Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . Особенности финансовой деятельности таможенных органов




СОДЕРЖАНИЕ

финансовый планирование контроль таможенный

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Планирование расходов и источников финансовых затрат. Основные Формы финансового планирования

Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования и контроля в таможенных органах

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Проблемы, связанные с получением доходов таможенными органами от реализации конфиската и другими подходами. Основные источники формирования и использования ФРТС РФ

Современные направления финансового планирования и контроля в таможенных органах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных направлений финансовой политики государства сегодня является рациональное использование бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов. В данном направлении за последние годы в России было реализовано немало мероприятий, которые дали свой положительный эффект. Результатом бюджетных реформ, которые реализуются в нашей стране с момента вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации (2000 год), стало формирование в России современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, неотъемлемыми элементами которой являются финансовое планирование и финансовый контроль.

Тем не менее, в сфере управления общественными финансами до сих пор сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые в первую очередь вызваны низким уровнем организации финансового планирования и контроля.

Решить эти проблемы и устранить недостатки можно только путём системного подхода к организации деятельности самих органов исполнительной власти, которые являются наряду с другими участниками бюджетного процесса, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. От того, насколько эффективно они исполняют принятые бюджетные обязательства за счёт средств соответствующего бюджета, в целом зависит уровень эффективности бюджетных расходов. Более того, можно с большой долей уверенности утверждать, что эффективность бюджетных расходов и эффективность деятельности органов исполнительной власти являются взаимосвязанными понятиями. Таким образом, решение проблем финансового планирования и контроля, способствует повышению уровня эффективности деятельности органов исполнительной власти.

К числу федеральных органов исполнительной власти относится Федеральная таможенная служба. От уровня эффективности деятельности таможенных органов России зависит многое, в том числе экономическая, политическая и санитарная безопасность страны. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Цель проводимого исследования - дать характеристику организации финансового планирования и контроля в таможенных органах России.

Задачи исследования:

¾ определить сущность и содержание финансового планирования и контроля в таможенных органах;

¾ рассмотреть вопросы нормативно-правового обеспечения финансового планирования и контроля в таможенных органах;

¾ дать оценку организации финансового планирования и контроля в таможенных органах России на примере Северо-Кавказского Таможенного Управления.

Структура курсового проекта представлена следующим образом: введение, основная часть (2 главы), заключение, список использованной литературы.


 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Планирование расходов и источников финансовых затрат. Основные Формы финансового планирования

 

На начальном этапе становления таможенных органов РФ основными принципами финансирования стали самоокупаемость и самофинансирование. С целью совершенствования таможенного дела в Российской Федерации, укрепления материально-технической базы, развития социальной сферы и содержания таможенных органов Постановлением Правительства РФ от 28.02.1994 №173 был утвержден Фонд развития таможенной системы РФ (ФРТС).

Внебюджетный фонд развития таможенной системы формировался в основном за счет таможенных сборов за таможенное оформление, хранения товаров и транспортных средств, а также таможенного сопровождения товаров; средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в установленном порядке в федеральную собственность; взысканий, налагаемых таможенными органами Российской Федерации, за нарушение таможенных правил.

Средства Фонда направлялись на обеспечение комплекса возложенных на таможенную службу задач, в том числе на правоохранительную деятельность, защиту экономических интересов России, содействие развитию внешнеэкономической деятельности, укрепление материально-технической базы таможенных органов.

До 1994 г. средства ФРТС в федеральном бюджете не учитывались. Начиная с 1995 г. была предусмотрена консолидация всех внебюджетных фондов. Исходя из этого, доходы, перечисляемые в указанный фонд, были включены в состав федерального бюджета с сохранением их целевой направленности. Одновременно часть этих средств была перераспределена на финансирование других государственных потребностей, в частности на обеспечение финансовой поддержки пограничных войск. Таким образом, за период с 1991 по 1995 гг. во многом благодаря Фонду развития таможенной системы РФ в сложнейших условиях роста инфляции, сокращения производства таможенным органам удалось не просто сохранить достигнутый уровень материального и социально-экономического обеспечения, но и направить значительные финансовые ресурсы на его развитие. В то же время значительное количество и характерные особенности основных источников формирования Фонда вызывали сложности планирования и прогнозирования его ежегодных объемов и, соответственно, собственных доходов таможенных органов.

Начиная с 2000 г. был определен принципиально иной механизм распределения финансовых ресурсов. Все целевые бюджетные экономические фонды, в том числе и ФРТС, были упразднены. Таможенные платежи в полном объеме стали поступать в федеральный бюджет, перестав распределяться между уровнями таможенной системы, как это было в предыдущие годы. Ликвидация ФРТС была вызвана объективными обстоятельствами, связанными с определенными успехами в обустройстве таможенной границы РФ. Благодаря функционированию ФРТС за относительно короткий срок удалось создать эффективно работающую таможенную систему. Однако были и существенные недостатки, заключающиеся в сложности планирования поступлений и управлением средствами Фонда. К 2000 г. потенциал использования данного инструмента финансирования таможенных органов РФ полностью исчерпал себя.

На сегодняшний день финансирование таможенных органов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Федеральная таможенная служба получила статус получателя бюджетных средств со строгой регламентацией прав и обязанностей. Финансирование таможенной службы осуществляется в централизованном порядке, исходя из территориальной и экономической необходимости сохранения и развития таможенных органов, а также экономического эффекта и качества работы таможенных органов.

В то же время централизованное распределение средств не означает, что у финансового блока таможенных органов отсутствует проблема разработки методов и алгоритмов распределения финансовых ресурсов по направлениям и объектам финансирования. Скорее наоборот, в таможенных органах проблема распределения финансовых ресурсов представлена в классической форме - как проблема соизмерения затрат и результатов.

В настоящее время происходит процесс реформирования бюджетного процесса, в т.ч. и в таможенных органах как бюджетополучателях, по следующим направлениям:

) переход от сметного к целевому формированию бюджета - от индексации сложившихся затрат к их определению по схеме «цели - задачи - показатели достижения целей и решения задач - затраты на реализацию программы - расходы по ведомству»;

) внедрение среднесрочного трехлетнего бюджетного планирования.

В рамках концепции «управления результатами» осуществляется смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в условиях четких среднесрочных ориентиров. Другими словами, происходит переориентация деятельности таможенных органов с «освоения» выделенных им ассигнований на достижение конечных, общественно значимых и измеряемых результатов.

Переход от сметного к целевому формированию бюджета заключается в структурировании деятельности таможенных органов по программам, направленным на решение тактических задач. Реализация стратегической цели и тактических задач, стоящих перед таможенными органами, осуществляется в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

Программная деятельность ФТС России предполагает четкое разделение и оптимальное сочетание федеральных целевых программ как инструмента экономической политики государства и ведомственных целевых программ как инструмента бюджетного планирования.

Распределение бюджетных средств производится с помощью группировки статей функциональной классификации расходов и их увязки с достижением указанных программ. За исходное значение при определении объема финансирования, необходимого для реализации каждой программы, принимается текущий уровень финансирования по статьям бюджета, на основе которого формируется бюджет программ. По каждой программе определяется объем текущих и капитальных затрат, связанных с реализацией программы.

Текущий объем рассчитывается, исходя из численности должностных лиц таможенных органов, участвующих в реализации каждой программы, их фонда оплаты труда и необходимых социальных выплат, расходов, связанных с содержанием служебных помещений, оплатой коммунальных услуг, исходя из занимаемых таможенными органами площадей, материально-технического обеспечения и прочих расходов.

Финансирование таможенных органов осуществляется на основании ст. 403 Таможенного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 28-02.1994 г. №173 "Об утверждении Положения о внебюджетном Фонде развития таможенной системы РФ", в котором единственным источником финансирования расходов на развитие и содержание таможенной службы РФ предусмотрен Фонд развития таможенной системы РФ (ФРТС). С 1997 г. ФРТС консолидирован в федеральный бюджет, то есть суммы, поступающие в ФРТС, считаются доходами бюджета. Операции с целевыми фондами проводятся через главное управление Федерального казначейства. Финансирование за счет средств федерального бюджета РФ составляет всего около 0,2% от общего объема финансирования таможенной службы России и включает только расходы на содержание центрального аппарата ГТК России, научно-исследовательские работы и образование.

Несмотря на инфляционный рост цен, падение объемов производства и жесткие условия бюджетного финансирования, ГТК РФ удается не только сохранить достигнутый уровень ресурсного обеспечения таможенной службы, но и направить значительные финансовые средства на ее развитие и материально-техническое обеспечение.

В то же время выделение региональным таможенным управлениям (таможням) денежных средств на содержание зависит от выполнения ими планов по наполнению доходной части федерального бюджета. Расходы на эти цели, как правило, устанавливаются в начале года, но в течение отчетного года могут корректироваться в зависимости от выполнения или невыполнения конкретным таможенным управлением этих планов.

Планы экономического и социального развития таможенной отрасли должны быть сбалансированы по стоимостным, материально-вещественным и трудовым показателям. Это обеспечивается в процессе финансового планирования. Его основными задачами являются:

·   определение общей величины финансовых ресурсов, получаемых таможенной службой в планируемый период;

·   расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения предусмотренных планами мероприятий для решения производственных и социальных задач, а также определение источников этих ресурсов;

·   количественная регламентация взаимоотношений отрасли с финансовой, кредитной и другими системами.

Планы развития таможенного дела могут быть признаны обоснованными только в том случае, если намеченные в них мероприятия полностью обеспечены финансовыми ресурсами. В процессе финансового планирования выявляются резервы снижения издержек производства, что позволяет в максимальной степени использовать все ресурсы производства.

Финансовое планирование осуществляется на всех уровнях управления отраслью, включая ГТК России, региональные таможенные управления, таможни.

Основные формы финансового планирования:

)   годовой финансовый план или контрольное задание по формированию доходной части федерального бюджета Российской Федерации;

)   годовой финансовый план по формированию Фонда развития таможенной системы РФ за счет источников, установленных таможенным законодательством;

)   план по доходам, получаемым таможенными органами от реализации конфискатов.

Планы по формированию доходной части федерального бюджета РФ и Фонда развития таможенной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на конкретный год и носят директивный характер.

Годовой финансовый план по формированию доходной части федерального бюджета РФ в разрезе региональных таможенных управлений и таможен утверждается ФТС РФ с разбивкой по кварталам и видам доходов: таможенные пошлины; акцизы; налог на добавленную стоимость.

План по формированию доходной части федерального бюджета РФ составляется ФТС РФ на основании представляемых региональными таможенными управлениями сводных планов по таможням. При планировании учитываются следующие факторы: ставки пошлин; ставки акцизов; ставки НДС; грузопотоки; пассажиропотоки.

Как правило, для выполнения планового задания необходимо:

¾ сосредоточить усилия таможенных органов на более полном сборе таможенных платежей;

¾ обеспечить внедрение автоматизированного контроля начисления и уплаты таможенных платежей;

¾ обеспечить действенный контроль за принятием и исполнением банковских гарантий, обеспечивающих уплату таможенных платежей, усилить работу с банками, включенными в реестр банковских учреждений, выступающими гарантами по уплате таможенных платежей;

¾ разработать и внедрить типовые схемы производства досмотра. Обеспечить, используя для этого различные формы, 100-процентный досмотр товаров, облагаемых наивысшей ставкой налога;

¾ разработать и внедрить упрощенные схемы таможенного контроля;

¾ продолжить работу по контролю за прохождением таможенных платежей через банковские учреждения.

Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования и контроля в таможенных органах

 

Положением о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации определяется порядок планирования, организация и схема материально-технического обеспечения структурных подразделений центрального аппарата Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, в том числе специализированных РТУ, таможен, таможенных постов со статусом юридического лица.

Материально-техническое обеспечение таможенных органов Российской Федерации осуществляется в централизованном и децентрализованном порядке путем поставки продукции по государственным контрактам, заключаемым по результатам размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение осуществляется на основании планов приобретения продукции, утверждаемых ФТС России (централизованное приобретение) и таможенными органами Российской Федерации (децентрализованное приобретение) за исключением автотранспортных средств, специального автотранспорта и подъемно-транспортного оборудования, планирование приобретения которых осуществляется в составе Плана приобретения продукции для материально-технического оснащения таможенных органов Российской Федерации, утверждаемого ФТС России.

Планы приобретения продукции формируются в соответствии с Единым классификатором продукции, приобретаемой для оснащения таможенных органов Российской Федерации, Сводным табелем положенности материально-технических средств для оснащения таможенных органов Российской Федерации с учетом их фактической обеспеченности, а также создания переходящего запаса и резерва материально-технических средств. Планирование централизованного и децентрализованного приобретения продукции осуществляется исходя из объемов бюджетных ассигнований в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных смет.

Типовое положение о финансово-бухгалтерской службе регионального таможенного управления определяет основные задачи, функции и права финансово-бухгалтерской службы регионального таможенного управления.

Служба является структурным подразделением регионального таможенного управления (РТУ) и осуществляет руководство финансовыми подразделениями РТУ и таможенных органов, находящихся в регионе деятельности РТУ, по вопросам, относящимся к компетенции службы.

В состав Службы входят подразделения:

)   бухгалтерского учета и контроля;

)   финансово-экономическое;

)   пенсионного обеспечения.

Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, Банка России, Росимущества, Росстата, ФТС России и настоящим Типовым положением.

Работа Службы строится на основе текущего и перспективного планирования, сочетания коллегиальности и единоначалия, персональной ответственности каждого должностного лица Службы за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Службы формируется с учетом планов работы ФТС России и РТУ.

Служба решает возложенные на нее задачи как непосредственно, так и через соответствующие подразделения подчиненных таможенных органов, а также во взаимодействии с другими структурными подразделениями РТУ.

Основные задачи службы:

.   Организация финансовой деятельности РТУ, направленная на обеспечение финансовыми ресурсами подчиненных таможенных органов, а также аппарата РТУ.

.   Формирование бюджетных проектировок РТУ и подчиненных таможенных органов на очередной финансовый год и плановый период.

.   Исполнение бюджетной сметы на содержание аппарата РТУ и подчиненных таможенных органов.

.   Организация и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности РТУ и подчиненных таможенных органов, подготовка и разработка предложений по повышению экономических показателей деятельности подчиненных таможенных органов.

.   Контроль за расходованием денежных средств в соответствии с целевым назначением по утвержденной бюджетной смете, за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации.

.   Обеспечение денежным довольствием сотрудников, денежным содержанием федеральных государственных гражданских служащих, заработной платой работников РТУ и выплат указанным категориям лиц компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

.   Ведение бюджетного учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, своевременное составление и представление установленной отчетности в ФТС России, другие федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды.

Отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы является структурным подразделением таможни и осуществляет организацию ее финансово-хозяйственной деятельности. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, Банка России, Росимущества, Росстата, ФТС России и настоящим Типовым положением.

Работа Отдела строится на основе текущего и перспективного планирования, сочетания коллегиальности при обсуждении вопросов служебной деятельности и единоначалия в их решении, персональной ответственности каждого должностного лица Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни и таможенных постов, подчиненных таможне (далее - подчиненные таможенные посты).


 

Основные задачи отдела:

·   осуществление деятельности, направленной на выполнение бюджетных полномочий таможенного органа в соответствии с бюджетным законодательством;

·   организация финансово-хозяйственной деятельности таможни;

·   формирование бюджетных проектировок таможни на очередной финансовый год и на плановый период;

·   исполнение бюджетной сметы таможни;

·   организация и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности таможни, подготовка и разработка предложений по повышению экономических показателей хозяйственной деятельности таможни;

·   осуществление контроля за целевым, эффективным и равномерным использованием выделенных средств по утвержденной бюджетной смете, за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;

·   ведение бюджетного учета в соответствии с инструкцией по бюджетному учету, своевременное составление и представление установленной отчетности в вышестоящий таможенный орган, федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды;

·   внедрение передовых форм и методов ведения бюджетного учета и формирование отчетности с использованием автоматизированных систем управления и сетевых компьютерных программ.


ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...