Действие норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность
I. Действие во времени. По общему правилу нормативные акты имеют прямую силу и действуют от момента вступления их в силу и до момента их отмены. Вступление в силу, как правило, происходит после опубликования. По общему правилу через 10 дней после опубликования (ФЗ, акты органов исполнительной власти). Так, нормативные акты в таможенной сфере по общему правилу вступают в силу через месяц, ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» вступили через пол года после их опубликования. Обратное действие нормативных актов, как правило, не применяется. Зато в экономической сфере имеется противоположная ситуация, когда правовой акт применяется к отношениям, возникшим после его отмены, это так называемое, переживание закона. В ст.9 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривается гарантия стабильности «дедушкина оговорка» - в случае увеличения совокупной налоговой нагрузки по сравнению с той, которая имелась на момент начала реализации инвестиционного проекта при соблюдении ряда условий иностранный инвестор имеет право на выполнение налоговых обязательств в том объеме, которые существовали на момент начала инвестирования. II. Действие в пространстве. По общему правилу, право любой страны действует только на ее территории, однако в соответствии с коллизионными правилами может применяться иностранное право. III. Действие по кругу лиц. Поскольку внешнеэкономическая деятельность определяется как деятельность предпринимательская, то нормы, регулирующие ее распространяются, как правило, только на индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации.
IV. Применение и толкование норм. При применении норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, нужно учитывать их иностранный или международный характер. В частности, необходимо учитывать особенности перевода текста с одного языка на другой, невозможность адекватного перевода некоторых терминов, учитывать контекст использования той или иной нормы в рамках родной для нее правовой системы. Разрешение коллизий норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность Одно и тоже отношение может регулироваться только одной нормой, в связи с этим, если фактические обстоятельства отношения соответствуют гипотезам нескольких правовых норм, возникает необходимость выбрать одну единственную из них, которая будет регулировать данное отношение. Можно выделить две небольшие разновидности коллизий: 1. Внутрисистемные коллизии – когда в противоречие вступают нормы одной правовой системы a. Вертикальные – когда противоречащие нормы обладают разной юридической силой, соответственно применяется та из них, чья юридическая сила больше b. Горизонтальные – когда в противоречие вступают нормы равной юридической силы. Для разрешения таких коллизий издавна применялись два правила: ¯ Более поздняя норма отменяет более раннюю норму ¯ Специальная норма отменяет общую норму Для разрешения горизонтальных коллизий с начала 1990-х годов применятся новое коллизионное правило – законодатель сам устанавливает приоритет того или иного закона (н: п.2 ст.3 ГКРФ). 2. Межсистемные коллизии – когда противоречат нормы разных правовых систем a. Есть противоречие между нормами правовых систем, находящиеся в иерархии между собой (н: противоречие между нормой национального и нормой международного права) b. Противоречие между равными правовыми системами (н: системы права двух разных государств)
Тема №4. Субъекты внешнеэкономической деятельности Частные субъекты внешнеэкономической деятельности - это физические и юридические лица, непосредственно участвующие во внешнеэкономической деятельности. Все они делятся на две группы – резидентов и нерезидентов. I. Резиденты К резидентам относятся: 1. Юридические лица, созданные на территории РФ, доказательством такого создания является свидетельство о регистрации, выдаваемое налоговыми органами. 2. Специальным законодательством в качестве резидентов рассматриваются также обособленные подразделения российских организаций, находящихся за рубежом (регулируется валютным, налоговым законодательством) 3. Физические лица, постоянно проживающие на территории РФ вне зависимости от их гражданства, в том числе временно выезжающие за пределы страны. Постоянно проживающими на территории РФ – это проживающие в течении 183 дней и более в течении года. Для осуществления внешнеэкономической деятельности резидентами не требуется отдельного специального разрешения, таким образом, участие в этой деятельности входит в содержание общей гражданской правоспособности. С учетом того, что внешнеэкономическая деятельность является предпринимательской деятельностью, то ее могут осуществлять следующие группы резидентов: 1. Индивидуальные предприниматели (в любом случае) 2. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, также в любом случае если только их учредительными документами такая возможность не исключена 3. Некоммерческие организации, а также унитарные предприятия, могут заниматься внешнеэкономической деятельностью, если это не противоречит их целям деятельности и предусмотрены его учредительными документами
II. Нерезиденты К нерезидентам относятся: 1. Физические лица, постоянно проживающие за пределами РФ в т.ч. гражданин РФ, в т.ч. временно пребывающие на территории РФ 2. Юридические лица, созданные за рубежом по закону зарубежных стран 3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, однако обладающие гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством страны их создания (н: в Англии – партнерство, которые ЮЛ не признается)
4. Находящиеся на территории РФ обособленные подразделения нерезидентов, указанных в п.2,3 Деятельность внешнеэкономической деятельности является предпринимательской деятельностью. В некоторых странах не требуется регистрация ИП, в таком случае если иностранное ФЛ осуществляет свою предпринимательскую деятельность в основном на территории РФ, то он должен зарегистрироваться в как ИП в РФ. Правоспособность иностранного ЮЛ определяется в соответствии с законодательством страны их создания (личный закон ЮЛ). Как правило, ЮЛ подлежит регистрации, при этом в каждой стране существуют свои правила, касающиеся регистрации и соответственно предоставляются различные документы, подтверждающие гражданскую правоспособность, обычно такими документами являются выписка из торгового реестра, который ведется либо специально созданными государственными органами, либо налоговыми органами, либо судебными органами.
Особые разновидности ЮЛ нерезидентов. Среди нерезидентов выделяют так называемые аффшорные компании – это ЮЛ, имеющие особое правовое положение, осуществляющие деятельность исключительно за пределами страны регистрации. Особенности в их положении могут заключаться: 1. В низких или отсутствии налогов 2. В упрощенном порядке создания, деятельности и ликвидации (отсутствует налоговая, бухгалтерская отчетность и т.д.) 3. Возможность скрыть истинного выгодоприобретателя
Публичные субъекты
Лица публичного права выступают во внешнеэкономических отношениях в двойном статусе. С одной стороны они также могут участвовать во внешнеэкономической деятельности, при таком участии они как правило выступают на равных с частными субъектами. Однако для них предусмотрено исключение, а именно иммунитет. Выделяют: I. По сфере действия: 1. Судебный иммунитет – иностранное государство не м/б привлечено к суду в другой стране без его согласия 2. Налоговый иммунитет – иностранное государство не облагается налогом в другой стране и обладает иммунитетом собственности – т.е. собственность иностранного государства не м/б конфискована или иным образом принудительно изъята.
3. Иммунитет собственности – собственность иностранного государства не м/б конфисковано, либо иным образом изъято II. По объекту: 1. Абсолютный (иммунитет в любых случаях) 2. Функциональный – означает, что иммунитет действует только в тех случаях, когда иностранное государство выступает как носитель власти и не действует в отношении коммерческой деятельности иностранного государства (в РФ закреплен функциональный иммунитет). 24.03.2010 Кроме того, публичные субъекты осуществляют регулирование ВЭД в ходе осуществления этой функции правового регулирования ВЭД от имени государства выступают его органы, как правило, это органы исполнительной власти.
Международные организации, так как и государство могут участвовать во ВЭД, при этом для них могут устанавливаться исключения из общих правил, в том числе и иммунитеты. Наличие иммунитета, его объем и условия применения каждый раз определяются в международном договоре отдельно. Помимо участи во ВЭД международные организации также вовлечены в ее регулирование. Существует ряд международных организаций специально созданных с этой целью. Некоторые из них: ¯ Всемирная торговая организация - это организация, специально созданная для урегулирования международных отношений создание единого мирового рынка и устранение административных барьеров международной торговли; ¯ Международный валютный фонд – это международная организация, созданная в 1947 году в целях упорядочения мировой финансовой системы после второй мировой войны. Документы международного валютного фонда являются основой валютного регулирования практически всех стран мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|