Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет № 75 Структура операционного блока хирургического стационара и гигиенические требования, предъявляемые к его подразделениям.




В операционном блоке обязательно необходима идеально благоприятная обстановка для операций. Поэтому месторасположение операционного блока, его обустройство и обеспечение должны обеспечивать содержание его в такой аккуратности, чтобы предотвращать возможность инфицирования, а также построить спокойные условия для выполнения операций.

Операционный блок должен находиться максимально удаленно от палат и иных помещений хирургического стационара, прежде всего от санитарных узлов. Операционный блок располагается под надзором старшей медицинской сестры, которая обязана повседневно обеспечивать его состояние, своевременной уборкой и обязательным соблюдением правил асептики. Объем и количество комнат операционного блока зависят, прежде всего, от объема хирургических операций. Следовательно, типовые проекты учреждений здравоохранения, предусматривают целую систему помещений операционного блока для различных стационаров. А именно: на 25 коек хирургического отделения необходимо наличие операционной и стерилизационной, на 50 коек необходимо наличие операционной, предоперационной и стерилизационной, на 75 коек необходимо наличие операционной, предоперационной, стерилизационной, кабинета хирурга. Желательно иметь 3 операционных, соответственно: для «чистых» операций, «экстренных» и «гнойных». Если таковой возможности нет, тогда чистые экстренные операции необходимо проводить чистой операционной, а гнойные операции проводят в перевязочной. По возможности необходимы: автоклавная, комната для хранения инструментов и материальное помещение. Перевязочная должна размещаться за пределами операционного блока.

Под операционную всегда отводиться самая большая и светлая комната, высота должна быть не менее 4 метров, с гладкими, покрашенными эмалевой краской стенами, а в идеале стены должны быть обложены кафельной плиткой. Операционная должная быть обеспечена хорошей вентиляцией. Для обеспечения идеального света окна операционной необходимо располагать на северной стороне. С помощью специального, обязательно закрывающегося окна, операционная должна сообщаться со стерилизационной комнатой, это весьма упрощает подачу инструментов. На стенках операционной устанавливают несколько розеток для электрических приборов, ламп и прочих приспособлений, причем электрический провод необходимо скрыть, внутрь стен операционной. Пол операционной комнаты должен быть покрыт кафелем или линолеумом. Мебель операционной комнаты должна быть гладкой, легко моющиеся, а лучше всего покрашена светлой краской.

Температура комнате не должна быть больше 21–23°. Оснащение операционной: операционный стол. операционные лампы, мобильная лампа-рефлектор, винтовые стулья, стерильный стол для инструментария, подвижный поднимающийся столик для инструментария, столик для лекарственных средств, стерильные биксы с подставками, аппарат для наркоза, тазы для использованных инструментов и материалов, баллоны с кислородом, прибор для отсасывания жидкости, аппарат ИВЛ. Аварийное освещение, термометр, валики, ремни для фиксации больного, держатель для ног больного, ножные скамеечки. Также необходимы бактерицидные лампы для осуществления стерилизации воздуха операционной комнате и другой специализированный инструментарий для проведения более сложных операций.

Также, в операционной комнате необходимо все для местного обезболивания и общего наркоза, гемотрансфузии, а также следующие медикаменты: этиловый спирт, йодный раствор, антибиотики и антисептики, сердечные препараты, лобелин и другие препараты необходимые для экстренной помощи больным в случае возникновения осложнений. Текущая уборка операционной комнаты проводится сразу же по окончании оперативного вмешательства и заключается в вымывании пола и притирании всей мебели. Перед операцией мебель, лампы протирают слегка влажными салфетками, смоченными в любом имеющемся дезинфицирующем растворе. Один раз в 8–9 дней проводят генеральную уборку, при этом: тщательно вымывают все предметы, стены, пол и потолок дезинфицирующими растворами и простой горячей водой с моющими средствами. Не реже 1, а лучше 2, раза в месяц воздух в операционной должен быть подвергнут бактериологическому исследованию.

ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК - подразделение хирургического стационара, представляющее собой единый комплекс специально оборудованных помещений для подготовки и проведения хирургических операций, лечебных и диагностических инструментальных манипуляций, требующих соблюдения асептики.

Современный О. б. должен быть изолирован от других подразделений стационара и располагаться в отдельном здании, крыле или этаже хирургического корпуса. Необходимо, чтобы площадь и объем помещений позволяли свободно маневрировать при доставке и эвакуации больных, передвижении аппаратуры и размещении специальных приспособлений, оборудования, приборов и материалов. Освещенность рабочих помещений О. б. должна составлять не менее 3000-5000 лк дневным и искусственным светом. Предусматриваются системы аварийного освещения, водо- и электроснабжения.

Помещения О. б. должны быть приспособлены для мытья с использованием большого количества воды, т. е. обеспечены надежными гидроизоляцией, канализацией и водоснабжением. О. б. оборудуют системой вентиляции и кондиционирования воздуха, предусматривающей приток стерильного воздуха, поддержание температуры 22-23° и относительной влажности 45-65%. В операционном блоке должны быть централизованная подача кислорода, закиси азота и др., система вакуумного отсасывания, а также надежная селекторная и телефонная связь.

О. б. состоит из ряда функционально связанных между собой и расположенных в определенном порядке помещений: операционных залов, предоперационной, стерилизационной, наркозной и материальной комнат, комнаты для переодевания лиц, участвующих в проведении операции, санпропускника и санузла. При наличии в лечебном учреждении гнойного отделения его операционные не входят в состав О. б., а располагаются на территории отделения и имеют аналогичный набор помещений и отдельный персонал.

Операционный зал (операционная) - основное рабочее помещение, непосредственно предназначенное для выполнения хирургических операций. В операционном блоке должно быть не менее 2 операционных, рассчитанных каждая на 1 операционный стол. В операционной располагается, как правило, следующее оборудование: операционный- стол, наркозный аппарат, инструментальный стол, рабочие столики операционной сестры, диатермокоагулятор, рабочий столик анестезиолога, потолочный и передвижной бестеневые светильники, негатоскоп, электрокардиограф, бактерицидные лампы.

Операционный блок - наиболее чистое, святое место хирургического стационара. Именно в операционном блоке необходимо наиболее строгое соблюдение правил асептики. Канули в лету времена, когда операционная находилась прямо на отделении. В настоящее время операционный блок должен всегда располагаться отдельно, а в некоторых случаях он выносится даже в специальные пристройки, соединенные переходом с основным больничным комплексом.

Устройство оперблока, принцип зональности

Для предотвращения загрязненности воздуха и помещения в непосредственной близости от операционной раны в организации операционного блока соблюдают принцип зональности. Существует 4 зоны стерильности в операционной:

1. Зона абсолютной стерильности.

2. Зона относительной стерильности.

3. Зона ограниченного режима.

4. Зона общебольничного режима (нестерильная).

Основополагающим принципом в работе оперблока является строжайшее соблюдение правил асептики. В связи с этим выделяют разные виды операционных: плановые и экстренные, чистые и гнойные. При составлении расписания операций в каждой операционной их порядок определяют в соответствии со степенью инфицированности - от менее инфицированной к более инфицированной.

В операционной не должно быть ненужной мебели и техники, до минимума сокращается объем движений и хождений, вызывающих возникновение турбулентных потоков воздуха. Важным является ограничение разговоров. В покое за 1 час человек выделяет 10-100 тысяч микробных тел, а при разговоре - до 1 миллиона. В операционной не должно быть лишних людей.

После операции количество микробов в 1 м3 воздуха возрастает в 2-5 раз, а при присутствии, например, группы студентов из 5-6 человек - в 20-30 раз. Поэтому для просмотра операций устраиваются специальные колпаки, используется система видеотехники.

Билет № 76 Виды уборок.

Убо́рка — наведение чистоты, порядка в помещении или на определённой территории.

Уборка может быть разбита на виды по различным критериям.

По механизации

Ручная;

Механизированная.

По использованию воды

Сухая;

Влажная

Генеральная уборка

Не имеет специального периода повторения и подразумевает полное, без каких-либо пропусков, наведение чистоты и порядка, с полной или частичной ревизией имущества и оборудования.

Уборка медицинских учреждений

Лечебное учреждение предъявляет особые требования к гигиене, поэтому требования к уборке медицинских учреждений еще более важны, чем уборка на коммерческих предприятиях, в жилых домах и квартирах. Проведение дезинфекции и стерилизации в медицинском учреждении является обязательным, на процесс выздоровления пациентов влияют любые мелочи и вопрос уборки играет далеко не последнюю роль. Очень большим риском является передача различных микробов, инфекционных, кожных и других видов заболеваний, которые легко могут передаваться другим больным с ослабленным иммунитетом, а также гостям и посетителям заведения. Вот почему уборка медицинских учреждений - это вопрос, к которому нужно относиться со всей серьезностью, а проведение уборок в лечебных учреждениях - это ответственная работа, которая под силу только профессиональной клининговой компании.

Уборка в ЛПУ (Лечебно профилактический учреждениях)

На проведение уборок в лечебно профилактическом учреждении накладывается ряд допольнительных ограничений, для данной процедуры используются специалиные моющие и дезинфицирующие средства. Естественно, редкое ЛПУ может провести данный вид работ с соблюдением всех необходимых требований по безопасности и стандартам чистоты. Поэтому для выполнения уборки в ЛПУ привлекаются специализированные клининговые компании. В зависимости от поставленных задач, может быть проведена как разовая генеральная уборка в ЛПУ, так и периодические работы на постоянной основе.

Уборка учебных учреждений

Еще одним важным видом работ по уборке учреждений является уборка учебных учреждений - дошкольных, школьных, средних специальных, высших учебных заведений. Особенно остро стоит вопрос в заведениях, где обучаются деть - там передача различных заболеваний происходит гораздо быстрее. Учебные заведения, также как и лечебные, в большинстве своем обладают очень большой площадью и фронтом работ, поэтому уборка учреждений - это задача для серьезной компании с большим штатом исполнителей.

В операционной, как и в перевязочной, существует несколько видов уборки:

Текущая (периодическое удаление из бросалок использованного перевязочного материала, белья, помещение резецированных органов в специальные емкости и вынос их из операционной, постоянный контроль за чистотой помещения и устранение возникающих загрязнений: вытирание пола, столов и пр.).

После каждой операции (вынос из операционной всех отработанных материалов, протирание операционного стола раствором антисептика, смена белья, освобождение бросалок, при необходимости - мытье пола, горизонтальных поверхностей, подготовка инструментов и стерильного столика для следующей операции).

В конце рабочего дня (дополнительно к предыдущему способу обязательно проводится мытье полов и горизонтальных поверхностей, выносится весь перевязочный материал и белье, включаются бактерицидные лампы).

В начале рабочего дня (протирание от пыли горизонтальных поверхностей, подготовка стерильного стола и необходимых инструментов).

Генеральная - 1 раз в неделю (операционный зал или перевязочная моются с использованием антисептических растворов, обрабатываются все поверхности: пол, стены, потолки, лампы; передвижное оборудование вывозится и обрабатывается в другом помещении, а после уборки устанавливается на рабочее место).

Разделение "чистых" и "гнойных" больных - основной принцип асептики. Применение всех самых современных способов профилактики инфекции будет сведено на нет, если в одной палате чистый послеоперационный больной будет лежать рядом с гнойным!

В зависимости от мощности стационара существуют разные способы решения этой проблемы.

При наличии в больнице одного хирургического отделения на нем специально выделяются палаты для гнойных больных, должно быть две перевязочные: чистая и гнойная, причем гнойная должна располагаться в том же отсеке, что и палаты для гнойных больных. Желательно также выделить палату для послеоперационных больных - в противоположной части отделения.

При наличии в больнице нескольких хирургических отделений они разделяются на чистые и гнойные. В масштабе крупных городов возможно даже разделение стационаров на чистые и гнойные. При этом при госпитализации больных врач скорой помощи знает, какие чистые и какие гнойные стационары сегодня дежурят по оказанию экстренной хирургической помощи, и в соответствии с характером заболевания решает, куда везти больного.

Сохранность стерильности: выложенные на стерильный столик инструменты в течение 6 часов, выложенные в стерильный бикс со стерильной салфеткой в асептических условиях в течение одних суток.

Ежедневно в процедурном и прививочном кабинетах проводится трехкратная влажная уборка с применением хлорсодержащих и моющих средств, с последующим двукратным суточным кварцеванием по одному часу бактерицидными лампами ОБН - 150, установленными в кабинете. Также ежедневно проводятся еще 4 вида уборок: предманипуляционная, текущая, постманипуляционная, заключительная. Эти уборки проводят с применением 0,6% гипохлорита кальция. Обрабатываются все поверхности и стены с интервалом в 15 минут дважды.

Генеральная уборка проводится один раз в семь дней с 6% раствором перекиси водорода и 0,5% моющим раствором. В день уборки холодильник размораживается, мебель отодвигается от стен. Потолок моется в одном направлении, затем стены от двери слева на право и сверху вниз. Моются окна и батареи, затем мебель внутри, снаружи, сверху вниз. Пол моется к порогу. Влажная поверхность смачивается 1% раствором гипохлорита кальция. Холодильник протирается 2% раствором уксусной кислоты. Включается кварц на один час. Помещение закрывается. Через час помещение проветривается и чистой ветошью проточной водой дезинфицирующий раствор смывается в той же последовательности и снова кварцевание одни час. Через час помещение проветривается и мебель расставляется по местам. Делается запись в тетради генеральной уборки.

Ветошь после уборки замачивается в 0,6% растворе гипохлорита кальция на один час, затем прополаскивается в проточной воде, сушится и хранится в чистой сухой емкости. Швабры и наружная поверхности емкостей обрабатываются двукратно с интервалом в 15 минут 0,6% раствором гипохлорита кальция сверху вниз.

Контроль качества дезинфекции осуществляется баклабораторией МЦГБ и ЦГСЭН один раз месяц. Качество дезинфекции оценивают по отсутствию в смывах, взятых с медицинских изделий, золотистого стафилококка и кишечной палочки. При отсутствии роста микроорганизмов делают заключение об эффективности дезинфекции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...