Передача мяча как средство нападения
Переход команды к активным действиям в нападении всегда осуществляется после обороны. Переход от защиты к нападению происходит преимущественно в следующих игровых ситуациях:
Из приведенных типовых ситуаций, при которых осуществляется переход от защиты к нападению, становится ясным, что без активного группового блокирования и хорошей защиты на задней линии и страховки, а также без качественных вторых передач никакое, даже самое мощное, нападение не сможет быть результативным. Передачу мяча следует рассматривать дифференцированно, то есть различать первую передачу, направленную на подготовку атаки при переходе от обороны к нападению, и вторую передачу, предназначенную непосредственно для выполнения нападающего удара. Основная тактическая задача при выполнении передач мяча - создание таких условий, при которых завершающий удар встречает наименьшее сопротивление блокирующих игроков противника. Это в значительной мере достигается благодаря точности первых передач, применению отвлекающих действий при вторых передачах и использованию атакующими игроками выходов, имитирующих нападающие удары с коротких передач. Первая передача - одно из основных тактических средств ведения игры. Способность команды не только защищаться, но и вести активную оборону с атакующими действиями определяется прежде всего умением игроков принимать и одновременно точно передавать мячи от планирующих или сильных подач и нападающих ударов. В современном волейболе целенаправленное выполнение первых передач представляет значительную сложность, так как большинство мячей игрокам приходится принимать от трудных планирующих или сильных подач, а также нападающих и обманных ударов.
Наибольшая точность и тактическое разнообразие могут достигаться при применении верхних первых передач, которые в настоящее время не всегда обоснованно подменяются нижними передачами. Точности верхних передач способствуют синхронные и пластичные движения рук, кистей и пальцев. Удобство различных перемещений и поворотов в любом направлении, возможность применения отвлекающих действий, а также хороший зрительный контроль за передачей и окружающей обстановкой при выполнении верхних передач создают все предпосылки для использования этого средства игры. В разных тактических системах игры направление первых передач носит различный характер. При системе игры с выходами первая передача направляется в зону разыгрывающего игрока. При этом траектория полета мяча (как при верхних, так и нижних передачах) не должна быть особенно высокой, так как вторую передачу игроку удобнее выполнять тогда, когда мяч летит на уровне его лица. Однако траектория первой передачи не должна быть слишком пологой, так как при этом значительно увеличивается скорость полета мяча и затрудняется прием мяча игроком, выполняющим вторую передачу. Как известно, в настоящее время тактическая система нападения с выходами осуществляется, как правило, посредством нижних первых передач. Система же игры в нападении с первой передачи может осуществляться только при использовании верхних передач. Значительная скорость и сложность полета мяча от подачи (тем более от нападающего удара) почти полностью исключают использование системы игры с первой передачи посредством' применения верхних передач. Поэтому данная система нападения, как правило, применяется, когда во время игры мяч переходит на сторону обороняющейся команды с небольшой скоростью.
Направляя первую передачу для удара, игрок ориентируется на атакующего волейболиста и его положение по отношению к сетке. При этом он рассчитывает свои мышечные усилия так, чтобы мяч не попал на сторону противника и в то же время находился не слишком далеко от сетки. Направление, скорость и высота траектории первой передачи, предназначенной для атакующего удара с первой передачи, во многом определяются расстоянием, на котором находится нападающий игрок от сетки. Естественно, чем больше расстояние между передающим игроком и атакующим, тем выше должна быть траектория полета мяча. С другой стороны, если нападающий находится в- непосредственной близости от сетки, а передающий волейболист стоит недалеко от него, то первая передача может носить так называемый прострельный характер. Значительной эффективности достигают первые передачи с применением отвлекающих действий - финтов. Высота и направление траектории первой передачи для удара во многом обусловлены двигательными способностями атакующего игрока. Так, волейболист, обладающий хорошей реакцией и быстро передвигающийся, при разбеге и прыжке сможет произвести удар с передачи, имеющей более низкую траекторию, а значит, и большую скорость полета мяча; игрок, не владеющий этими качествами в достаточной степени, при такой же передаче не успевает произвести нападающий удар. Весьма важна и точность передачи. Если нападающему, владеющему ударами с обеих рук, можно направить первую передачу как с недолетом, так и с перелетом, то для игрока, способного ударить только правой рукой, точность передачи должна быть более высокой. Сложность первой передачи для удара и необходимость взаимодействия передающего игрока с нападающими требуют систематической, длительной тренировки. При первой передаче мяча с задней линии к сетке необходимо учитывать расположение нападающего игрока по отношению к передающему. Если передающий игрок стоит сзади атакующего, то передачу следует направить не ему, а партнерам, стоящим справа или слева. В процессе игры первую передачу целесообразнее направлять на игрока, не участвующего в блокировании, так как блокирующий, находясь под сеткой, часто не успевает сделать хотя бы один шаг вправо и влево для приема мяча, посланного не всегда точно. Если же блокирующий успел отойти от сетки, то первую передачу для удара можно направить и ему.
Вторая передача - важное средство подготовки нападающего удара. Она находит применение главным образом при системе игры в нападении через выходящего игрока. Однако вторая передача может выполняться и из глубины площадки (при неточной первой передаче или после отскока мяча от рук блокирующих игроков своей команды). Общая тактическая задача вторых передач состоит в том, чтобы вывести игрока, завершающего комбинацию, на удар без блокирования или против одного блокирующего игрока. Вторая передача имеет два основных тактических направления, в соответствии с которыми разработаны комбинации против группового блокирования. Первое направление заключается в том, чтобы растянуть блокирующих игроков противника по всей длине сетки. Это достигается с помощью широкой раскидки, то есть передач с большими по длине траекториями. Такие передачи направляются через всю площадку или за голову, на край сетки (на столб). Наибольшего эффекта достигают длинные передачи, имеющие сравнительно невысокую траекторию полета мяча и известные под названием прострельных. Мяч появляется над сеткой на какие-то доли секунды лишь в том месте, где должен быть выполнен нападающий удар. При таких передачах, выполняемых из зоны выходящего игрока, центральный блокирующий игрок соперников обычно не успевает переместиться в зону атаки и принять участие в групповом блокировании. Техника прострельных передач отличается кратковременным соприкосновением рук с мячом и быстрым их выпрямлением в лучезапястном и локтевом суставах. Различают прострельные и полу - прострельные передачи. При атаке с прострельной передачи нападающий игрок прыгает еще до вылета мяча из рук передающего волейболиста. Выполняя удар с полу - прострельной передачи, нападающий производит прыжок после вылета мяча из рук передающего игрока. Атаки с прострельных передач могут производиться из зоны 4 (с края сетки), из зоны 3 и из промежуточного положения между зонами 4 и 3. Прострельные передачи из-за головы передающего в зоне 2 сложны по исполнению и поэтому применяются редко.
Кроме вторых прострельных и полу - прострельных передач, в современном темповом волейболе в нападении широко распространены удары с коротких передач и так называемые удары на взлете. Эти удары осуществляются игроком зоны 3 или игроками других зон передней линии, перемещающимися в эту зону. Для удара по восходящему мячу (на взлете) нападающий еще до начала передачи находится в прыжке и производит удар по движущемуся вверх мячу. Прыжок для удара с короткой передачи производится после вылета мяча из рук передающего игрока. Создание угрозы атаки из всех зон площадки сковывает действия блокирующих игроков до последнего момента и тем самым определяет характер блокирования, которое сводится к индивидуальной опеке. Второе направление в тактике передач состоит в том, чтобы провести атаку в одном месте площадки с расчетом на то, что блокирующие игроки не успевают прыгнуть вторично и организовать повторный блок. Такие передачи применяются как при системе игры с выходами, так и при системе игры с первой передачи. Первые и вторые передачи, являясь средством тактической подготовки нападающих ударов, в любых системах игры и их комбинациях, на каком бы высоком уровне они ни выполнялись, прежде всего должны соответствовать (по направлению, длине и высоте) индивидуальным особенностям нападающих игроков. В противном случае ни один самый хитроумный тактический замысел, ни одна комбинация не смогут увенчаться успехом. Большое значение для успешного проведения атаки имеет умение разыгрывающего игрока ориентироваться при выполнении второй передачи, учитывая при этом сильные и слабые стороны в линии блокирующих игроков противника. Атаки всегда будут результативными при хорошем взаимодействии передающего игрока с нападающим. Четкое проведение атак с постоянным изменением длины, скорости и высоты передач в значительной степени ослабляет действия блокирующих игроков противоположной команды. Нападающий удар - основное тактическое средство ведения борьбы с игроками противника. Команда, прекрасно играющая в защите, но не имеющая мощного нападения, никогда не сможет добиться значительных успехов на крупных соревнованиях. Анализируя разновидности нападающих ударов, можно убедиться, что каждая из них носит определенную тактическую направленность.
Нападающий игрок, в зависимости от игровой обстановки, то есть от направления и высоты передач, расположения блока и игроков защиты противника, старается выбрать наиболее рациональный для конкретной игровой ситуации способ удара, позволяющий обойти или пробить блок противника или послать мяч обманным ударом в менее защищенную зону противоположной стороны площадки. Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов приводит к тому, что волейболист, играющий в силовой манере, беспрерывно попадает мячом в руки блокирующих. Для них не представляет особой трудности блокировать мяч, посланный одним и тем же способом в одно и то же место площадки. Нападающие удары достигают цели только в том случае, если игрок владеет не одним приемом, а всем арсеналом тактических средств нападения, используя в зависимости от обстановки то или иное из них. Таким образом, тактическое назначение средств нападения зависит от защитных действий обороняющейся команды и поэтому носит определенную направленность.
Нападающие удары при отсутствии блока противника могут достичь цели, если игрок будет учитывать следующие моменты:
При нападающем ударе против одного блокирующего игрока возможны два варианта его тактического использования для обхода блокирования. В первом случае нападающий игрок, желая заранее произвести удар в определенном направлении, в последний момент определяет, что оно перекрыто руками блокирующего игрока. В этом случае нападающий за счет перевода старается изменить направление удара. При втором варианте нападающий также заранее продуманно планирует выполнение удара в определенном направлении, вынуждая блокирующего закрывать именно его. В последний момент нападающий резко меняет направление удара, применяя один из способов удара с переводом и обходя таким образом блок противника. Значительно труднее провести нападающие удары против группового блокирования. Новый пункт правил, разрешающий перенос рук при блокировании, значительно усложнил проведение атакующих действий в этом случае. Если и раньше при близких к сетке передачах все направления полета мяча могли перекрываться блоком, то теперь при переносе рук на сторону нападающего возможный угол рассеивания еще более уменьшился. В связи с этим можно рекомендовать:
Подачи. Разнообразие, точность и сила, с которыми может посылаться мяч при подаче, позволяют в настоящее время считать подачу одним из средств активных атакующих действий. Особенно результативными стали так называемые планирующие (прямые и боковые) подачи, при которых мяч, не имея параболической траектории, летит по затухающей кривой то опускаясь, то поднимаясь, то отклоняясь вправо, то влево. При увеличении скорости полета мяча от таких подач до 12-15 м/с прием представляет значительную сложность. В связи с этим игроки обороняющейся команды на приеме планирующих подач не всегда могут с достаточной точностью осуществлять первую передачу, в результате чего расстраиваются тактические комбинации и нападающий удар приходится выполнять против группового блокирования с далеких и неудобных передач. Рассмотрим несколько вариантов целесообразного применения подач против обороняющейся команды:
К тактическим средствам защиты относятся блокирование и передачи мяча. Если в предыдущем разделе передачи мяча рассматривались как средство подготовки атаки, то в данном случае дается характеристика передачи как средства защиты. Несмотря на тесную связь и взаимозависимость действий защиты и нападения, каждое из них имеет характерные особенности, а поэтому для более точного разделения функций игроков в защите и нападении целесообразно раздельно рассматривать передачи мяча как средства нападения и как средства защиты. Блокирование. Умелое применение одиночного и группового блокирования обеспечивает команде надежную оборону. При правильной постановке блока с переносом рук на сторону противника это средство защиты может стать мощным средством нападения. Следует учитывать, что принимать мячи, отскочившие от блока, часто значительно труднее, чем мячи от нападающих ударов, так как мяч с большой скоростью устремляется вниз почти по вертикальной траектории. Кроме того, четко организованное блокирование значительно облегчает прием мяча для игроков передней и задней линий защиты. Поэтому команда, в которой хорошо поставлено блокирование, имеет большие преимущества и возможности для осуществления активных атакующих действий. В блокировании, как и в других игровых приемах волейбола, находит свое проявление высокая двигательная активность спортсменов. В основе индивидуального блокирования лежит предугадывание действий передающего игрока противника, быстрое реагирование на эти действия, передвижение по площадке и прыжок, обусловленные во времени высотой передачи и движениями нападающего игрока, а также вынос рук навстречу мячу в безопорной фазе. При этом недостаточно точный выбор позиции по отношению к месту удара может быть компенсирован смещением рук вправо или влево. Для определения направления удара необходимо вести наблюдения за нападающим игроком в момент ударного движения. Поэтому знания и умения опытного блокирующего складываются из целого комплекса последовательных действий. При отталкивании от опоры блокирующий определяет момент удара по мячу, затем выполняет прыжок и в безопорном положении, переведя взгляд с мяча на нападающего игрока противника, в соответствии с его действиями (механически) выставляет руки в нужном направлении. Ошибочно непрерывно концентрировать внимание на мяче. При этом из поля зрения выпадает игрок, производящий удар по мячу, и определение направления удара становится невозможным. При организации блокирования очень важно уметь соотносить свои действия во времени с действиями нападающего игрока, с тем чтобы не опоздать с прыжком или не прыгнуть преждевременно. Как правило, при блокировании ударов с обычных передач блокирующий должен выполнять прыжок несколько позднее, чем нападающий. Исключение составляет блокирование ударов с коротких передач, когда блокирующий должен прыгать одновременно с нападающим. В групповом блокировании могут участвовать все игроки передней линии. Однако чаще всего в групповом блокировании принимают участие только два рядом стоящих партнера (двойной блок); третий игрок обычно остается в своей зоне и принимает участие в страховке. Тройное блокирование применяется для противодействия мощному нападающему удару. Его можно применять только при атаках с высоких вторых передач, когда возможность коротких и прострельных передач исключена. В ходе игры удары с первой передачи рекомендуется парировать одному игроку, так как может последовать откидка, удар с которой нужно блокировать рядом стоящему партнеру. То же самое относится и к распределению функций между блокирующими игроками при ударах с коротких и прострельных передач. Чтобы не дать возможность провести атаку без блока, волейболисты, располагаясь в своих зонах, становятся каждый против своего подопечного. Чередование нападающих ударов с высоких передач с ударами с коротких и скоростных передач, использование для ведения нападения всей длины сетки, разнообразие нападающих и обманных ударов, применяемых с отвлекающими действиями, создают сложные условия для организации группового блокирования. В связи с этим значительно увеличиваются перемещения блокирующих игроков и особенно центрального блокирующего, который является связующим звеном группового блока при атаках из любой зоны площадки. Поэтому, как правило, сильнейший на линии блокирующий, находясь в зоне 2 (или 4), после подачи входит в зону 3, меняясь местами с партнерами. Успешное групповое блокирование во многом зависит от правильного распределения функций между партнерами. Следует различать основного и вспомогательного блокирующих. Основным блокирующим нужно считать игрока, находящегося ближе к месту проведения атаки; он должен наиболее точно определить направление полета мяча от удара и блокировать его. Вспомогательный блокирующий - это игрок, который вынужден перемещаться в зону атаки; его функция состоит в том, чтобы присоединить свои руки к рукам основного блокирующего и уменьшить тем самым сектор поражения обороняемого участка площадки. Основной блокирующий начинает свои действия несколько раньше вспомогательного, который подстраивается к нему лишь в последний момент. Разграничение обязанностей между блокирующими сводит к минимуму такие случаи, когда мяч пролетает в образовавшуюся брешь между руками блокирующих, каждый из которых действует обособленно, руководствуясь субъективными представлениями о складывающейся игровой ситуации. Понятие основного и вспомогательного блокирующих должно рассматриваться и применяться на практике гибко, с учетом динамики игровых ситуаций. Так, например, при нападении противника из зон 2 и 4, особенно с длинных передач, направленных на край сетки, основными блокирующими всегда будут соответственно игроки зон 2 и 4. Если же нападающий удар проводится из зоны 3, то основным блокирующим в большинстве случаев будет игрок зоны 3. При этом вспомогательным блокирующим может быть партнер, находящийся справа или слева (в зависимости от направления передачи для удара). Однако если вторая передача направлена в зону 4, а нападающий особенно успешно применяет перевод вправо, то основным блокирующим должен быть игрок зоны 3; игрок зоны 2 в данном случае будет вспомогательным, и в его функции входит вплотную подвести руки к рукам основного блокирующего игрока. Блокирование нападающих ударов при системе игры через выходящего игрока представляет значительную сложность. При этой системе нападения атакующие игроки (один или два) выполняют отвлекающие действия (разбег и прыжок) с целью проведения удара без блока третьим игроком. Содержание подобных тактических комбинаций изложено ниже. Для представления о блокировании нападающих ударов при системе нападения с выходами рассмотрим основные тактические варианты построения атак в этой системе и способы нейтрализации нападения с помощью индивидуального и группового блокирования: 1. Атаки проводятся из зоны 3 с короткой передачи, из зон 2 и 4 с краев сетки. Блокирующие игроки должны располагаться каждый против своего подопечного. При таком расположении блокирующих нападающие удары даже с прострельных и полу - прострельных передач всегда будут парироваться хотя бы одним игроком. В случае выполнения ударов с высокой передачи при данном расположении блокирующие игроки успевают организовать двойной блок. 2. Нападение ведется игроком зоны 3 с короткой передачи (или с передачи на взлет), или игроком зоны 2, забегающим в зону 3 и производящим удар из-за спины отвлекающего игрока зоны 3, или волейболистом зоны 4, выполняющим удар с края сетки. Блокирующий игрок зоны 4, следя за перемещениями своего подопечного (игрока зоны 2), перемещается в зону 3 и располагается рядом с центральным блокирующим в своей зоне в ожидании возможной атаки игрока зоны 4. При этом удар на взлете блокирует игрок зоны 3, удар игрока зоны 2 (из зоны 3) блокирует игрок зоны 4. Таким образом, каждый блокирующий должен следить за своими подопечными и перемещаться в соответствии с передвижениями нападающих в зону проведения атаки. Организация блокирования при системе игры с выходами будет значительно облегчена, если игроки заранее изучат тактические комбинации команды, с которой предстоит встречаться. Блокирование нападающих ударов при системе игры с первой передачи также представляет значительную сложность и требует от игроков умения сочетать индивидуальное блокирование с групповым. В различных игровых ситуациях, учитывая действия конкретного противника, удар с первой передачи можно рекомендовать блокировать индивидуальным или групповым блоком. Индивидуальный блок на удар с первой передачи следует применять в следующих случаях: 1) когда первая передача направлена для удара неточно и нападающий игрок не может нанести сильный удар; 2) когда нападающий игрок, которому предназначена первая передача, менее опасен, чем его партнеры. Организовывая групповой блок при ударе с первой передачи, всегда следует помнить, что в случае откидки нападающий удар будет выполняться из другой зоны, и поэтому после приземления блокирующему необходимо быстро переместиться в новую зону атаки и присоединиться к своему партнеру. Групповой (двойной) блок на удар с первой передачи целесообразен, когда: 1) первая передача направлена сильнейшему нападающему противника; 2) когда первая передача направлена к сетке таким образом, что можно произвести только удар, а откидка исключается; 3) когда из предварительных наблюдений известно, что нападающий игрок плохо выполняет откидку, а поэтому в большинстве случаев производит нападающий удар. В ходе соревнований существует немало ситуаций (при любой системе игры), когда организация индивидуального (и тем более группового) блокирования нецелесообразна. Это происходит, например, в тех случаях, когда передача для удара направлена далеко от сетки игроку, который прыгает невысоко и обладает невысоким ростом, или когда нападающий неточно выбрал место по отношению к мячу и не сможет произвести сильного удара, или если игрок еле дотягивается до мяча и удара вообще последовать не может и т. д. В отдельных случаях, когда в команде противника имеются очень сильные нападающие и завершающий удар производится с высокой второй передачи, особенно в ответственные моменты игры, следует пользоваться тройным блокированием. Сейчас в практике волейбола различают два вида блокирования: атакующий и оборонительный. Принципиальное различие между ними состоит в следующем. В первом случае блокирующие игроки (при близких к сетке передачах) переносят руки на сторону соперника, и мяч с большой скоростью отскакивает по вертикальной траектории. Во втором (при далеких от сетки передачах) такая техника не приносит эффекта, так как мяч может попасть в тыльную часть ладонных поверхностей и отрикошетировать в сторону или за площадку. Поэтому в таких случаях применяется оборонительный блок - без переноса рук через сетку, с отведением кистей рук и предплечий на себя, то есть так, как это применялось по старым правилам. Такое расположение рук в данной ситуации способствует лучшему оборонительному эффекту и отскоку мяча на сторону соперника. Опытные волейболисты координируют свои действия, применяя тот или иной вариант, в зависимости от сложившейся соревновательной ситуации. Важная функция блокирования - самостраховка, которая может выполняться как во время постановки блока (при перехвате обманного удара), так и после него при отскоке мяча после удара как от своих, так и от рук партнера. При перелете мяча после блокирования на свою сторону блокирующие игроки еще в безопорном положении поворачивают голову в сторону своей площадки и контролируют мяч. В случае необходимости при приземлении после блока игроки включаются в страховку или прием мяча. Таким образом, функции блокирующих игроков состоят не только в выполнении блокирования, но и в самостраховке как в опорном, так и в безопорном положении. СИСТЕМЫ ИГРЫ
Система игры определяется как целесообразное месторасположение игроков, предусматривающее разделение функциональных обязанностей между ними в ходе состязания. В спортивных играх выделяются системы защиты и системы нападения. Как те, так и другие имеют различные варианты (системы защиты) или комбинации (системы нападения). Классификация тактики показана на схеме 3. Системы защиты целесообразно подразделить на три подсистемы: расстановку игроков при приемах подачи соперника, расположение игроков при страховке своего атакующего игрока и положение игроков обороняющейся команды в момент атаки соперника (на всех линиях обороны при своей подаче и на линиях защиты в ходе игры). Принципиальное отличие этих двух вариантов состоит в том, что при своей подаче все игроки находятся на своих местах, а во втором - один из волейболистов задней линии, выходящий к сетке для розыгрыша мяча, остается на передней линии и выполняет функции страхующего. Такое разделение следует считать вполне оправданным, так как оно включает частные стороны одного признака - защиты. В свою очередь, системы нападения делятся на систему игры на двух нападающих при розыгрыше второй передачи одним из игроков передней линии, систему игры на трех и более нападающих при розыгрыше мяча игроком, выходящим к сетке с задней линии и системы игры в нападении с первой передачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|