НЕ и НИ с отрицательными МЕСТОИМЕНИЯМИ
Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО (РАЗДЕЛЬНО). Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Алгоритм выполнения задания: 1) Прочитайте предложение, вдумайтесь в его смысл. 2) Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово. · Союзычтобы, тоже, также, зато, притом, причём, итак, оттого пишутся слитно; их можно заменить синонимами той же части речи. · Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи что бы, то же,так же, за то, при том, при чём, и так, от того пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них (же, бы) можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место; другой компонент (то, том, чем,так, того) заменить другими словами. · Слитно пишутся производные предлоги: ВСЛЕДСТВИЕ = из-за, ВВИДУ = из-за, НАСЧЁТ = о, НАВСТРЕЧУ = к, НЕСМОТРЯ НА = вопреки. · Раздельно пишутся производные предлоги: В ТЕЧЕНИЕ = В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ. · Для слитного, дефисного или раздельного написания наречий применяйте соответствующие правила.
Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН (Н)
1) определить, к какой части речи относится слово с пропуском буквы; 2) применить правило правописания Н и НН в суффиксе данной части речи. Имя существительное:
Имя прилагательное:
Причастия:
Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую. Алгоритм выполнения: 1. Найдите в предложении однородные члены. 2. Определите, какие союзы их соединяют: · если это одиночный соединительный или разделительный союз (и, или, либо, да (= и), запятая перед ним не ставится; · если это двойной союз (как…,так и; не столько…, сколько; не только…, но и; хотя…, но), запятая ставится только перед второй частью двойного союза; · если это повторяющиеся союзы, то запятая ставится только перед теми из них, которые находятся между однородными членами; · перед противительными союзами между однородными членами всегда ставится запятая. 3. Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно. Помните: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится между парными группами и всего одна! Задание 16. Рассавьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Помните: · причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?; · деепричастие отвечает на вопросы что сделав? что делая? И обозначает добавочное действие при глаголе - сказуемом ;деепричастный оборот отвечает на вопросы как? когда? почему? · постановка знаков препинания при причастном обороте зависит от его расположения по отношению к определяемому имени существительному; · деепричастный оборот всегда выделяется на письме запятыми; · однородные определения и обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами и соединённые одиночным союзом И, запятой не разделяются.
Алгоритм выполнения задания: 1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы. Всегда выделяются запятыми. 2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО- не выделяется запятыми!!! ПОСЛЕ определяемого слова – выделяется!!!). 3) Проверьте, нет ли в предложении однородных членов с союзом И, выраженных причастными или деепричастными оборотами. Перед союзом И не ставится запятая. 4).Внимание! в середине оборота не должны стоять цифры, это провокация!!! Исключите их!!! Используй прием исключения выделенного оборота.
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Помните: вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции. Используйте прием исключения выделенных слов. Алгоритм выполнения задания: 1) Проверьте, являются ли выделенные слова вводными. · Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми. · Омонимичные с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми слова: как будто, словно, авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счёте, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определённо, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, тем не менее, только, якобы.
Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Алгоритм выполнения: 1. Найдите грамматические основы предложения. 2. Определите границы главной и придаточной части. 3. Прочитайте предложение, соблюдая выбранные знаки. Это поможет определить неверно найденное решение или, наоборот, подтвердить правильный выбор. Помните! Как правило, в этом задании представлены сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, в них союзное слово который стоит не в начале придаточной части, а в середине её, поэтому запятая перед союзным словом не ставится. (1.Исключите цифры вокруг слова «который» 4.Внимание на союз И). Определите, что он соединяет: части сложного предложения - запятая, однородные члены предложения- нет запятой.
Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Для выполнения задания используйте алгоритм: 1. Обозначьте в предложении грамматические основы. 2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. 3. Посмотрите, как эти части связаны между собой. 4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет: · если однородные члены, то перед ним запятая не ставится; · если части сложного предложения, то перед ним запятая ставится. 5. Найдите 2 союза рядом: что если, что когда, и если, и хотя, но когда, чтобы если, и когда: · Запятая между союзами НЕ ставится, если дальше идут в предложении слова то, так, но · Запятая между союзами ставится, если нет ТО, ТАК, НО. Задание 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям: · в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация; · поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений. · Помните главная информация дана только в прямом значении.(ТОЧНО и КОНКРЕТНО) Алгоритм выполнения задания: 1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений. 2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции. 3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы). 4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте. 5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов. Задание 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Алгоритм выполнения задания: 1. Прочитайте текст. 2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»: · если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание; · если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование; · если текст нельзя «сфотографировать» - это рассуждение. 3. Помните о том, что · описание показывает (это то, что мы видим: портрет человека, пейзаж, интерьер); · повествование рассказывает (это цепь событий или действий и поступков персонажей); · рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод.
1. Определите, к какому типу речи относится предложенный текст.
Задание 22. Из указанных предложений выпишите синонимы (синонимическую пару). (Могут быть различные лексические средства. Алгоритм выполнения задания: 1. Если в задании требуется найти в указанном отрывке текста определённую лексическую единицу, необходимо вспомнить определение данной лексической единицы: Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению.! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. Синонимы - Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. Историзмы - это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали. Неологизмы – новые слова ограниченного пользования. Фразеологизм - Лексически неделимые словосочетания, воспроизводимые в готовом виде: повесить нос, одержать победу, глас вопиющего)
Задание 23. Среди предложений 1-8 (могут быть другие номера предложений) найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения (другого средства связи). Напишите номер этого предложения. Лексические средства связи, востребованные в задании В7: · лексические повторы (повторы слов и словосочетаний); · синонимы и синонимические замены; · контекстные синонимы; · антонимы (в том числе и контекстные). Морфологические средства связи: · союзы; · личные, указательные и некоторые другие местоимения вместо слов из предшествующих предложений; · наречия; · степени сравнения прилагательных и наречий. К синтаксическим средствам связи предложений относятся: · синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений); · парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её в виде самостоятельного неполного предложения); · неполные предложения; · вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы. Алгоритм выполнения задания: 1. Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, так как местоименная связь наиболее востребована в заданиях этого типа. 2. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с предыдущим, с тем, которое находится до рассматриваемого вами предложения.
Задание 24. Восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста. Алгоритм выполнения задания: 1. Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов. 2. Раздели все термины на 3 группы: Тропы, Фигуры, Лексика. 3. Читай внимательно рецензию, вставляй необходимые ИВС. 4. В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте. 1. Тропы – слова и выражения, используемые в переносном значении:
2. Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность:
3. Лексические средства выразительности: Лексика Диалектные слова -слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм): петух- кочет Жаргонизмы - речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д. «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского. Антонимы (отгреч. Ant- против и onуma- имя) - слова, имеющие потивоположенные значения: «Коварство и любовь», «Белей лишь блеск, чернее тень». Архаизмы (от греч. Archaios - древний) - устаревшее слово или оборот речи. Неологизмы (от греч. Neos - новый и logos- слово) - слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий (в науке, технике, культуре, в быту). Неологизм подчёркивает выразительность речи. Например, «бездарь» вместо «бездарность». Синонимы (от греч. - одноимённый)1)Слова, различные по написанию, но близкие (или одинаковые) по значению: победить-одолеть (врага); бежать - мчаться; красивый - прелестный; бегемот - гиппопотам. 2)Контекстуальные синонимы — это слова или словосочетания, сближающиеся по значению в условиях одного контекста, эти слова носят индивидуальный, ситуативный характер: игла - Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест, шорох, шёпот) листвы. Контекстные синонимы -слова или сочетание слов, которые приобретают близкое значение лишь в определённом контексте. «Ничегонеделание» - пассивный отдых. Фразеологизм -лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. (Насупить брови, одержать победу, потупить голову, расквасить нос, сгорать от стыда, скалить зубы, скоропостижная смерть, тоска берёт, трескучий мороз, утлый челн, щекотливый вопрос, щекотливое положение) Омонимы- одинаково звучащие слова, имеющие разное значение, напр.: клуб (пара и спортивный), передумать (многое и изменить решение). В устной речи возникают звуковые омонимы (омофоны) – слова, которые звучат одинаково, хотя и пишутся по-разному: плач и плачь, отварить и отворить.
ЧАСТЬ 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|