Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мы должны преодолеть этническую обособленность

О. Питер Гиллквист: Владыка, нетрудно заметить, что в нашем обществе происходят все более мрачные явления. Как, на ваш взгляд, православные христиане должны взаимодействовать с культурой и просвещать светом Христовым мир сей?

Митр. Филипп: Отец Питер, мы не можем бежать от культуры. Дело в том, что мы живем в этом мире, и с самых первых дней своей истории Церковь взаимодействует с различными культурами. Древняя Церковь была подвержена влиянию арамейской культуры: сам Господь говорил на арамейском, и мы все это прекрасно знаем, Евангелие от Матфея написано на арамейском. Церковь сообщалась с различными культурами античного мира, и, прежде всего, эллинистической культурой. Если говорить о сегодняшнем дне, то нас окружает другая культура – принципиально другая. И мне кажется, что мы не можем спрятаться от нее, так как мы живем внутри этой культуры. В свою очередь, мы можем делать все возможное, чтобы изменить эту культуру, и взять из нее то, что мы можем применить к церковной пользе. Например, в V веке мы не могли бы проповедовать благую весть, при помощи радиостанции Ancient Faith. А сегодня технология радио становится нашим посредником в деле благовествования.

Мы можем использовать нашу культуру, включая те технологические преимущества, которые она нам предлагает, для расширения проповеди Евангелия. Мы можем делать это через радиостанции, подобные этой. Мы можем использовать телевидение, электронную почту, факс. Я полагаю, что многое в современной культуре – дар Божий. Разумеется, и вызовов много: современная культура ставит перед Церковью много задач, в частности, это вопрос секуляризма, или, если быть точным, вопрос антропоцентризма и секуляризма. Проблема в том, что современная культура не воспринимает Церковь всерьез. Это действительно проблема. В современном обществе много «периферийных» христиан, которые относятся к христианству несерьезно, и это неприятный момент.

Сегодня нас окружают проблемы наркотиков, семейные проблемы. Мы видим, как распадаются семьи, мы прошли через так называемую «сексуальную революцию», и ее плоды мы до сих пор пожинаем в наших университетах и школах. Церковь должна преодолеть эти проблемы, да я и не представляю, как преодоление возможно без Церкви, без ее благой вести. Без Церкви это невозможно. Итак, в культуре есть как плохие, так и хорошие стороны. Безусловно, мы не должны становиться рабами никакой культуры. Нужно найти ответы на вызов национализма, преодолеть который также способна Церковь. Мы обязаны преодолеть этническую обособленность. Все эти задачи лежат в плоскости культуры.

О. Питер Гиллквист: Ранее мы затронули вопрос роли Конференции православных епископов Америки. Насколько, по-вашему, эта организация справляется или не справляется с возложенной на нее задачей?

Митр. Филипп: Мне кажется, что Конференция не справилась со своей миссией. В момент основания организации, в 1961 году, была принята ее конституция, согласно которой целью Конференции объявлялась работа по объединению православных разных юрисдикций на территории США. В целом Конференция практически ничего не сделала для укрепления единства православных – фактически, мы, ее участники, просто собирались на 2-3 часа для обсуждения периферийных вопросов. Мы не обращались к православным верующим, ко всему православному населению США, мы не призывали священников к активности на локальном уровне, мы не собирали православных людей вместе на наших церковных мероприятиях. Я знаю, что в ряде городов священнослужители разных юрисдикций даже не знакомы друг с другом. Мы продолжаем вращаться на наших этнических орбитах, а Конференция остается в стороне. Каждый год мы выпускаем энциклику в неделю Торжества Православия, но этого недостаточно. По-моему, каждый воскресный день должен стать для нас Торжеством Православия.

Из далекой галактики?

О. Питер Гиллквист: В книге «Митрополит Филипп: его жизнь и его мечты» вы сказали следующее, цитирую: «Сегодня мы не вполне представляем, как должно выглядеть американское православие, потому что на данный момент в Православии здесь очень мало подлинного, исконно американского начала». Конец цитаты. Вы сказали это более 17 лет назад. Как вы думаете, приблизились ли мы хотя бы немного к тому, каким должно быть американское Православие сегодня?

Митр. Филипп: Нет, пока еще нет. Мы все, как Церковь, все еще не можем определиться со своей идентичностью в этой стране, в Северной Америке в целом. Я не говорю о России или Греции, потому что в этих странах есть своя Церковь. Я говорю о Церкви, существующей в рамках современного североамериканского общества. Соответствует ли то, как мы выглядим, наша внешность – той культуре, в которой мы живем? Я одеваюсь так, и с тех пор, как мы с вами знакомы, я одеваюсь и выгляжу именно так.

О. Питер Гиллквист: Так как мы не на телевидении, позвольте заметить, на вас надет костюм.

Митр. Филипп: Именно.

О. Питер Гиллквист: С колораткой, а не с подрясником.

Митр. Филипп: Да, все верно. Знаете, я видел фотографии святителя Тихона, сделанные в начале XX века, и он был одет так же, как я. У него была колоратка, костюм: черный костюм и черная рубашка. Я считаю, что мы не можем в полной мере обращаться к этим людям, к людям этой культуры, если мы все будем в рясах, подрясниках, всех этих скуфьях и черных шапках. Если мы отправимся в таком виде в Нэшвилл, Теннесси, в Аппалачи или еще куда-либо: люди просто подумают, что мы прибыли из далекой галактики. Как они воспримут нас, как могут понять нас? Прежде всего, они не подойдут пожелать нам доброго дня – скорее всего, они просто нас испугаются. Это о том, что касается внешнего облика.

Мы еще не приняли окончательно решения относительно того, какую одежду носить священнослужителям в США. Я вижу своих священников, священников Антиохийской архиепископии с длинными бородами и волосами, забранными в «хвост». Разве это важно для спасения? Какое это имеет отношение к домостроительству нашего спасения? Мы не знаем, носил Господь бороду или нет: Его изображают с бородой отчасти и потому, что все в те времена носили бороду. Когда все носили подрясники и рясы, камилавка была чем-то новым: Церковь заимствовала ее уже в османские времена. Итак, нам следовало бы достичь согласия в вопросах внешнего вида священнослужителей.

Наша православная идентичность тесно связана с литургией. Мы и по сей день используем литургии древнего мира. И мне очень приятно понимать, что это так: я вырос в Ливане и с детства знаком с литургией Иоанна Златоуста, и сам лично не променял бы ее ни на что иное. Но смогут ли будущие поколения православных в США принять эту литургию? Им и только им принадлежит право выражать себя, свою культуру, свои чувства в Церкви. Отчасти это касается музыки. Сегодня мы используем византийское пение, которое я очень люблю, которое я хорошо знаю – но кто-то его не любит. И возникает вопрос: подходит ли эта музыка для православия в данной стране?

Все это – вопросы, на которые я не могу дать ответ сегодня. Полагаю, ответят на них уже будущие поколения. Но уже сегодня мы должны с ответственностью выбирать, во что мы одеваемся, как мы взаимодействием с людьми этой среды, этого окружения. Это очень важно.

Нам нужна Святая Соборная и Апостольская Церковь в Америке

О. Питер Гиллквист: Каковы, на ваш взгляд, основные угрозы христианству и в особенности православию?

Митр. Филипп: Мне кажется, что главные угрозы, стоящие перед христианством, христианским миром – это материализм, секуляризм и антропоцентризм. Это крупнейшие угрозы. А если говорить именно о православии… Итак, в мировом масштабе все еще существует соревнование между Москвой и Константинополем, то есть Стамбулом. Мы продолжаем быть его свидетелями, и поэтому перед нами стоит глобальная задача преодоления этнических разделений. Филетизм был осужден как ересь в 1872 году. И нам, православным, надо проверить себя: не являемся ли мы филетистами? Точно не являемся? Мы все должны задать себе этот вопрос.

Смотрите: американское православие, греческое православие, русское православие… А, может быть, правильнее будет: «Православие в России», «Православие в Греции», «Православие в Америке»? Неправы те, кто хочет американизировать православие. Нам нужно не это, нам нужна Святая Соборная и Апостольская Церковь в Америке.

О. Питер Гиллквист: Многие члены христианских сообществ Северной Америки обращаются в православие. А что насчет тех миллионов, которые вообще не знают или не хотят знать Христа? Каким образом мы, православные, можем достучаться до них?

Митр. Филипп: Можем, например, через это самое радио. Через департамент Миссии и евангелизации. Однажды вы рассказали мне, что когда вы летите в самолете, вы заговариваете с людьми и обращаете их в православие. Вы рассказываете им о Православной Церкви. Давайте признаем – люди не знают, кто мы такие. Из-за недостатка единства между православными у нас нет – а лучше бы он был – единого департамента Миссии и евангелизации, сильного департамента. Мы должны объединить наши организации и направить наши совместные усилия с тем, чтобы оставить свой след в этой стране, во всей Северной Америке. Мы этого не сделали. Мы делаем свою работу в Антиохийской Архиепископии, греки делают свою работу, в ПЦА делают свою. А наша задача состоит в том, чтобы выступить в публичном пространстве как единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Мы должны быть едины в вопросах связей с общественностью, в вопросах церковной музыки, в вопросах христианского образования, работы с молодежью, поддержки священнослужителей и их семей.

Вместе мы способны на многое: например, мы можем унифицировать наши образовательные программы. Объединить семинарии: Свято-Владимирскую, Свято-Тихоновскую, семинарию Святого Креста, Антиохийский учебный дом, собрать все это воедино. Нужно прийти к единству в вопросах богословского образования и пастырской подготовки. Нужно делать акцент на пастырском служении, и вместо изучения Ария и Македония на протяжении двух или трех семестров обратить взор студентов на то, что происходит с нашими семьями в Америке в XXI веке. Нам необходимо пастырское богословие.

К сожалению, наши семинарии не делают на этом акцента, как не делают они акцента на практической теологии, на прикладной теологии. В Антиохийском учебном доме – который я называю «университетом без стен» – мы делаем на этом акцент. Мы позволяем людям работать на своих должностях, а затем раз в год приезжать в Антиохийскую деревню и изучать там вопросы миссии и евангелизации.

Есть ли в наших семинариях курсы по миссии и евангелизации? Как мы планируем обращать 70.000.000 нецерковных американцев, если мы не учим в семинариях о том, как заниматься миссией, как говорить с Америкой о Христе и Евангелии? Мы не делаем этого, а этим стоило бы заняться. Дело в том, что мы собираемся вместе и упускаем очень важную вещь, Конференция епископов упускает это. Богословское образование, духовное воспитание – это вопрос подготовки наших священников, нашего нового поколения. Это большие и серьезные вопросы, на которые мы обязаны найти ответы.

Придите и видите!

О. Питер Гиллквист: Позвольте задать вам заключительный вопрос личного характера. Представим себе, что на стадионе в Питтсбурге собралось 50.000 человек, половина из них православные, а остальные – неправославные, евангелисты, неверующие. И вот, вы можете выступить перед этой аудиторией, перед всей одновременно. Что бы вы сказали им?

Митр. Филипп: Разговор с такой разносторонней аудиторией – это очень, очень трудная задача. Думаю, я бы сказал слово о евангельских блаженствах. Итак, возьмем эти блаженства. Они относятся ко всем и каждому. Бесполезно поднимать догматические вопросы – такая публика к ним не готова. Православные, возможно, поймут ваши слова о догматическом богословии, но остальные – определенно нет. Итак, это не то время и место, чтобы проповедовать догматы и основы вероучения, вы сразу потеряете свою аудиторию. Нужно привлечь их, нужно дать им понять то, о чем вы говорите. Слова «блаженны миротворцы» понятны каждому, не так ли? Блаженны, когда будут гнать вас, и так далее, и так далее. Все это поймут, поэтому надо обратиться к ним на том языке, который их объединяет. Если вы будете говорить о богоявлении, неправославные скажут: «О чем это он, что это за богоявление, что за теофания, о чем вообще речь»?

Итак, чтобы донести до них свое слово, надо понять, где вы выступаете и перед кем выступаете, понимаете, да? Если вы не будете учитывать, где и к кому вы обращаетесь, вы потеряете свою аудиторию. Мы потеряем этих людей.

Я очень рад, что мне довелось поговорить с вами на радио Ancient Faith. Это радио – важная часть служения нашей Церкви, и мы должны оказывать ему всяческую поддержку, чтобы через него обращаться к американцам, взывая: «Придите и видите». И когда они придут, сказать им: «Добро пожаловать домой».

О. Питер Гиллквист: Владыка, позвольте поблагодарить вас за это прекрасное время, проведенное вместе у вас дома, и, конечно, вновь выразить вам признательность за то духовное руководство, благодаря которому множество людей вошли в церковную ограду. Большое вам спасибо!

Митр. Филипп: И вам спасибо!

Оригинал интервью на английском языке:

ancientfaith.com/specials/metropoliltan_philip_life_and_legacy

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...