Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятие как акт извлечения информации.




Научная психология

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни.

В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Использование эмпирического и логического способов доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений.

Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность. По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории. Для объяснения и доказательства психологических закономерностей в научной психологии часто используются эксперименты как модели реальных психических процессов. Научно-психологические знания излагаются на специфическом научном языке. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Практическая психология

Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии).

Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются.

Еще одна особенность практической психологии — целостность в описании человека.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний.

 

2)Двойственная природа перцептивного образа. Субъектно- и объектно-ориентированные процессы восприятия.

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ОБРАЗ (от лат. perceptio — восприятие...) — образ, создающийся в результате восприятия, одна из разновидностей чувственного образа. Его формирование есть процесс построения изображения. Простейшей формой чувственного образа являются образы ощущения. Они возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений материального мира на анализаторы и представляют собой образы отдельных свойств этих предметов и явлений. Как образ любое ощущение характеризуется следующими особенностями: модальностью, качеством, интенсивностью, длительностью и пространственными компонентами. На основе синтеза ощущений складывается более сложная форма отражений — восприятие, которое также является чувственным образом, возникающим при непосредственном воздействии предметов и явлений. Этот образ называется перцептивным. В отличие от предыдущего, в нем отражаются не отдельные свойства, а предмет в целом (в совокупности свойств). Если образы ощущений мономодальны, то П. о. всегда полимодальны. Они формируются на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. Это, однако, не исключает того, что какой-либо из них может играть (и обычно играет) ведущую, роль. В этом плане может идти речь о зрительном, слуховом, тактильном и других образах. Основными свойствами П. о. являются целостность, структурность, константность. На основе ощущения и восприятия возникает более сложная форма чувственного отражения — представление. Оно является вторичным чувственным образом предмета, который в данный момент не действует на органы чувств (но действовал в прошлом). Иногда представление определяется как воспроизведенный образ, сформировавшийся в прошлом. Это верно, но лишь отчасти, поскольку воспроизведение П. о. всегда связано с теми или иными его трансформациями. Основной чертой вторичных чувственных образов является их обобщенность, а сам такой образ всегда является собирательным. Это означает, что в нем отражаются не только свойства единичного предмета, но и особенные типичные свойства более или менее значительной по объему группы предметов.

Восприятие - единство двух разнонаправленных процессов:

1) от внешнего мира к субъекту

2) от субъекта к внешнему миру

Чувственный образ рождается на стыке двух этих процессов. Двойственная природа образов нашла отражение в следующих теориях:

Титченер - чувственная основа и воспринимаемый смысл

Гельмгольц - первичный образ и образ представления

Леонтьев - чувственная ткань и предметное содержание (состав слога и его значение).

Чувственная ткань – образует чувственный состав конкретных образов реальности. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости. Особая функция чувственных образов – придание реальности сознательной картине мира (мир сознается как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное поле и объект его деятельности).

Предметное содержание образа соответствует скорее дистальному стимулу, нежели проксимальному, хотя органы чувств имеют дело с проксимальным, а не дистальным стимулом.

Двойственная природа образа выступает в следующих феноменах:

1) непроизвольность, навязчивость образа, НО: и активная работа по его построению

2) образ - чувственный, НО: и интеллектуальный (знание есть условие восприятия)

3) модальность (зрит., слух. и т.п.), НО: и амодальность (с помощью зрения судим о тяжести и т.п.)

4) зависимость, НО: и относительная независимость от стимуляции (“рожа на обоях”)

5) идентичность у разных людей, НО: и достаточная индивидуальность образов

Основная проблема при выделении чувственной основы образа - невозможность “чистого ощущения”. Правда, это пытались сделать структуралисты с помощью интроспекции.

Еще одним доказательством двойственной природы восприятия могут служить результаты экспериментов на инвертированное зрение. В первые дни ношения очков, “переворачивающих” мир, у испытуемых было четкое ощущения двойственности мира (образы памяти не соответствовали перцептивным образам). Переживание нереальности зрительной картины. Трудность идентификации знакомых предметов и особенно человеческих лиц, аконстантность. Отсутствие прямой отнесенности инвертированного зрительного образа к объективному предметному миру свидетельствуют о том, что на уровне рефлексирующего сознания субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Первое представлено сознательными значимыми образами, второе – собственно чувственной тканью. Адаптация к инвертируемому зрению – восстановление предметного содержания зрительного образа.

Перцептивный образ имеет двойственную природу: чувственный и предметный план.

1. Куб Неккера. Изображение трёхмерного прозрачного куба может восприниматься двояким образом. Его изображение порождает два различных образа. Но у этих образов одна чувственная основа (один и тот же состав ощущений), но они организованы в разное восприятие.

2.Фигура Маха. Развернутая книга может восприниматься двояким образом:

1. Титченер выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл.

2. Гельмгольц. Различал первичные образы и образы восприятия. Первичные образы содержат только непосредственные чувственные данные. В образах восприятия первичная чувчтвенная форма становится знанием о свойствах мира.

3. Гибсон считал, что в зависимости от установки возможны 2 способа восприятия.

a) Восприятие видимого мира;

b) Восприятие видимого поля.

4. Леонтьев. Выделял в образе восприятия чувственную ткань и предметное содержание. Чувственная ткань возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. В предметном содержании представлено сознательная картина мира, построенная на основании присвоенных значений.

Значение

Дистальный стимул – объект внешнего мира предметное содержание

(рука, которой сжимают).

Проксимальный стимул – непосредственное чувственная ткань образа.

Физическое воздействие на органы чувств)

(давление на другую руку, действие руки).

5)Проблема единства субъективного и объективного в современном понимании предмета науки.

А.Н.Леонтьев: д. – специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности.

Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 году: "...Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами.

В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).

Один из основных тезис ов – бытие, деятельность человека определяют его сознание. Сознание порождается деятельностью (бытие определяет сознание); когда сознание уже возникло, оно становится частью бытия. Единство, но не тождество сознания и действия. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения Сознание и жизнь, сознание и поведение, сознание и деятельность взаимосвязаны. Сознание с необходимостью формируется деятельностью. Сознание постоянно проявляется в деятельности.

 

 

7)Структуралистская теория восприятия

I. Тип теории.

Объектно-ориентированный подход к восприятию.

II. Характеристика теории.

Автор: Э. Титченер.

Главный метод – аналитическая интроспекция для изучения элементарных ощущений естественных условиях.

Образ восприятия – результат процесса суммации отдельных элементов. Структуралисты считали, что воспринимаемые нами вещи при аналитической интроспекции оказываются структурами элементарных ощущений: ощущения – единицы, кирпичики восприятия, и чтобы понять механизмы восприятия, нужно выделить и понять кирпичики. Воспринимаемые объекты и явления – это комбинации элементарных ощущений. В разных типах модальностей свои типы кирпичиков. Строили свою теорию по образу и подобию химии.

Элемент – это то, что не может быть разложимо на части. Элементы:

- Ощущения (когда раздражают один рецептор)

- Следы ощущений (образы памяти – имеют меньшую яркость)

Пример: Если 2 ощущения повторялись совместно много раз и если затем возникает одно ощущение (или образ памяти), то сразу же появляется образ памяти другого ощущения. (Телевизор с выключ. звуком).

Суммация – процесс соединения элементов в более сложные образования, он обусловлен мозговыми механизмами. Законы суммации:

1) Для каждого цвета существует дополнительный цвет, при сложении с которым будет белый цвет.

2) Любой цвет можно получить при суммации трёх основных: красного, зеленого и синего.

Структуралистская теория восприятия пространства: отрицались физиологические механизмы восприятия пространства; пространственные впечатления являются не зрительными, а состоят из образов памяти; аналитическая интроспекция показывает, что все зрительные ощущения являются двумерными.

Элементы, из которых состоят пространственные впечатления:

o Кинестетические: мышечные ощущения от аккомодации (хрусталик должен сократиться и расслабиться, чтобы сфокусировать изображение точно на сетчатке, причем степень этого сокращения или расслабления точно соответствует расстоянию) и конвергенции

o Следы памяти от ощущений, связанных с приближением к объекту, с аккомодацией и конвергенцией

o “Чистые” зрительные ощущения.

Ошибки интроспективного структурализма

¨ Гипотеза суммации: восприятие как процесс суммации

¨ Аналитическая интроспекция (вообще плохо, а в частности – структуралисты считали, что ощущения у всех одинаковые и исключали из эксперимента психически больных, детей и животных).

 

Структуралистская теория восприятия определяет ощущение как единицу перцептивного образа (гипотеза суммации ощущений). Вводится понятие аналитической интроспекции - метода, предназначенного для измерения ощущений в естественных условиях, характеризующегося принципом постоянства. Весь мир делится на ощущения, которые возникают, когда раздражается отдельный рецептор, и образы памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.

Гештальттеория делает акцент на врожденный характер перцептивных процессов, основывается на целом, а не на единицах и считает главным не элементы восприятия, а процесс, их порождающий. Принцип изоморфизма (равенства формы) - воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Функция сдерживающих сил заключается в сохранении видимой локализации точки, точно соответствующей месту нахождения возбуждения в том распределении, которое связывает стимул.

Теория восприятия У. Найссера включает понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема - это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому. Схема принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации и направляет движения и исследовательскую активность. С биологической точки зрения схема - часть нервной системы. Результат исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему. Это и есть перцептивный цикл. Восприятие - это прежде всего мотивационный процесс.

Теория восприятия Г. Гельмгольца основана на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ - совокупность впечатлений, формирующихся без реминисценций, и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Образ в представлении - отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов. Бессознательные умозаключения - психические акты обычного восприятия, приводящие к возникновению иллюзий.

Дж. Брунер рассматривает восприятие как процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Процесс восприятия состоит из первичной категоризации - поиска признаков, которые позволили бы подтвердить принятое решение, и вторичной категоризации.

Эмпирическая теория - для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. Единственно верные представления - это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.

 

8)Экологическая теория восприятия Гибсона

I. Тип теории.

Объектно-ориентированная (см. выше).

II. Характеристика теории.

Автор: Джеймс Гибсон.

Эта теория стоит в оппозиции всем теориям восприятия! Многие теории восприятия были разработаны в лабораторных условиях. Гибсон говорит, что не надо изучать стерильные лабораторные феномены (экологичность).

Проксимальный стимул – непосредственное воздействие. Стимул – толчок, приводящий к возбуждению рецепторов. По этому поводу Гибсон говорит: «НЕТ!!!». Стимул – структурная хар-ка физического воздействия.

Понятие объемлющего оптического строя и инвариантных структур светового потока. Окружающий мир отражает свет – свет приобретает структуру окружающего мира. Крупные объекты состоят из более мелких, а эти более мелкие, из еще более мелких и т.д. Это важный экологический закон – принцип встроенности (как матрешка) Структура – совокупность встроенных друг в друга телесных углов, образованных гранями объектов. Структурированный свет создает объемлющий оптический строй. Объемлющий, т.к. в любую точку наблюдения сходятся потоки структурированного света.

В структуре светового потока есть инварианты (связанные с объективными свойствами мира). Феномены восприятия определяются инвариантной структурой светового потока.

Гибсон отвергает двойственную природу восприятия. Значения воспринимаются непосредственно – они заданы в инвариантах светового потока.

Теория возможностей. Вся информация о возможностях, необходимых для жизни в данной экологической нише, задана в инвариантах светового потока. Пр.: в структуре светового потока в ситуации зрительного обрыва содержится информация о возможности упасть.

Восприятие как акт извлечения информации.

Восприятие есть акт извлечения информации из структур светового потока. Этот акт предполагает активность субъекта – прежде всего двигательную (для выявления инвариант). Акт извлечения информации связан с мотивацией человека.

13)Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А. Пономарева.

Пономарев. Взаимоотношения осознанного и неосознанного в мышлении. Любое предметное действие неоднородно. Продукты деятельности:

Ø ПРЯМОЙ ПРОДУКТ. Он осознаваем и получается в результате успешного целенаправленного действия.

Ø ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ. Это результат, который не был предусмотрен в сознательной цели. Он неосознаваем.

И прямой и побочный продукты деятельности отражаются субъектом, только побочный продукт нельзя описать словами (вербализовать), но он также оказывает влияние на деятельность.

Перевод побочного продукта в основной (далее – переориентировка); факторы:

- Простота задачи-подсказки

- Простота основной задачи

- Малая автоматизированность способа действия, которым выполняется подсказка

- Обобщенность способа, в который преобразуется побочный продукт

- Незначительная мотивация субъекта по отношению к прямому продукту

Пономарев: мышление – ориентировка и переориентировка (см. выше). Ориентировки:

o Ориентировка, опирающаяся на отражение прямого продукта. Испытуемый уверен в правильном решении задачи, всегда способен дать правильный отчет о своих действиях, успех ориентировки не зависит ни от повторов подсказки, ни от времени между подсказкой и основной задачей.

o Ориентировка, опирающаяся на отражение побочного продукта. Все наоборот.

По Пономареву: «Творчество – не только феномен человеческой деятельности, но и поведение животных, и свойство материи. Любой процесс развития можно рассматривать как творчество, что не следует отождествлять с творческой деятельностью.

Творческая деятельность – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые, по крайней мере, для субъекта деятельности, результаты.

14)Исследование процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубинштейна.

Мышление – опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

Мышление – деятельность субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Мышление потому и является процессом, что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом.

Фазы мыслительного процесса:

  • Осознание проблемной ситуации. Постановка проблемы – мыслительный акт, который часто требует большой и сложной работы.
  • Разрешение проблемы. Поиск возможных решений.

Процесс мышления:

ü Сравнение – это та конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляются эмпирическое обобщение и классификация. Сравнение часто является первичной формой познания.

ü Анализ - мысленноерасчленение предмета на части, но правильный анализ является анализом не только частей, но их связей и отношений.

ü Синтез - соотнесение, сопоставление, всякое установление связи между различными элементами. Синтез объединяет части, полученные путем анализа, по-новому.

Анализ и синтез неразрывно связаны. Основным психологическим процессом мышления при решении задачи является «анализ через синтез». Этот процесс рассматривается как универсальный, позволяющий вскрыть внутренние механизмы мышления субъекта и, в частности, выделить психологические стадии процесса решения задачи.

 

ü Абстракция - это выделение, вычленение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных; этоспецифическая форма анализа, форма, которую анализ приобретает при переходе к дискурсивному мышлению (оно же словесно-логическое или абстрактно-понятийное). Дискурсивное мышление – это процесс логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль, обусловлена предшествующей.

ü Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящих в выделении, фиксации относительно устойчивых свойств предметов и их отношений.

Абстракция и обобщение – две взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях.

 

15)Прямое измерение ощущений. Методы прямого измерения. За­кон Стивенса. Метод кроссмодальных сравнений. Типы шкал.

ЗАКОН СТИВЕНСА - установленная американским ученым - психологом и психофизиологом С. С. Стивенсом формула - модификация закона психофизического основного (-> закон Вебера - Фехнера), связывающая силу ощущения с определенной степенью физической интенсивности раздражителя. Согласно ей, между рядом ощущений и рядом раздражителей физических существует не логарифмическая, как у Фехнера, но степенная зависимость: n Y = kS где Y - субъективная величина, ощущение; S - стимул; n - показатель степени функции; k - константа, зависящая от единицы измерения. Иная форма записи: n Е = kP где Е - сила ощущения; Р - физическая интенсивность раздражителя; k и n - некие постоянные. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0.3, для электрического удара - 3.5. Для обоснования закона Стивенса привлекаются данные психофизиологических исследований, но обычно результаты измерений обнаруживают весьма сильную индивидуальную изменчивость, что затрудняет однозначное доказательство преимущества обнаруживаемой этим законом степенной зависимости сравнительно закона Вебера-Фехнера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...