бедра и делает с ней два-три шага по ходу прыжка, тем самым зрительно увеличивая протяженность полета. П р и м е р 4. Прыжок ученицы на плечо с завершением в положении «сидя» с поддержкой за обе руки. Ученица стоит спиной к точке 8 на правой ноге, в позе croisée (на полу). Правая рука в 3-й позиции, ладонью обращена к ученику, левая — в 1-й ладонью вниз. Ученик — лицом к ученице на левой ноге, правая отставлена * Шестая позиция (пятки и носки вместе, подъемы вытянуты) применяется в народно-сценическом и историко-бытовом танцах, она существует и в сценической практике классического танца, но в программу классического танца не включена. 79. Положенно «лежа спиной» на плече партнера 79". Положение «лежа спиной» на плече партнера с перегнутым корпусом ---- 80. Положение «сидя» на плече партнера назад. Руки в таком же положении, как и у ученицы. Правой рукой он держит ее за правую руку, левой — за левую, ладонь в ладонь. Ученица делает с левой ноги pas couru за его спиной, отталкивается правой ногой от пола и прыгает вверх, сильно опираясь при 81. Прыжок на плечо партнера с завершением в позе «ласточка» ^3 82. Прыжок на плечо партнера с завершением в положении «сидя» с поддержкой за руки 82. Прыжок на плечо партнера с завершением в положении «сидя» с поддержкой за руки этом на его руки. Ее левая нога во время прыжка согнута в колене и поднята вперед на 90° (не выворотна). Свой подход и прыжок ученица должна рассчитать так, чтобы оказаться на правом плече ученика левым бедром, в положении «сидя». В момент прыжка ученицы, когда она находится за спиной ученика, он резким движением вытягивает руки вверх, одновременно приседает и, как только она оказывается на его плече, выпрямляет ноги (рис. 82). Возвращение ученицы на пол описано в разделе «Подъемы ученицы на грудь и плечи ученика», пример 3. П р и м е р 5. Прыжок ученицы на плечо (в законченной позе ученица «стоит коленом» на плече).
Исходное положение такое же, как в предыдущем примере. Ученица делает шаг левой ногой, затем pas glissade и, оттолкнувшись левой ногой от пола (за спиной ученика), прыгает на его правое плечо так, чтобы оказаться на нем коленом правой ноги, левую поднимает назад (рис. 83). Описание возвращения на пол см. в разделе «Подъемы ученицы на грудь и плечи ученика», пример 5. П р и м е р 6. Jeté entrelace на плечо с поддержкой за обе руки. Ученица стоит спиной к точке 2, на правой ноге, левая вытянута вперед, носком касается пола. Правая рука в 3-й позиции, кистью обращена к ученику, левая в 1-й ладонью вниз. Ученик — лицом к ней, на правой ноге, левая отставлена назад. Руки в таком же положении, как и у нее. Правой рукой он держит ее за правую руку, левой за левую, ладонь в ладонь. С шага левой ногой ученица делает jeté entrelacé по диагонали в точку 6 с таким расчетом, чтобы средняя часть бедра ее правой ноги пришлась точно на левое плечо ученика, плотно прикасаясь к его шее. Левую ногу она быстро присоединяет к правой и принимает позу «ласточка» (рис. 84). 83. Разновидность прыжка на плечо партнера Делая прыжок, ученица не должна перелетать ученика, чтобы не оказаться на его плече животом или тазовым поясом. В момент прыжка ученицы ученик слегка приседает, не отводя своего левого плеча назад, резко вытягивает руки вверх (чуть вперед) и поднимается, как только почувствует на плече бедро ученицы. Он продолжает держать ее за обе руки, сохраняя корпус прямым. Возвращая ученицу на пол, ученик опускается на правое колено, а она, опустив сначала одну, а затем другую ногу, встает на пол в V позицию за его спиной. Если ученица на правом плече ученика, он опускается на левое колено. Прыжок jeté entrelacé на плечо ученика изучается с поддержкой и за одну руку. В дальнейшем изучение таких прыжков, включенных в комбинации, производится из различных положений с разными подходами. Если ученица делает прыжок с разбега или оба партнера двигаются навстречу друг другу, их руки соединяются только перед самым прыжком. 84. Jeté entrelacé на плечо партнера с поддержкой за руки 85 Пример 7. Jeté entrelace на плечо с поддержкой ученицы одной рукой под диафрагму, другой — за оба ее бедра. Исходное положение такое же, как в предыдущем примере, только ученик не держит ученицу за руки, а стоит лицом к ней на расстоянии двух шагов. Ученица делает с левой ноги pas chassé, затем короткое tombé на левую ногу и jeté entrelacé по диагонали к точке 6 на левое плечо ученика (см. рис. 81). Когда ученица делает pas chassé, ученик вытягивает правую руку вперед, пальцами вверх и поддерживает ее под диафрагму. В момент броска ее правой ноги он, чуть присев, подхватывает левой рукой снизу оба ее бедра, не отводя своего левого плеча назад. Когда поза «ласточка» зафиксирована на его плече, он выпрямляет ноги и поворачивается лицом к точке 8. Описание возвращения ученицы на пол см. в предыдущем примере. Пример8. Прыжок ученицы на плечо с завершением в позе «ласточка». Ученица стоит в верхнем правом углу *, лицом к точке 2, на правой ноге, в позе croisée вперед. Ученик на расстоянии четырех-пяти шагов от нее (по диагонали из точки 6 в точку 2), лицом к ней. Ученица разбегается, на ходу делает маленькое pas assemblé с правой ноги и, сильно оттолкнувшись от пола, прыгает к нему, принимая в воздухе позу «ласточка» с таким расчетом, чтобы оказаться на его левом плече бедрами обеих ног. В момент assemblé он, вытянув вперед правую руку ладонью вниз, поддерживает ученицу под диафрагму, затем немного приседает, поворачивая свое левое плечо вперед и левой рукой снизу подхватывает оба ее бедра. В дальнейшем ученица, разбегаясь, отталкивается от пола одной ногой, делает pas sissonne. При первоначальном изучении этого прыжка страхующему нужно стоять лицом к ученику и в случае необходимости поддержать левой рукой ученицу под диафрагму. П р и м е р 9. Saut de basque на грудь ученика. Ученица стоит на левой ноге, в позе II arabesque на полу, лицом к точке 1. Ученик — за ней на расстоянии трех-четырех шагов, в такой же позе. Ученица делает pas chassé, a затем saut de basque в направлении к нему с таким расчетом, чтобы ее прыжок завершился положением «сидя» на его груди. В отличие от сольного танца она * См. рис. 1. 85. Прыжок на плечо партнера с завершением в положении «сидя» (партнеры лицом друг к другу) 85. Прыжок на плечо партнера с завершением в положении «сидя» (партнеры лицом друг к другу) не должна сильно забрасывать по ходу движения левую ногу, чтобы не ударить ученика. В момент ее прыжка ученик немного приседает, раскрывает обе руки в стороны, делает шаг вперед, подставляет грудь и подхватывает ученицу при ее взлете. Ее поза и положение его рук такие же, как и при подъеме на грудь с места. Пример 10. Saut de basque на плечо ученика. Исходное положение такое же, как в предыдущем примере. В задании ученицы никаких изменений нет, за исключением того, что она свой прыжок saut de basque завершает на плече ученика. Он во время ее прыжка подставляет ей правое плечо. Пример 11. Прыжок ученицы на плечо с завершением в положении «сидя». Ученица стоит спиной к точке 2, на левой ноге, в позе croisée вперед на полу. Ученик — лицом к ней, на расстоянии трех-четырех шагов, в условной IV позиции croisé (она значительно шире обычной, и центр тяжести корпуса перемещен на левую, стоящую впереди ногу). Правая рука вытянута вперед, левая — в сторону. Руки на уровне плеч, ладонями вверх. Ученица делает pas couru с правой ноги, а затем, сильно оттолкнувшись от пола левой ногой, прыгает на правое плечо ученика, переводя обе руки в 3-ю позицию. Сесть на плечо нужно вплотную к шее, корпус держать вертикально, слегка прогнув его в пояснице (рис. 85). В момент прыжка ученицы ученик чуть приседает и, не отводя правого плеча назад, принимает на него летящую ученицу. Если она возвращается на пол с правого плеча ученика (за его спиной), он опускается на левое колено, если с левого—то на правое колено.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|