Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешнеэкономическая деятельность государства




ВЭД это в первую очередь деятельность частных лиц между собой, в тоже время выделяют ВЭД государства направленную на развитие экономических связей с другими странами. В мировом масштабе такая деятельность называется международным экономическим сотрудничеством, она регулируется международный публичным правом, в котором есть соответствующая отрасль, международное экономическое право. К нашему предмету это отрасль относится только в том случае, когда она влияет на осуществление ВЭД частных лиц.

 

Тема №2. Понятие правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Согласование публичных и частных интересов в регулирование ВЭД

 

Любая правовая норма направлена на согласование интересов разных лиц. Все эти интересы можно разделить на 2 большие группы:

1. публичные интересы

2. частные интересы

 

Публичные интересы преследует в первую очередь государство при построение регулирования ВЭД. Публичные интересы делятся на:

· политические интересы:

ü внешнеполитические интересы, т.е. те случаи, когда с помощью регулирования ВЭД одно государство, либо все мировое сообщество пытается воздействовать на политику другого государства

ü внутриполитические интересы – это интересы, связанные с соображениями государственной безопасности, безопасности граждан и тому подобное

· экономические интересы:

ü фискальный интерес, т.е. наполнение государственного бюджета в основном за счет таможенной пошлины

ü поддержка национальной экономики (например: защита отечественного автопрома)

Частный интерес направлен в основном на получение имущественной выгоды.

На защиту публичных интересных направлены нормы публичного права, на защиту частного права нормы частного права. При регулировании ВЭД государству необходимо достичь оптимального баланса между публичным и частноправовым регулированием. В зависимости от того на сколько удачно найден этот баланс ВЭД в данной стране оказывается более или менее выгодным.

Правовое регулирование ВЭД в системе Российского права.

 

Правовое регулирование ВЭД не является отдельной отраслью права, а является комплексным правовым образованием, включающим в себя норы различной отраслевой принадлежности, объединенная по признаку их предметов, т.е. регулируемых отношений, но отличающиеся по используемому методу правового регулирования.

 

Правовое регулирование ВЭД с МПП.

Из области МПП для правового регулирования ВЭД имеют значения нормы о международном экономическом сотрудничестве, которые могут являться основанием для осуществления отдельных внешнеэкономических операций. Кроме того международное право определяет порядок заключения, вступления в силу международных договоров. Которые осуществляют существенную часть регулирования ВЭД.

 

Правовое регулирование ВЭД и конституционное право.

Для регулирования ВЭД имеют значение конституционные положения о том, что регулирование ВЭД является исключительным правом РФ, а также вопросы распределения правотворческой компетенции отдельных государственных органов.

 

Правовое регулирование ВЭД с гражданским правом

ВЭД осуществляется в основном путем совершения разного рода сделок, которые яв-ся гражданско-правовыми по своей природе, соответственно значительная часть ВЭД регулируются нормами гражданского права. Это могут быть либо специально созданные для регулирования такой деятельности нормы. Либо это могут быть общие нормы, применяющиеся к гражданско-правовым отношениям как внутри страны, так и во внешней экономической сфере.

 

ГПП в широком смысле слова включая в него и арбитражный процесс. поскольку между участниками ВЭД могут возникать споры они могут обращаться за разрешением споров к юрисдикционным органам, но а порядок разрешения таких споров определяется процессуальным правом. Поскольку ВЭД является, как правило, предпринимательской то рассмотрение таких споров в нашей стране осуществляются арбитражными судами на основании норм арбитражного процессуального права, которые также могут быть специально предназначены для регулирования отношений с иностранными элементами в АПК как и в ГПП есть глава посвященная иностранн…., а также нормами общего характера.

 

Публичное правовое регулирование осуществляется в основном мерами административного права. В рамках административного права выделяется ряд институтов специально предназначенных для регулирования ВЭД. Эти институты формируют систему государственного регулирования ВЭД.

 

Правовое регулирование ВЭД и предпринимательского права.

Предпринимательское право – это комплексная отрасль права включающая публичные и частные нормы права регулирующие предпринимательскую деятельность. В это смысле наш предмет является частью предпринимательского права посвященное ВЭД.

 

Понятие правового регулирования ВЭД.

 

-это комплексное правовое образование, являющееся составной частью предпринимательского права, регулирующая отношения в сфере ВЭД, а именно: международные гражданско-правовые отношения, а также связанные с ними и направленные на их обслуживание публично правовые отношения (административные, процессуальные, финансовые и т.д.).

 

Поскольку правовое регулирование ВЭД является комплексным образование оно не может быть поставлено на одну доску с отраслями права. Поэтому более корректным является название правовое регулирование ВЭД, а не право ВЭД, тем более не внешне экономическое право.

 

Все правовые явления можно рассматривать в 3-х аспектах: (посмотреть)

16.02.2010

Тема №3: Источники внешнеэкономической деятельности

Система источников ВЭД

Под источниками права традиционно понимается та форма, в которой норма права получает свое закрепление и официальное признание. Основным источником права в нашей стране считается НПА. Единого НПА, который регулировал бы внешнеэкономическую деятельность в нашей стране не существует. Соответствующие нормы расположены в различных законах, подзаконных НПА. Уровни:

1. В Конституции РФ закреплены положения о том, что регулирование ВЭД является исключительным правом РФ, что к ее исключительному ведению относится гражданское, процессуальное, таможенное законодательство, а также устанавливает приоритет международных договоров РФ.

2. Текущее законодательство. Частно – правовое регулирование здесь осуществляется на основании норм гражданского законодательства, т.е. в первую очередь ГКРФ, а также иных специальных законов. В области публично – правового регулирования действуют ряд ФЗ, специально предназначенных для регулирования ВЭД, в первую очередь это ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003г. №164-ФЗ, ФЗ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993г. №5003-I, ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999г. №183-ФЗ, ФЗ «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 №165-ФЗ, ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ.

3. Подзаконные НПА.

a. Указы Президента РФ – указ Президента, который прямо предусмотрен ФЗ – Указ «об утверждении перечня товаров, материалов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю», соответственно необходимость издания этого Указа предусматривается ФЗ «Об экспортном контроле».

b. Постановления Правительства РФ – в отличии от Федерального Собрания РФ или Президента РФ, которые могут издавать свои нормативные акты, в принципе, по любым вопросам, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законами, либо Указами Президента РФ. Правительство издает достаточно много НПА, в частности наиболее существенные из них – это «Таможенный тариф», «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности».

c. Федеральные органы исполнительной власти – в сфере ВЭД большое количество нормативных актов издается ФТС РФ, в некоторых случаях Минфином РФ. регулирующие функции возложены на ЦБРФ, который формально органом исполнительной власти не является, однако фактически выполняет функции такого органа.

4. Международные договоры и акты международных организаций. В зависимости от территории действия м/н договоры разделяю на всемирные региональные, двух сторонние:

a. Из всемирных для нашего предмета имеет значение - Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, подписанная в Вене 1980г. Нью-Йоркская конвенция о признании и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений 1958г..

b. Из региональных для нашей страны особое значение имеют международные договоры в рамках СНГ – Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г., Соглашение о разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1993г., Конвенция о защите прав и законных интересов инвесторов 1997г., в эту же группу относятся договоры, касающиеся таможенного союза, т.е. это само Соглашение о таможенном союзе, Договор о создании единой таможенной территории и таможенного союза, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза, Договор о таможенном кодексе таможенного союза. С момента создания таможенного союза для РФ становятся обязательными Решения комиссии таможенного союза, т.е. решения международной организации. В тех случаях, когда торговля осуществляется с контрагентами из стран Европейского союза может иметь значение единое регулирование Европейского союза.

c. Из двухсторонних международных договоров – их количество достаточно велико, они заключаются по разным вопросам, например Соглашение о правовой помощи, об избежании двойного налогообложения, о взаимной защите капиталовложений, о соседских перевозках.

5. Судебная практика. У нас в стране всегда считалось, что судебная практика источником права не является, однако в ныне действующем АПКРФ ст.170 указано, что арбитражные суды могут ссылаться в своих решениях на постановления пленума ВАС РФ. Кроме того, нарушение единообразия судебной практики является основанием для пересмотра дел в порядке надзора, а изменение судебной практики является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. В том случае, когда к правоотношениям применяется иностранное право может возникнуть необходимость применения прецедентов, если они признаются в качестве источника в соответствующей правовой системе.

6. Обычай – характерной особенностью внешнеэкономических отношений является более широкое применение в них обычаев делового оборота. При этом многие обычаи кодифицированы и зафиксированы в письменном виде, однако им не придается обязательной силы. Среди таких кодифицированных обычаев наибольшее распространение получили разработанные международной торговой палатой, которая находится в Риме – Международные правила толкования торговых терминов, Унифицированные правила для документарных аккредитивов и Унифицированные правила по инкассо. Помимо обычаев выделяются торговые обыкновения. Они отличаются тем, что для их применения необходима ссылка сторон на них.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...