Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лист наблюдения и оценки учебного занятия




АНАЛИЗ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Детское объединение_________________________________________________________________

Ф.И.О. педагога _____________________________________________________________________

Дата, время занятия___________________________________________________________________

Цель посещения занятия_______________________________________________________________

Тема занятия_________________________________________________________________________

Кол-во обучающихся на занятии _____________________, по журналу ________________________

Год обучения ________________________, возраст обучающихся_______________________

 

Структурные элементы анализа Результаты наблюдения
1. Организационная часть Привлечение внимания обучающихся, настрой на работу, предварительные указания по плану занятия (цели, задачи), готовность кабинета. Наличие плана занятия, журнала. Их оформление. - Умение ставить понятную и посильно трудную для детей цель, разбивать ее на реально достижимые задачи - Соотнесение цели с конечным результатом - Воспитательные ценности учебного материала - Соответствие содержания данного занятия плану, что дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение педагогом планировать свою работу и использовать импровизацию - Предъявление четких требований к учебной деятельности -Достаточность предложенного материала, заинтересованность им детей - Готовность кабинета. Наличие плана занятия, журнала. Их оформление.
2. Психолого-педагогический аспект Найден ли контакт с обучающимися, соответствует ли форма проведения занятия возрастным особенностям, общая атмосфера на занятии, педагогический такт. - Побуждение детей к выражению положительных эмоций - Использование различных форм поощрений - Создание перспективы успешной деятельности -Уютный кабинет и доброжелательность педагога - Минутки отдыха или расслабления на занятии - Знание возрастной психологии ребёнка - использование индивидуальности каждого в подборе творческих заданий - Стимулирование различных точек зрения у ребят - Личная и общественная значимость занятий - Развитие высших психических функций личности - Творческий характер деятельности
3. Способы контроля знаний Используемые методики и приёмы позволяют в полной мере определить качество усвоения программного материала, показать творческий рост обучающихся, формы поощрения. - Эффективность методов и приёмов, используемых педагогом для развития мыслительных операций и деятельно-практической сферы ребенка - Оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения - Положительная реакция детей на используемые методы (понимание, активное включение…) - Педагогическая культура самого педагога - Организация работы в микрогруппах - Помощь старших детей в разновозрастных группах - Коммуникативные умения детей
4. Результативность Какие знания, умения, навыки были продемонстрированы, сколько обучающихся справилось, сколько – нет, формы фиксации результатов педагогом. Уровень выполнения практической работы. - Последовательность и системность в решении задач - Использование специально разработанных технологий для достижения результата - Введение элементов проблемности, развитие навыков научного поиска - Постановка неоднозначных вопросов - Желание детей полученные знания применить на практике -Индивидуальные творческие и исследовательские задания - Самостоятельная работа детей с учебными пособиями и литературой на занятии и дома Индивидуальный подход к результату каждого - Оценка является анализом выполненной работы - Использование стимулирующих методов оценивания - Формирование адекватной самооценки - Контроль за отрицательными мотивами в обучении -Умение видеть и исправить свою ошибку
5. Рациональность использования теоретического изложения материала, наглядных пособий, дидактического материала, технических средств обучения - Рациональность использования форм изложения теоретического материала - Применение методов обучения на занятии - Наличие образовательной составляющей занятия - Учебно-тематическое согласование с предметами школьного курса - Практическая направленность учебного занятия
6. Нормирование учебного времени Правильно ли распределено время. - Рациональность использования времени на изложение теоретического материала и организацию практической работы  
7. Подведение итогов занятия - Соотнесение цели с конечным результатом - Перспектива дальнейшей деятельности - Уровень проведения занятия педагогом    

 

Общие выводы и рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___.___.20___ _____________________(__________________)____________________________________________

подпись Ф.И.О. должность

 

 

Наблюдение за занятием должно охватывать:

 

1 ) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;

2 ) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3 ) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) руководитель (присутствующий методист, коллега) обращает внимание на методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

 

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей обучающихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, контрольных и практических работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Кроме того, мы считаем односторонний анализ занятия (только со стороны методистов, коллег или только самоанализ) недостаточно достоверным и недостаточно надежным и, в итоге, нерациональным и неэффективным. Наиболее точный диагностический срез мы можем получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе: самоанализа занятия педагогом; наблюдающими коллегами, методистами, руководителями образовательного учреждения; анализа занятия обучающимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как кажется, такая схема:

1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия». По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.

2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;

3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель – один уполномоченный представитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;

4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель – один уполномоченный представитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;

5. Только после этого следует разбор отрицательных моментов, выявленных специалистами (в случае общего отрицательного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);

6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

7. После разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

 

 

 

 

Лист наблюдения и оценки учебного занятия

Проверяющий___________________________________________________________________________________________

Дата________________ Объединение_______________________________________________________________________

Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________________________________

Количество детей в группе_____________ на занятии__________________________________________________________

Тема: __________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта занятия приложена

 

Требования к деятельности педагога оценка Требования к деятельности обучающихся оценка
уд. хор. отл. уд. хор. отл.
1. Начало занятия       1.Внимание детей на различных этапах: В начале В середине В конце      
2. Повторение и проверка знаний         2. Интерес к теме        
3.Теоретический уровень изложения: Научность Логичность Систематичность Последовательность Доступность       3.Активность детей при опросе: при изучении при закреплении      
4.Раскрытие темы         4.Прочность знаний, умений, навыков      
5. Отбор материала       5.Самостоятельность суждений      
6. Организация внимания детей       6.Отношение к педагогу        
7.Воспитательная сторона занятия       7.Культура труда      
8. Использование ТСО, наглядности, дидактического материала       8.Речь        
9.Индивидуальный подход       9.Вопросы к педагогу      
10. Эмоциональность       10. Самоконтроль        
11.Педагогический такт         11. Дисциплина: готовность к занятию во время занятия во время самостоятельной работы во время объяснения во время объяснения д/з      
12.Речь         Мнение педагога, проводившего занятие и рекомендации проверяющего:  
13. Расчет времени      
14. Организация самостоятельной работы: содержание методика      
15. Объективность      
16. Домашнее задание      

 

 

/подпись проверяющего/__________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...