Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 49 глава




тахрима – см. такбират аль-ихрам

ташаххуд – слова, которые молящемуся следует произносить сидя после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима. Человек, произносящий слова ташаххуда, должен сказать: «Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник /Ат-тахиййату ли-Лляхи, ва-с-салявату ва-т-таййибату; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихина. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху/». Есть и другие формы ташаххуда, после которого перед завершением молитвы следует призвать благословения[2853] на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказав: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения[2854] Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/» – или: «О Аллах, благослови Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты семейство Ибрахима, и пошли благословения Мухаммаду, его жёнам и его потомству, как послал Ты их семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма салляйта ’аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма баракта ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/»

ташмит – благопожелание чихнувшему. Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/».

Умм аль-му’минин (мать правоверных) – почётный эпитет жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

‘умра – добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия.

‘умра – такая форма дарения, когда один человек предоставляет другому что-либо в пожизненное владение, если же получивший такой подарок умирает, то подаренное возвращается дарителю по его требованию. ‘Умра, получившая распространение в доисламские времена в подобном виде, была отменена пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, если только условие о возвращении не оговаривается при дарении.

Фай’ – всё то, что мусульмане получают от иноверцев мирным путём.

факих – законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.

фара’ид – доли наследства близких родственников покойного, размеры которых определены в Коране.

фард – обязательное.

фард ‘айн – всеобщая и безусловная обязанность.

фард кифайа – обязанность по способности, отказ от выполнения которой может быть оправдан обстоятельствами. Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода возьмут на себя лишь некоторые члены мусульманской общины или даже один человек, если же их не будет выполнять никто, бремя греха понесёт на себе каждый, кто мог выполнить такую обязанность, но не сделал этого без уважительной причины.

фарсах – мера длины, равная 5760 метрам.

фатва – решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.

аль-Фатиха – первая сура Корана.

фахиш – человек, который говорит нечто непристойное.

 

фидйа – искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определённых обстоятельств.

фикх – исламский комплекс социальных норм; мусульманское право в широком смысле слова.

Фирдаус – центральная и высшая часть рая.

фитна – смута; искушение; соблазн; заблуждение; испытание.

фитра – врождённое свойство; синоним слова “ислам”.

Хадас – малое осквернение (см. “джанаба”). Состояние малого осквернения наступает в результате выделения мочи (кала) или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечений, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях, и требует частичного омовения /вуду/.

хадд (мн. ч. – худуд) – границы дозволенного и запретного, установленные Аллахом; наказания, налагаемые за преступления, указания на которые имеются в Коране и сунне. Применение таких наказаний, которые не могут отменяться ни при каких обстоятельствах, является прерогативой мусульманского правителя.

хаджж – большое паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Обряды хаджжа совершаются в месяце зу-ль-хиджжа. Совершение хаджжа было вменено в обязанность в 9 г. х.

хаджж аль-ифрад – совершение одного только хаджжа без совершения умры.

хаджж аль-киран – совершение хаджжа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджжа, не снимая ихрама и избегая всего того, что запрещается делать паломникам.

хаджж мабрур (безупречный хаджж) – хаджж, принятый Аллахом в силу того, что он был совершён не только по всем правилам, но и на деньги, приобретённые дозволенным образом.

хаджж ат-таматту‘ – совершение и малого (умра), и большого (хаджж) паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение “хаджж ат-таматту‘” не допускается.

хадис – передаваемое со слов очевидца сообщение о том, что сказал, сделал или одобрил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.

хадис кудси – хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, переданные посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда – через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает. “Хадис кудси” отличается от обычного хадиса лишь тем, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, передаёт его со слов своего Господа. Ввиду этого, в большинстве случаев он возводится к Аллаху Всевышнему, но может возводиться и к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, поскольку это он передаёт его от Аллаха.

Приводимое выше определение показывает, что “хадис кудси” во многом отличается от священного Корана.

а) В отличие от “хадиса кудси” Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу.

б) Молитва, во время которой читается Коран, будет действительной, а чтение “хадиса кудси” делает её недействительной.

в) Человек, не признающий Корана, является неверным /кафир/, тогда как тот, кто не признаёт какой-либо из “хадисов кудси”, является нечестивцем /фасик/.

г) Как по форме, так и по смыслу Коран исходит от Аллаха, что же касается фраз “хадиса кудси”, то они являются словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, но смысл его есть откровение от Аллаха.

д) В отличие от “хадиса кудси” айаты Корана передавать по смыслу нельзя.

е) К священному Корану могут прикасаться только люди, находящиеся в состоянии ритуальной чистоты /тахара/, тогда как в отношении “хадиса кудси” это необходимым условием не является.

ж) Человеку, находящемуся в состоянии ритуального осквернения, нельзя ни читать, ни носить с собой Коран, а “хадис кудси” такому человеку можно и читать, и носить.

з) Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха, в качестве награды запишется совершение десяти добрых дел, что же касается “хадиса кудси”, то за одно только его чтение человеку награда не полагается.

и) В отличие от “хадиса кудси”, продажа которого не запрещается и не порицается никем, Коран нельзя продавать (как считает имам Ахмад) или же продажа его является предосудительной (как считают шафииты).

Хадисов “кудси” /аль-ахадис аль-кудсийа/, именуемых также “божественными хадисами” /аль-ахадис аль-иляхийа/, насчитывается более ста.

хадй – скот, который приносят в жертву паломники, пригоняющие его с собой в Мекку.

хайа – стыдливость; застенчивость; скромность.

хайр – благо.

хакк – истина.

халиль – такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы, что касается и отношений между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим, мир ему, именуется в Коране “халилю-Ллах”, что же касается пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, то друзей у него было много, но словом “халиль” он называл только Аллаха.

халяль – дозволенное.

ханиф – человек, исповедующий чистое единобожие. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.

харадж – поземельный налог.

харам – запретное.

харам – священная территория, на которой запрещается не только убивать всё живое, но и вырубать деревья.

Хасба – название места вне пределов Мекки, где собираются паломники после завершения всех обрядов хаджжа. Это место называют также Абтах и Мухассаб.

хауд – водоём пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, куда впадает райская река аль-Каусар. Водой из этого водоёма верующие будут утолять жажду в День воскресения.

аль-Хатим – полукруглая невысокая стена, ограждающая непокрытую крышей часть Каабы.

аль-Хиджр – огороженная полукруглой невысокой стеной и непокрытая крышей часть Каабы.

хиджра – так именуется не только переселение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще переселение мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать.

хикма – мудрость; смысл.

хитба – сватовство.

хубб – любовь.

Худайбийа – местность на границах харама Мекки, где в марте 628 г. мекканцы преградили путь мусульманам, которые намеревались совершить умру. Противостояние завершилось перемирием, которое имело очень большое значение для мусульман, поскольку они впервые были признаны равноправной договаривающейся стороной.

хукм (мн. ч. – ахкам) – многозначный термин, который может означать “решение Аллаха”, “установление, исходящее от авторитетного или облечённого властью лица”, “решение по правовому вопросу, вынесенное на основании Корана и сунны”, “суждение” и, наконец, “разряд” или “категория”. Последнее подразумевает собой пять категорий, на которые подразделяет все действия человека мусульманское право, а именно:

а) “ваджиб” /обязательное/ – любое действие, которое по шариату является обязательным;

б) “мандуб” /рекомендуемое/ – любые похвальные, но не обязательные действия;

в) “мубах” или “джа’из” /дозволенное/ – любые разрешаемые шариатом действия, за которые не полагается награда Аллаха;

г) “макрух” /неодобряемое/ – нерекомендуемые действия, совершение которых не влечёт за собой наказания;

д) “харам” или “махзур” /запретное/ – любые безусловно запрещаемые и наказуемые действия.

хуль‘ – развод по инициативе жены, после которого брак возобновлён быть не может. При этом жена не только возвращает мужу его брачный дар /махр/, но и выплачивает ему определённую компенсацию /‘ивад/.

хумс – пятая часть военной добычи, которой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, распоряжался по своему усмотрению.

хутба – проповедь, которую имам читает перед пятничной молитвой или после праздничных молитв.

хуффани (двойственное число от “хуфф”) – род обуви наподобие доходящих до щиколоток или выше носков из кожи, шерсти или какого-нибудь другого материала.

Шайтан – сатана, дьявол.

шакк – сомнение.

Шам – старое название территорий, занимаемых ныне такими странами, как Иордания, Ливан, Сирия и Палестина.

шари‘ат (синонимы – шар‘, шир‘а, ташри‘) – религиозный закон исламской религии, комплекс предписаний, установлений и запретов, зафиксированных в Коране и сунне.

шарр – зло.

шафа‘а – заступничество.

шахада – символ веры; свидетельство исповедания единобожия, выражаемое формулой “Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах /Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха/”.

шахва – страсть; желание.

шахид – воин, павший в сражении за веру.

шигар – запрещаемая в исламе форма брака, когда два человека отдают своих дочерей замуж друг за друга, не давая им никакого брачного дара.

ширк – многобожие.


СОДЕРЖАНИЕ

От переводчика............................................................................................................................................................. 3

От редактора................................................................................................................................................................... 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...