Правовое регулирование информационной сферы за рубежом
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Информационное право активно использует основные положения теории государства и права, «взаимодействует» с такими отраслями права, как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, судоустройство, международное публичное и частное право.
Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной. Субъекты — потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации — авторами произведений или собственниками информационных объектов. При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.
23. Результаты творческой деятельности как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом, законодательством о промышленной собственности и о «ноу-хау». При этом способы охраны разные. Право интеллектуальной собственности закрепляется либо самим фактом создания произведения, либо путем регистрации формулы (содержания) изобретения, либо
путем фиксации и сохранения в тайне результата творчества. В первых двух случаях информация, создаваемая в процессе творчества и сопровождающая этот процесс, не нуждается в дополнительной защите, поскольку она или сама и есть такой результат (например, произведение) или содержит описание результата творчества (например, патент на изобретение (промышленный образец) или свидетельство на полезную модель). Дополнительная защита требуется информации, отражающей секреты производства или секреты науки. Законодательство об интеллектуальной собственности подразделяется, в свою очередь, на: законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство и законодательство о «ноу-хау» Законодательство об интеллектуальной собственности Законодательство об Патентное Законодательство о авторском нраве и о законодательство «ноу-хау» смежных правах
Правовое регулирование информационной сферы за рубежом Формирование информационного права тесно связано с формированием информационного общества. Информационное общество «размывает» государственные границы, тем самым правовое регулировании информационных отношений обладает международной составляющей. США являются пионером в формировании основ практического осуществления информационной инфраструктуры – технологической основы информационного общества. Именно здесь была создана основа информационного общества (Internet). В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры. Для изучения проблем, связанных с построением национальной информационной инфраструктуры была создана Рабочая группа по строительству информационных супермагистральных сетей. Информационные супермагистральные сети – совокупность всех технологий, связанных с информацией (телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании). В специальном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации.
В феврале 1996 г. был издан закон «О телекоммуникации». Европа. В 1995 г. Совет Европы издает резолюцию о стратегии вхождения Европы в информационное общество. Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах. Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. Цель работы Форума – проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальном обществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе; культурное измерение и будущее СМИ; устойчивое развитие, технология и инфраструктура.. Таким образом, проблема формирования информационного общества в современном мире выражается в том, что дальнейший прогресс зависит не только от достижений собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым изменениям старые правовые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, – телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации.
22. По степени доступа информация подразделяется на открытую, распространяемую открыто, и информацию ограниченного доступа, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности. К открытой информации относится: — информация, создаваемая в процессе творчества (произведения науки и культуры, открытые патенты и авторские свидетельства); — обязательно предоставляемая документированная информация; — официальные документы; — массовая информация, распространяемая СМИ;
— другая информация неограниченного доступа. К информации ограниченного доступа относится: — документированная информация о государственной и служебной тайне (в порядке защиты интересов государства); — документированная информация, содержащая сведения о ноу-хау и ноу-ноу (в порядке защиты секретов производства и науки); — персональные данные (в порядке защиты личной тайны). Изучение информации с указанных позиций позволяет перейти к исследованию информационных процессов, участвующих в них субъектов и возникающих при осуществлении этих процессов информационных отношений.
50. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА-(лат. structura - строение, расположение, связь) это внутреннее строение правовых норм, деление на составные части и связь этих частей между собой.Нормы, регулирующие варианты поведения субъектов права, состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции (по формуле: если-то-иначе). В то же время в правовой системе имеются и другие нормы, осуществляющие особые функции в правовом регулировании. К ним относятся, в частности, нормативные положения, которые формулируют общие принципы, отправные начала правового регулирования(например, ст. 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью). Такие принципы служат упорядочению общественных отношений, обеспечивают общую направленность,единство юридической системы, единые основы регулирования. Такой же характер носят и так называемые "дефинитивные нормы", определяющие юридические понятия(например, понятия "преступление", "товарный знак", "валютные ценности" и т.п.); нормы. определяющие правовой статус органа. организации, учреждения, устанавливающие правовой режим тех или иных материальных и духовных ценностей и благ, систему органов государства, национально-государственное устройство, административно-территориальное деление (конструктивные нормы), а также вспомогательные нормы о юридическом движении нормативных актов, т.е. об их принятии.изменении,дополнении,отмене. распространении действия. Такого рода нормы не имеют традиционной структуры, и их строение подчиняется логическим правилам деления суждений на составные элементы.Словесная формулировка нормативного акта не всегда содержит все структурные элементы нормы. Внешнее изложение статей (пунктов) нормативных актов может не совпадать со структурой нормы, являющейся законодательно-логической категорией. Иногда очевидные для понимания элементы нормы не формулируются, а лишь подразумеваются, логически вытекают из других статей (пунктов) того же акта или из иных нормативных актов. Более того, правила законодательной техники.требования простоты, компактности и удобства изучения и применения закона обусловливают объединение в одной статье (пункте) нескольких норм либо, наоборот, формулирование частей одной и той же нормы в разных статьях закона.В качестве структурных элементов системы права выступают: правовые институты; отдельные юридические нормы; отрасли права.
51.Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы, они содержат описания правил поведения (или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов - участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации. В зависимости от вида и формы представления информации, субъектов, действующих в информационной сфере, особенностей их поведения, информационно-правовые нормы могут разделяться на императивные и диспозитивные. Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, передачу, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуальную защищаемую законом деятельность. В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации 1язанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов - участников этих правоотношений.диспозиция, которая содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.Защита прав и обеспечение исполнения установленных правил производятся с помощью санкций. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|