Структура системы подготовки волейболистов
Рост массовости занятий волейболом, повышение требований к волейболистам высших разрядов и подготовка спортивных резервов при возрастающей конкуренции со стороны зарубежных команд значительно усложняют функции управления. В этих условиях важнейшее значение приобретает использование принципов системного подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе. Под системой понимают совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение определенной цели. С этих позиций подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если ее рассматривать как единую систему, составные части которой согласованы между собой и направлены на успешное решение основных задач. Понятие "подготовка волейболистов" включает в себя всю совокупность мероприятий по обеспечению достижения волейболистами высших спортивных результатов, с одной стороны, и массового охвата систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся - с другой. Нельзя отождествлять это понятие с тренировкой, которая входит составной частью в подготовку наряду с другими. При построении системы многолетней подготовки волейболистов важно четко определить ее составные части (подсистемы), установить связи и взаимоотношения между ними. Можно выделить три подсистемы подготовки волейболистов: подготовку волейболистов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в массовых формах физкультурно-спортивной работы. Подсистема подготовки волейболистов высших разрядов - высший уровень достижений волейболистов, формирующий модельные характеристики и комплекс контрольных нормативов, эффективные средства и методы, объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, агитацию и пропаганду волейбола.
Подсистема подготовки спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по основным модельным характеристикам. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов. По нему устанавливаются требования к юным волейболистам на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов проходит в тесной связи с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Подсистема массового волейбола с охватом широких слоев населения осуществляется через обязательные занятия в учебных заведениях и при прохождении службы в Вооруженных Силах СССР; в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на хозрасчетных условиях. Каждая из трех подсистем, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система и помимо задач, связанных с общей системой подготовки волейболистов, имеет составные части, взаимосвязанные между собой в целостной структуре. Принципиальный подход к построению модели системы подготовки волейболистов показан на схеме 4. Модель включает в себя: блок целевых функций и модельных командно-индивидуальных характеристик волейболистов на весь период подготовки, как важнейший системообразующий фактор, цементирующий в единое целое составные части (элементы) системы; блок функций обеспечения, включающий отбор спортсменов на всех этапах подготовки, повышение профессионального уровня тренеров, материально-техническую оснащенность компонентов подготовки, организационные формы осуществления многолетней подготовки; блок функций непосредственной реализации целей, состоящий из тренировки, соревнований, профилактически-восстановительных мероприятий и мер по формированию личности спортсмена. Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечиваются наличием системы управления.
Цели системы подготовки, прогнозирование, моделирование ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимают конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приведет к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе. Цель подготовки волейболистов высших разрядов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и индивидуальных мировых волейбольных моделей и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособностью. Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные волейболисты по уровню физической, технико-тактической, интегральной, психологической, теоретической подготовленности были максимально приближены к командам высших разрядов и обладали мощным потенциалом спортивного совершенствования. Цель массовых форм занятий волейболом - максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в занятия физической культурой и спортом широкие слои населения нашей страны, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|