Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В состав информационно-правовой нормы входит гипотеза, диспозиция и санкции.




Гипотеза указывает на условия действия информационно-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения.

Санкции предусматривают последствия нарушения информационно-правовой нормы или норм, определяют виды и меру ответственности нарушителей..

 

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации"

"Статья 7. Государственные информационные ресурсы 2. Формирование государственных информационных ресурсов... осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией".

Примером одновременного применения методов императивного и диспозитивного регулирования может служить следующая норма.

Закон РФ "О государственной тайне" "Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием. Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее -- собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством".

5. Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

· нормы федерального уровня и действия;

· нормы субъектов Российской Федерации;

· нормы органов местного самоуправления.

6. По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

· общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по пред оставлению информации потребителям;

· межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

· отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

· на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

 

21. Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения, которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Отличие информационно-правовых норм от норм других отраслей права в том, что они регулируют отношения, возникающие в информационной сфере в связи с реализацией информационных прав и свобод и осуществлением информационных процессов при обращении информации.

38. Законом РФ «О безопасности»' безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Жизненно важные интересы определяются законодателем как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства, а угроза безопасности - как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. И, наконец, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз. Как уже упоминалось, Федеральным законом «Об участии в международном информационном обмене» определено понятие информационной безопасности как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.В соответствии с предписаниями Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информационной сферы являются (ст. 20):предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений. предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения. В результате сопоставительного анализа области информационной безопасности информационной сферы (см. гл. 2) с учетом положений Доктрины информационной безопасности и норм информационного законодательства в этой области можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).

 

 

39. Информационно-Правовые Системы - организационно упорядоченные совокупности документов законодательства РФ (массивы таких документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих процессы информационно-правового обеспечения всех сфер деятельности (ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Концепция правовой информатизации России, утвержденная Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966, президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации", утвержденная Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808). Образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО), которая обслуживает органы государственной власти РФ. Среди российских справочных информационно-правовых систем широко известны такие. как "Гарант", "Кодекс", "Консультант Плюс", "ЮСИС". ориентированные на негосударственные структуры и физических лиц.Скоромников К.С. Информационно-правовая система "Законодательство России " является элементом государственной системы правовой информации, созданной в рамках реализации государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации. Тексты федеральных законов и правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также тексты правовых актов органов государственной власти, опубликованные в Собрании законодательства Российской Федерации и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и распространяемые с использованием информационно-правовой системой "Законодательство России", являются официальными в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 года № 662 и от 23 мая 1996 года № 763. Система предназначена для: - ведения государственных информационно-правовых фондов (федеральное, региональное и тематическое законодательство, судебная и арбитражная практика, международные договоры, своды законов СССР, РСФСР и Российской империи); - обеспечения доступа к государственному информационно-правовому фонду; - формирования, обработки, хранения и доступа к текстам и графическим фрагментам правовых документов; - автоматизированной поддержки юридической обработки правовой информации; - развития средств поиска документов.

47. Автоматизированные информационные системы представляют собой совокупность различных средств, предназначенных для сбора, подготовки, хранения, обработки и предоставления информации, удовлетворяющей информационные потребности пользователей. АИС объединяет следующие составляющие: 1) языковые средства и правила, используемые для отбора, представления и хранения информации, для отображения картины реального мира в модель данных, для представления пользователю необходимой информации; 2) информационный фонд системы; 3) способы и методы организации процессов обработки информации; 4) комплекс программных средств, реализующих алгоритмы преобразования информации; 5) комплекс технических средств, функционирующих в системе; 6) персонал, обслуживающий систему. Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала АИС с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АИС, в частности при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ, внедрении системы в эксплуатацию. Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС. Правовое обеспечение на этапе разработки АИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания АИС, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки АИС различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования АИС включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и организации их деятельности, права, обязанности и ответственности персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других технических средств, порядок создания и использования математического и программного обеспечения.

 

1.Понятие и роль информации в современном обществе. Информация (от лат. informatio – «разъяснение», «изложение»), первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (посредством условных сигналов, технических средств и так далее); с середины XX века - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия. Информация появляется в процессе коммуникации с определенным объектом. Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.. Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...