Анализ нормирования запасов и транспортная логистика
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Управление материальными ресурсами предприятия играет большую роль в управлении предприятием в целом. Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства. Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры движения материальных ресурсов предприятия. В современном менеджменте существует большое количество вариантов управления материальными ресурсами предприятия. В работе стоит цель проанализировать структуру существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, выделить систему и проследить движение материальных ресурсов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса сырьем и материалами до момента выхода конечного продукта. Достижение настоящей цели возможно путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, периодичного материала, статей и аналитического материала на данную тему. Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. (При изготовление автомобиля - это металл, стекло, ткань и др.). К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.).
Промышленные предприятия в настоящее время оснащены современной вычислительной техникой, с помощью которой становится возможным моделирование материальных потоков с учетом влияния различных факторов внутренней и внешней среды предприятия, а также разработка систем управления материальными ресурсами.[3] Существуют основные принципы формирования и функционирования системы управления материальными ресурсами: 1. Самостоятельность предприятий - поставщиков и предприятий потребителей в использовании материальных ресурсов. 2. Саморегулирование. 3. Ресурсосбережение и противозатратность. 4. Комплексность. 5. Оперативность. 6. Восприимчивость к научно-техническому прогрессу; и др. Перечисленные принципы должны действовать одновременно, ибо они определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы. Для разрешения основных проблем в рамках создания базы сырья и материалов существуют многообразные методы принятия решения, в особенности: - ABC- анализ (первоначальный анализ); - метод оценки по системе баллов; - анализ стоимости сырья и материалов; - математические модели решений. Рассмотрим подробно анализ стоимости сырья и материалов. Метод анализа стоимости чаще всего применяется тогда, когда требуется снижение издержек и цены выпускаемых изделий с целью улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия или увеличения шансов сбыта готовой продукции. В результате анализа стоимости сырья и материалов может: - произойти сокращение затрат на сырье и материалы; - экономиться рабочее время при изготовлении изделий из этого сырья и материалов; - повышаться качество готовой продукции, а также, - произойти снижение затрат для реальных инвестиций.
Последовательность одного такого оценочного анализа сырья и материалов, приведенная ниже, является типичной для осуществления анализа во многих областях предпринимательской деятельности.[4] 1. На подготовительном этапе оценочного анализа сначала формулируются цели исследования сырья и материалов, а также выясняются организационные подготовительные решения. 2. Затем осуществляется сбор информации о собственной продукции, а также об аналогичных изделиях, используемых для сравнения. 3. На следующем этапе, посредством исследования фактического состояния сырья и материалов, вскрываются слабые места в производстве собственной продукции. 4. Затем выявляются предложения по улучшению качества собственной продукции и технологического процесса ее производства. 5. После этого подвергаются оценке возможные варианты относительно величины расходов и доходов при изготовлении собственной продукции. 6. Затем из этого массива полезной информации выбираются наиболее реализуемые решения. 7. Последним шагом оценочного анализа сырья и материалов является введение этого оптимального варианта в производство. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ нормирования запасов и транспортная логистика
Для бесперебойной работы предприятию необходимы запасы основного сырья и материалов, вспомогательного сырья и материалов, а также быстроизнашиваемых производственных средств. Такие запасы сырья и материалов необходимы для того, чтобы: - обеспечить возможность производства собственной продукции до срока поступления следующей партии и при этом, - обеспечить возможность изменений потребности сырья и материалов при поставке. Таким образом, запасы сырья и материалов на предприятии колеблются между их минимальным значением и наибольшим значением необходимых запасов. Минимальное количество запасов состоит из: - календарного запаса (этот запас служит для преодоления отрезка времени от доставки сырья и материалов до их складирования, т. е. отрезка времени, необходимого для разгрузки, проверки и регистрации поступивших сырья и материалов), - запаса, необходимого для складирования (так называемый запас сырья и материалов, который требует выполнения определенных правил хранения и только через определенное заданное время приобретает свою производственную ценность, например, изделия из дерева или литье из чугуна),
- обусловленного технологическим процессом запаса сырья и материалов (запас, который предусмотрен для поддержания необходимого режима или рабочего состояния технологического процесса производства), - аварийного запаса (запас, который должен всегда быть в наличии для выравнивания непредвиденных изменений от поставок сырья и материалов до их потребления, а также от потерь сырья и материалов). Разница между преобладающим значением обоснованного минимального запаса и преобладающим значением экономически и организационно обоснованного наибольшего запаса и является текущим запасом сырья и материалов. В то время как минимальный запас сырья и материалов является стабильной величиной, текущий запас подвержен постоянным колебаниям от поставки к поставке (за интервал времени между двумя поставками).[5] Общий запас сырья и материалов определяется расчетным путем как сумма минимального запаса (Vm) и среднего текущего запаса сырья и материалов (Vl и, соответственно, при принятом равномерном потреблении сырья и материалов, Vl/2):
и, соответственно, Минимальный запас сырья и материалов (Vm) должен следить за отклонениями от планомерных поставок и от планомерного использования сырья и материалов, а также должен гарантировать в любое время критическое количество сырья и материалов, необходимых для поддержания заданного режима выпуска предприятием собственной продукции. Минимальный запас сырья и материалов рассчитывается из выражения:
где Vs - аварийный запас сырья и материалов (на 1 день), Vd - календарный запас сырья и материалов, Vt - технически обоснованный запас сырья и материалов, Vp - первичный запас сырья и материалов, Md - коэффициент ежедневного использования сырья и материалов. Текущий запас сырья и материалов определяется как: где Lz - цикличность поставок сырья и материалов,
Lm - количество поставок. Из совместного решения обоих вышеприведенных выражений может быть определена основная математическая зависимость для определения общего запаса сырья и материалов, которая имеет вид:
или:
Так как осуществление запасов сырья и материалов требуют дополнительного капиталовложения, то, исходя из экономической рациональности производства, следует стремиться к тому, чтобы выпускалась продукция, не имеющая запасов сырья и материалов, т. е., соответственно, необходимо стремиться к бесперебойной поставке всего необходимого для выпуска собственной продукции, количества сырья и материалов для непосредственной его обработки в процессе производства. Это положение уже частично реализуется в высокоразвитых промышленных отраслях (например, в автомобилестроении). Для этого предприятия - поставщики сырья и материалов должны быть тесно связаны в едином производственном ритме выпуска продукции. Если же в производственной практике предприятия-поставщики сырья и материалов в едином производственном ритме не задействованы, то, таким образом, должен быть обеспечен оптимальный запас сырья и материалов там, где должен быть предотвращен риск, вследствии сведенных к минимуму текущих поставок сырья и материалов, посредством повышения минимального запаса сырья и материалов. Таким образом минимум! где PV - производственные потери вследствии невыполнения поставки сырья и материалов, Z - процентные издержки для финансирования затрат для содержания запасов сырья и материалов. Планирование производственных запасов на предприятии должно основываться на расчете объективной потребности в конкретных видах материальных ресурсов с гарантированным обеспечением процесса выполнения производственной программы и других видов хозяйственной деятельности предприятия. При этом необходимо учитывать издержки, связанные с созданием и хранением производственных запасов. Основной задачей планирования запасов на предприятии в связи с этим является определение оптимального соотношения между величиной производственных запасов и издержками на их создание и хранение. На издержки производства, связанные с производственными запасами, оказывают влияние не только затраты на создание и хранение запасов, но и их отсутствие в определенных производственно-хозяйственных ситуациях. Рассмотрим наиболее распространенные виды издержек на создание и хранение производственных запасов. 1. Затраты на поддержание запасов, то есть связанные с владением запаса:
- коммерческие затраты - проценты за кредит; страхование; налоги на капитал, вложенный в запасы; - затраты на хранение - содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и т. д.); операции по перемещению запасов; - затраты, связанные с риском потерь вследствие: устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данных видов материальных ресурсов; - потери, связанные с упущенной выгодой от использования вложенных в производственные запасы средств в другие альтернативные направления: увеличение производственной мощности, снижение себестоимости продукции; капиталовложения в другие предприятия. 2. Затраты на управление производственными запасами: - на обучение управленческого и технического персонала; - на содержание управленческого и техн-кого персонала. 3. Не менее разнообразны виды затрат, связанных с дефицитом запасов, то есть возникающие на предприятии при отсутствии необходимых материальных ресурсов: - затраты на ускорение доставки необходимых материалов: расходы на связь и разъезды; премии за быструю доставку материалов; удорожание за счет поставки малых партий материалов; - затраты, связанные с корректировкой производственной программы, ускорения отгрузки готовой продукции, изготовленной с нарушением графика; - коммерческие убытки и расходы; потери прибылей и рост доли накладных расходов, связанных с сокращением объема продаж из-за отсутствия в запасах необходимых материальных ресурсов; Можно обобщенно отметить позитивные и негативные аспекты наличия значительных производственных запасов. Позитивный аспект заключается в том, что обеспечиваются высокий уровень обслуживания потребителей продукции и гарантированный ритм работы предприятия. Негативные аспекты наличия большого производственного запаса проявляются в том, что они в определенных случаях приводят к снижению качества материальных ресурсов, не всегда могут быть полностью востребованы, увеличивают затраты на свое содержание и снижают скорость обращения оборотных средств. Логистическая цепь это четкая последовательность в выполнении технологий в отдельных сечениях производственно-транспортной цепи, перед которой ставится цель: достижение наивысшей общественной эффективности при производстве различных процессов. Логистическая система это объединение взаимодействия на рассматриваемом полигоне логистических цепей. В логистической транспортной системе первостепенное значение отводится терминалам, которые определяют само функционирование этой системы. Контейнерные терминалы - это контейнерные пункты со значительным объемом работ, обеспечивающие прием контейнеров от отправителей, выдачу их получателем, а также на передачу потока контейнеров с одного вида транспорта на другой. Преимущественное значение в перевозках крупнотоннажных контейнеров принадлежит морскому транспорту, который интегрируется с автомобильным и железнодорожным.. В техническом аспекте это означает применение для перевозки контейнеров судов-контейнеровозов, специализированных железнодорожных вагонов и специальных автомобильных средств. Терминальная технология базируется на стандартизации контейнеров, поддонов, пакетов, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов. Поэтому во всем мире приняты единые нормы и стандартные величины по контейнерам: ширина – 2438 мм; высота (max) – 2591 мм или 8’6”; длина – 3, 6, 9, 12 м или 10’, 20’, 30’, 40’ соответственно; стандартная масса – 24 т; ширина (max) перевозочных транспортных средств – 2,5 м (в Европе) и 2,6 м (в США); высота (max) перевозочных транспортных средств – 4 м (от палубы до подволока). В настоящее время существуют и в дальнейшем развиваются терминальные сети: - европейская сеть терминалов; - национальная терминальная сеть; - сети, объединяющие 2-3 страны; - сети для мультимодальных[6] перевозок.
Внутри сетей, в зависимости от расположения терминалы делятся на фидерные, блоковые, блоково-угловые, мультиблоковые и etc. Основные направления развития терминалов: А) сосредоточение работы в руках независимых транспортных компаний; Б) усложнение структурного состава участников перевозок, рост многосторонних компаний, выход национальных компаний на международный рынок; В) возрастание значений стандартов при интермодальных[7] перевозках. Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспорта и являются при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг. С 1992 года введены свободные транспортные тарифы на грузовые перевозки(кроме морского и ж/дорожного транспорта). Для транспортных затрат в среднем составляет в конечной стоимости товара от 15-30%. Тарифная ставка определяется по формуле: Т=с(1+r/100), тенге, где - с – себестоимость перевозок в рублях; - r – прибыль в процентах. - На транспорте используются следующие виды тарифов: 1. Автомобильный транспорт: · Сдельные; · На условиях платных авто-тонно/часов; · За повременное пользование грузовым транспортом; · По километровому расчету; · За перегон подвижного состава; · Договорные тарифы. 2. Железнодорожный транспорт: · Общие тарифы; · Исключительные тарифы; · Льготные тарифы; · Местные тарифы. 3. Морской транспорт: · По тарифу на постоянных линиях; · По фрахтовым ставкам на непостоянных линиях. 4. Речном транспорт: · Тарифы определяются самостоятельно пароходством. Одним из основных действующих транспортных узлов в работе терминалов является контейнерный терминал морского порта. Контейнерный терминал морского порта – это транспортный узел, осуществляющий перераспределение контейнеров, сменных кузовов, контрейлеров между тремя основными видами транспорта – морским, железнодорожным и автомобильным. Наряду с перегрузочными операциями на контейнерных терминалах морского порта выполняется складирование и распределение грузов, а также перевозка контейнеров собственным автотранспортом к близлежащим отправителям и потребителям грузов. Однако, стоимость современного контейнерного терминала почти в три раза выше стоимости традиционного причала для переработки генеральных[8] грузов. Площадь современного крупного контейнерного терминала составляет от 10 до 18 га. Характерная длина причала должна быть не менее 300 м, а глубина под ним не менее 10,7 м. Эти цифры зависят от размеров современных судов-контейнеровозов 3 поколения. Терминал подразделяется на три зоны: а) складская зона, занимающая 55-58% общей площади терминала; б) зона сортировки и упаковки, занимающая 20-30% от общей площади терминала; в) зона причала и административные постройки (вся остальная площадь терминала). Вместимость складской зоны(а) по контейнерам, должна быть в 2,5 –3 раза больше обслуживающего причал судна. Зона сортировки и упаковки (б) должна иметь стеллажные комплекты для переработки генеральных грузов, подъезды для автомобильного и железнодорожного транспорта, а также исключать пересечение этих маршрутов. В зависимости от грузопотока и вида грузов на терминалах используются пять основных типов транспортных систем. - Система накатной(горизонтальной) и крановой(вертикальной) перегрузки; - Система с портальными контейнеровозами; - Система с портовыми кранами; - Система с козловыми контейнерными кранами; - Система с полуприцепами и тягачами. Зарубежный опыт работы контейнерных терминалов. 1. Применяется перегрузочная техника, приспособленная к обработке всех видов грузовых единиц. Широко используются системы горизонтальной технологии. 2. Контрейлеры перевозятся на судах в основном третьего поколения, вмещающих 2400 контейнеров. По железной дороге они перевозятся на специализированных составах. Для горизонтальной перегрузки используются современные специальные тягачи марки ТР-160, ТР-180. 3. Применяются современные высокопроизводительные краны, грузоподъёмностью до 50т, высотой подъёма до 12м и с частотой перегрузки 20-30 циклов в час. 4. Штабелёвка контейнеров в 4 яруса возможна с помощью автопогрузчиков типа «Calmar», грузоподъёмностью до 48т. Использование лифтопов[9] и спредеров[10].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|