Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 44 глава
1088. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, 1089. Зийад бин ‘Иляка передал, что его дядя, то есть Кутба бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: – Пророк, 1090. Сообщается, что Шакаль бин Хумайд, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, научи меня (какой-нибудь) мольбе», (и пророк, 1091. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от проказы, безумия, лепры[2637] и (прочих) тяжких болезней! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-бараси, ва-ль-джунуни, ва-ль-джузами ва сайи’и-ль-аскам!/»[2638] 1092. Передают со слов сподвижника Абу-ль-Йасара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,
1093. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 1094. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) к нему пришёл раб, заключивший со своим хозяином договор о самовыкупе, и сказал: «Я не могу (выполнить условия) моего договора[2642], помоги же мне!» (‘Али, да будет доволен им Аллах,) сказал: – Так не научить ли тебя словам, которым научил меня посланник Аллаха, 1095. Передают со слов ‘Имрана бин аль-Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк,
1096. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 1097. Сообщается, что Шахр бин Хаушаб сказал: – (Однажды) я спросил Умм Саламу, да будет доволен ею Аллах: «О мать правоверных, с какими мольбами чаще всего обращался к Аллаху посланник Аллаха, 1098. ‘Аиша О Аллах, избавь (от недостатков) моё тело, о Аллах, избавь (от недостатков) мой слух, и избавь (от недостатков) моё зрение, и даруй это моим наследникам, нет бога, кроме Тебя, Кроткого, Щедрого! Слава Аллаху, Господу великого престола, и хвала Аллаху, Господу миров! /Аллахумма, ‘афи-ни фи джасади, ва ‘афи-ни фи басари, ва-дж‘аль-ху-ль-вариса мин-ни, ля иляха илля Анта-ль-Халиму-ль-Карим! Субхана-Ллахи Рабби-ль-‘арши-ль-а‘зыми, ва-ль-хамду ли-Лляхи Рабби-ль-‘алямин!/»[2650] 1099. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, – Дауд, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху и с (такой) мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Твоей любви, и любви тех, кто любит Тебя, и (любви к таким) делам, которые приведут меня к Твоей любви! О Аллах, сделай любовь Твою для меня тем, что я любил бы больше самого себя, и своей семьи и холодной воды! /Аллахумма, инни ас’алю-кя хубба-кя, ва хубба ман йухиббу-кя ва-ль-‘амаля-ллязи йубаллигу-ни хубба-кя! Аллахумма,-дж‘аль хубба-кя ахабба иляййа мин нафси, ва ахли ва-ль-ма’и-ль-барид!/»[2651] 1100. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, – Находясь во чреве кита, Зу-н-Нун[2652] воззвал к Аллаху: «Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я одним из несправедливых[2653]![2654] /Ля иляха илля Анта, субхана-кя, инни кунту мин аз-залимин!/» – и, поистине, с какой бы мольбой ни обратился к Аллаху мусульманин, который произнесёт эти слова, ему непременно будет дан ответ.[2655]
Аль-Хаким Абу ‘Абдуллах сказал: «Иснад этого хадиса является достоверным». 1101. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Как-то раз) один человек пришёл к пророку, 1102. Сообщается, что аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, научи меня тому, о чём я стал бы просить Аллаха Всевышнего», (на что пророк, 1103. Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха,
1104. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, – Неуклонно и часто обращайтесь к Аллаху (со словами) «О Обладающий величием и щедростью![2662] /Йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/»[2663] Ан-Наса’и приводит этот хадис со слов сподвижника по имени Раби‘а бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах. Аль-Хаким сказал: «Иснад этого хадиса является достоверным». 1105. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, 1106. «О Аллах, поистине, я прошу Тебя (даровать мне) в мире этом и в мире вечном всё благое, о чём я знаю и о чём не знаю, и прибегаю к Твоей защите от любого зла, о котором я знаю и о котором не знаю; я прошу Тебя о рае (и прошу указать мне) такие слова или дела, которые приближают к (раю), и прибегаю к Твоей защите от огня и от любых слов или дел, которые приближают к (огню); я прошу Тебя о том благом, о чём просил Тебя Твой раб и Твой посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил защиты Твой раб и Твой посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прошу Тебя привести к благому исходу всё, что Ты судил мне! /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин аль-хайри кулля-ху ‘аджиля-ху ва аджиля-ху, ма ‘алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва а‘узу би-кя мин аш-шарри кулля-ху ‘аджиля-ху ва аджиля-ху, ма ‘алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва ас’алю-кя-ль-джанната ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау ‘амалин, ва а‘узу би-кя мин ан-нари ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау ‘амалин, ва ас’алю-кя хайра ма са’аля-кя би-хи ‘абду-кя ва расулю-кя Мухаммадун, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва а‘узу би-кя мин шарри ма иста‘аза-кя мин-ху ‘абду-кя ва расулю-кя Мухаммадун, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва ас’алю-кя ма кадайта ли мин амрин ан тадж‘аля ‘акыбата-ху рашадан!/»[2666]
1107. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха, 1108. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – (Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, 1109. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, – Поистине, у Аллаха Всевышнего есть ангел, которому поручено следить за теми, кто будет произносить слова «О Милостивейший из милостивых! /Йа Архама-р-рахимин!», и тому, кто произнесёт (эти слова) трижды, этот ангел говорит: «Поистине, Милостивейший из милостивых внимает тебе, проси же!»[2669] Глава 332. Об этике обращений с мольбами к Аллаху Знай, что, по мнению факихов, мухаддисов и большинства улемов, относившихся к различным группам из числа наших праведных предшественников и тех, кто пришёл им на смену, обращаться с мольбами к Аллаху желательно. Аллах Всевышний сказал: {И сказал Господь ваш: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”}.[2670] Аллах Всевышний также сказал: {Взывайте к Господу своему смиренно и тайно},[2671] и есть много других айатов, в которых говорится об этом. Что же касается достоверных хадисов, то они настолько известны, что приводить их нет никакой необходимости, тем более, что совсем недавно мы уже приводили достаточно таких хадисов, а содействие оказывает Аллах. Имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, пишет в своём “Послании”: – Мнения людей относительно того, являются ли обращения к Аллаху с мольбами более предпочтительными, чем молчание и довольство, разделились. Некоторые утверждали, что предпочтительнее обращение с мольбой, поскольку в приводимом выше хадисе[2672] обращение с мольбой названо поклонением, а также потому, что мольба является выражением потребности в Аллахе Всевышнем. Другие говорили, что более совершенным следует считать состояние человека, который хранит молчание и проявляет спокойствие, когда осуществляется решение Аллаха, и что лучше довольствоваться предопределённым. Третьи считали, что следует обращаться к Аллаху с мольбами языком и довольствоваться решением Аллаха сердцем, чтобы совершать оба дела. Однако лучше всего сказать так: поскольку разные периоды времени отличаются друг от друга, иногда мольба предпочтительнее молчания, иногда же молчание предпочтительнее мольбы, что зависит от конкретного периода времени. Так, если сердце побуждает человека к мольбе, то лучше обратиться к Аллаху с мольбой, если же оно побуждает его к молчанию, то более совершенным следует считать молчание. Можно сказать и так: если речь идёт о том, что принесёт пользу мусульманам в целом, или об обязанностях по отношению к Аллаху, то лучше обратиться с мольбой, которая является формой поклонения, если же дело касается только твоего удела, то более совершенным будет молчание. К числу необходимых условий обращения с мольбами к Аллаху относится употребление в пищу дозволенного. Йахйа бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, часто говорил: «Как я могу обращаться к Тебе с мольбами, ведь не повинуюсь Тебе?! И как я могу не обращаться к Тебе с мольбами, ведь Ты – Щедрый?!» Этика бращения с мольбой к Аллаху требует присутствия сердца, что же касается указаний на это, то они будут приведены ниже, если пожелает Аллах Всевышний. Один из улемов сказал: «Цель обращения с мольбой состоит в том, чтобы заявить о своей нужде, а иначе Аллах Всевышний, слава Ему, сделает, как пожелает». Имам Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”: – Есть десять правил обращения к Аллаху с мольбами: 1. Для обращений к Аллаху с мольбами следует выбирать наиболее достойные периоды времени, например, день стояния на ‘Арафате, дни рамадана, день пятницы, последнюю треть ночи или время перед рассветом. 2. Следует обращаться с мольбами к Аллаху в наиболее предпочтительных обстоятельствах, например, во время совершения земного поклона, во время битвы, во время дождя, во время объявления о начале обязательной молитвы /икама/, после её завершения обязательной молитвы и в некоторых других случаях. От себя я добавлю,[2673] что обращаться с мольбами предпочтительно в такие моменты, когда сердце человека смягчается. 3. Перед обращением с мольбой следует повернуться лицом к кибле и воздеть руки к небу, а после завершения мольбы – провести руками по лицу. 4. Необходимо понижать голос, произнося слова мольбы не слишком громко и не слишком тихо. 5. Обращаясь с мольбами к Аллаху, не следует стараться рифмовать[2674] слова. Поскольку не каждый может обращаться с мольбами подобающим образом, в силу чего есть основания опасаться, что человек преступит пределы разумного в мольбе, лучше всего повторять те же слова, которые в подобных случаях произносил пророк, От себя я добавлю,[2678] что другим примером могут служить те айаты, в которых сказано: {И (вспомните, как) Ибрахим сказал: “Господь мой! Сделай (этот) город безопасным и удали меня и сыновей моих от поклонения идолам. * Господь мой, поистине, они[2679] ввели в заблуждение многих людей! Поистине, тот, кто последовал за мной, – от меня[2680], а кто ослушается меня…, то, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный! * Господь наш! Поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного дома. Господь наш! (Я сделал это,) чтобы они совершали молитву; склони же к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя). * Господь наш! Поистине, знаешь Ты, что мы скрываем, и что делаем открыто, (ведь) ничто не останется скрытым от Аллаха ни на земле, ни на небе. * Хвала Аллаху, Который, несмотря на старость (мою), даровал мне Исма‘ила и Исхака. Поистине, слышит мольбу Господь мой. * Господь мой! Сделай меня (одним из) совершающих молитву (и сделай такими людей) из числа моих потомков. Господь наш, внемли мольбе моей! * Господь наш! Прости меня, и моих родителей, и верующих в тот День, когда наступит (пора) расчёта!”}[2681] В большинстве своём улемы считают, что ничего нежелательного в произнесении более семи фраз во время обращения с мольбой нет, напротив, желательно, чтобы мольба была пространной. 6. Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует проявлять смирение, покорность, желание и страх, ибо Аллах Всевышний сказал: {Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам, побуждаемые желанием и страхом,[2682] и проявляли смирение пред Нами}.[2683] Аллах Всевышний также сказал: {Взывайте к Господу своему смиренно и тайно}.[2684] 7. Согласно многим известным указаниям шариата, следует проявлять решительность в мольбах и быть уверенным в получении ответа. Суфйан бин ‘Уйайна, да помилует его Аллах, сказал: – Пусть то, что любому из вас известно о самом себе,[2685] ни в коем случае не мешает ему обращаться к Аллаху с мольбами, ибо Аллах Всевышний ответил даже Иблису, наихудшему из Его созданий, о чём в Коране сказано так: {Он[2686] сказал: “Дай мне отсрочку до того Дня, когда они будут воскрешены”. * (Аллах) сказал: “Поистине, ты – из числа получивших отсрочку”}.[2687] 8. Необходимо проявлять настойчивость в мольбах, повторяя каждую из них по три раза и не считая, что ответы на мольбы задерживаются. 9. Следует начинать мольбу с поминания Аллаха Всевышнего. От себя я добавлю,[2688] что, воздав хвалу и благодарность Аллаху Всевышнему, следует призвать благословения на посланника Аллаха, 10. Основной причиной, способствующей быстрому получению ответа на мольбу, является покаяние, возвращение владельцам присвоенного имущества и обращение к Аллаху Всевышнему. Аль-Газали пишет: – Кто-нибудь може спросить: «Какую пользу может принести мольба, если предустановленное неизбежно свершится?» Знай же, что предустановлено также и отражение бедствия с помощью мольбы, которая является причиной отражения беды и проявления милости Аллаха подобно тому, как щит является причиной отражения удара, наносимого оружием, а вода – причиной появления растений из земли. Щит отражает стрелу, которая сталкивается с ним, и точно так же сталкиваются друг с другом мольба и бедствие. Отказ от ношения оружия не относится к числу необходимых условий признания предустановления, ибо Аллах Всевышний сказал: {…и пусть они примут меры предосторожности и возьмут своё оружие},[2689] ведь Аллах предопределил не только любое событие, но и его причину. Как мы уже указывали, мольба полезна человеку во многих отношениях. К числу необходимых условий правильного обращения с мольбой относится присутствие и ощущение потребности в Аллахе, что является наилучшим видом поклонения и свидетельствует о познании, а Аллах знает об этом лучше. Глава 333. Мольба человека, который использует упоминание о своих праведных делах как средство снискания благоволения Аллаха Всевышнего 1110. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, – (Некогда) три человека из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но, когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и (наглухо) закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали (друг другу): «Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела[2690]!» (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды я далеко ушёл (от дома) по одному делу, а когда я вернулся к ним, они уже спали. Я надоил для них молока; узнав же о том, что они заснули, не пожелал (ни будить их), ни поить молоком домочадцев и рабов до них, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения». А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему[2691], то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!» И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход, (но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда. Далее в этом хадисе сообщается, что каждый из них рассказывал о своём праведном деле, после чего говорил: «О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» – и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти.[2692] Что касаеся моления о ниспослании дождя, то кади Хусайн и другие наши товарищи говорили, что человеку, который попал в беду, желательно обращаться с мольбами к Аллаху, упоминая о своих праведных делах, и приводили в качестве доказательства этот хадис. Однако можно указать и на то, что в известном смысле подобные упоминания свидетельствуют о том, что человек ощущает потребность в Аллахе Всевышнем не в полной мере, тогда как цель мольбы и состоит в заявлении о такой потребности. С другой стороны, в приводимом выше хадисе сообщается, что пророк, К числу наилучших сообщений о том, как обращались к Аллаху с мольбами наши праведные предшественники, относится рассказ аль-Ауза‘и, который сказал: – Однажды люди вышли за пределы города для моления о ниспослании дождя. Среди них находился Билял бин Са‘д, который воздал хвалу Аллаху Всевышнему и поблагодарил Его, а потом сказал: «О те, кто собрался здесь, разве вы не признаёте свои дурные дела?» Люди стали говорить: «Конечно, признаём!» Тогда Билял воскликнул: «О Аллах, мы знаем, что Ты сказал: {Нет никаких оснований укорять тех, кто совершает благодеяния}[2693], и мы признаём, что совершали дурное, но разве Твоё прощение предназначено для кого-либо, кроме таких, как мы? О Аллах, прости нас, помилуй нас и пошли нам дождь!» – после он воздел руки к небу. Так же поступили и все остальные, и им был ниспослан дождь.[2694] Об этом же говорится и в следующем бейте: Я грешен и часто ошибаюсь, но прощение (Аллаха) объемлет собой все грехи, и если бы не грехи, то не было бы и прощения. Глава 334. Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует воздеть руки к небу, а потом провести ими по лицу 1111. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воздев руки к небу во время обращения к Аллаху с мольбой, посланник Аллаха,
Глава 335. Желательно повторять слова мольбы 1112. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, Глава 336. Побуждение к присутствию сердца во время обращения к Аллаху с мольбами 1113. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах Всевышний, что посланник Аллаха,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|