Проблемы, связанные с получением доходов таможенными органами от реализации конфиската и другими подходами. Основные источники формирования и использования ФРТС РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Начиная с 2003 года, определен дополнительный источник для финансирования инвестиционных расходов производственного назначения таможенных органов - доходы, получаемые таможенными органами Российской Федерации от реализации товаров, транспортных средств, оборудования и иных предметов, обращенных в установленном порядке в федеральную собственность по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, о нарушении таможенных правил. Планы по доходам, получаемым таможенными органами от реализации конфискатов, утверждаются ФТС России в разрезе региональных таможенных управлений и таможен. При составлении плана учитывается опыт работы конкретного таможенного органа по реализации конфискатов, его местоположение, грузопотоки и пассажиропотоки. В целях упорядочения работы с конфискатами в таможенных органах приказом ФТС России от 06.12.93 г. №509 созданы специальные группы по работе с конфискатами. Основные задачи этих групп: · организация бухгалтерского учета конфискатов на забалансовых счетах; · организация хранения и реализации конфискатов; · контроль за поступлением средств от реализации конфискатов. Для ускорения реализации конфискатов необходимо: ¾ качественно оформлять документы о нарушении таможенных правил; ¾ проводить реализацию конфискованных товаров, не пользующихся спросом в данных регионах, в других мест-ностях; ¾ создавать в структуре таможенных органов торговые предприятия по реализации товаров, транспортных средств для сокращения сроков хранения товаров и платежей за их хранение; ¾ правильно оценивать товар при передаче его на реализацию;
¾ проводить сертификацию товаров. Рост поступлений от импортных пошлин, НДС и акцизов будет достигнут не только за счет роста внешнеторгового оборота, в том числе импорта, но и за счет улучшения деятельности таможенной службы по сбору всех этих видов бюджетных поступлений. Можно сказать, что до сих пор собиралось около 60% импортных пошлин от установленного уровня. Их недобор объяснялся существовавшими льготами для отдельных категорий импортеров, а также недостатками в работе таможенных органов, в частности, из-за недоставки товаров, прошедших границу до импортеров, неплатежей, неполного взимания штрафов и т.п. Имеются недостатки и в современной нормативной базе, позволяющей недобросовестным импортерам занижать таможенную стоимость товара, использовать в своих целях неправильное указание страны происхождения товара и т.д. Основным источником формирования Фонда развития таможенной системы РФ (в настоящее время около 40% средств) являются сборы за таможенное оформление (обычно 0,15% к стоимости декларируемых товаров). В соответствии с международной практикой такого рода сборы, применяемые в большинстве стран, используются на развитие таможенной службы. В случае перечисления сумм указанных сборов в федеральный бюджет они фактически превратятся в дополнительный налог на внешнеэкономические операции, что вызовет отрицательную реакцию со стороны ВТО. Другими источниками формирования фонда являются сборы, взимаемые таможенными органами за хранение, таможенное сопровождение, выдачу и возобновление действия лицензий и др., а также средства от реализации конфискатов. Предполагается, что в последующие годы доходы российского Фонда развития таможенной системы будут расти в связи с увеличением объемов внешнеторговых операций, а также из-за соответственного увеличения таможенных сборов, роста штрафов, конфискатов и т.д. В то же время несколько увеличатся, в том числе и в связи с осуществлением Программы, средства из Фонда, выделяемые на текущие расходы по содержанию таможенных органов, а остальные средства будут направляться на финансирование мероприятий, предусмотренных настоящей Программой:
Расходы на финансирование мероприятий Программы по линии ФТС России будут полностью покрыты за счет средств Фонда. Мероприятия Программы по линии МПС будут финансироваться в основном за счет средств МПС, а также незначительного финансирования из средств федерального бюджета. Мероприятия по развитию таможенной службы на других видах транспорта будут финансироваться заинтересованными субъектами Российской Федерации и транспортными предприятиями. Структура предполагаемых доходов Фонда развития таможенной системы в предстоящие годы дает представление о разнонаправленном изменении долей различных статей доходов: Оборотные средства - это денежные средства таможенных органов, авансируемые для формирования оборотных производственных фондов и фондов обращения в размерах, обеспечивающих работу таможенных органов. Оборотные производственные фонды: ) материальные ценности: · хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности; · топливо, горюче-смазочные материалы; · корма, фураж; · тара; · обмундирование; · запчасти к машинам и оборудованию. ) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП). Материальные ценности отражаются в учете и отчетности по их фактической стоимости, которая включает затраты на их приобретение и доставку. Списание материальных ценностей на затраты по смете осуществляется по мере их использования. К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся предметы, служащие менее года, независимо от их стоимости. Обмундирование и МБП учитываются по фактической стоимости и списываются на расходы в момент их приобретения и постановки на учет. Основными задачами планирования оборотных средств являются: ) обеспечение деятельности таможенных органов; ) соблюдение норм запасов и расходов; ) своевременное выявление неиспользуемых материальных ценностей; ) обеспечение контроля за движением и правильным расходованием всех материальных ценностей.
Средства Фонда развития таможенной системы направляются на: ¾ разработку и реализацию таможенной политики Российской Федерации, обеспечение экономической безопасности России, ее экономических интересов, соблюдение действующего законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; ¾ содействие развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и отдельных ее регионов, участию Российской Федерации в международной производственной кооперации; ¾ ведение борьбы с преступлениями и другими правонарушениями в сфере таможенного дела; ¾ осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, валютного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации товаров; ¾ ведение таможенной статистики Российской Федерации, обеспечение государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам обеспечение международного сотрудничества Российской Федерации по таможенным вопросам; ¾ обеспечение функционирования и развития таможенных учреждений; ¾ укрепление материально-технической базы и развитие социальной сферы таможенной системы; ¾ создание и развитие таможенной инфраструктуры, включая строительство и обустройство автомобильных пунктов пропуска через границы Российской Федерации, строительство таможенных складов, складов временного хранения, других объектов, а также жилья, частичное финансирование индивидуального и кооперативного жилищного строительства путем выдачи и погашения беспроцентных ссуд; ¾ улучшение медицинского обслуживания работников и пенсионеров, ранее работавших в таможенных учреждениях; ¾ финансирование мероприятий, связанных с материально - бытовым обеспечением и социальной защитой работников таможенной системы Российской Федерации в части, не покрываемой бюджетным финансированием;
¾ дополнительное финансирование затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, на подготовку специалистов для таможенных учреждений, а также содержание и развитие образовательных учреждений Государственного таможенного комитета Российской Федерации, среднего и высшего профессионального, дополнительного профессионального образования; ¾ проведение научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ, а также на дополнительное финансирование затрат на содержание научно-исследовательских учреждений Государственного таможенного комитета Российской Федерации; ¾ финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью предприятий и организаций системы Государственного таможенного комитета Российской Федерации, направленной на пополнение средств Фонда развития таможенной системы; ¾ погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов банка; ¾ финансирование иных расходов таможенных органов и подведомственных Государственному таможенному комитету Российской Федерации предприятий и учреждений, если эти расходы связаны с обеспечением решения возложенных на таможенные органы Российской Федерации задач и не покрываются полностью или частично бюджетным финансированием; ¾ выполнение таможенными органами Российской Федерации других задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации. Средства Фонда развития таможенной системы в размере не более 75 процентов утвержденного фонда оплаты труда расходуются на пополнение фондов материального поощрения и социально - культурных мероприятий таможенных органов, учреждений и организаций, подведомственных Государственному таможенному комитету Российской Федерации. Порядок расходования средств указанных фондов утверждается Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Пять процентов средств Фонда развития таможенной системы направляются на образование резерва денежных средств Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации, расходуемого в порядке, согласованном с Министерством финансов Российской Федерации. Современные направления финансового планирования и контроля в таможенных органах
На примере Северо-Кавказского Таможенного Управления можно проследить реализацию механизма подачи бюджетной заявки на очередной год и трехлетнюю перспективу. Первым этапом становится предоставление в СКТУ начальниками таможен следующей информации:
· об объеме ассигнований, необходимых на содержание таможен, с расчетами и обоснованиями потребности, необходимых для исполнения действующих обязательств, подлежащих исполнению в плановом периоде за счет федерального бюджета; · о дополнительном объеме ассигнований, необходимых на содержание таможни, для выполнения принимаемых обязательств, обусловленных вступающими в силу нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, вводимыми в плановом периоде. · пояснительную записку к бюджетной заявке с обязательным включением в нее оценки результативности планируемых бюджетных расходов таможни, исходя из принципа их приоритетного направления на достижение установленных показателей деятельности. Финансово-бухгалтерская служба управления формирует Сводную бюджетную заявку СКТУ и направляет ее в Главное финансово-экономическое управление ФТС России. Перечисление денежных средств СКТУ осуществляется Федеральной таможенной службой РФ через Федеральное казначейство на лицевой счет распорядителя бюджетных средств. Финансирование подведомственных СКТУ таможенных органов осуществляется на основании расходных расписаний, которые представляются СКТУ в Управление федерального казначейства по Ростовской области. Наиболее значительными в структуре расходов СКТУ являются расходы на оплату труда, компенсации и иные денежные начисления сотрудникам таможенных органов. Доля расходов на оплату труда остается стабильной на протяжении последних 8 лет и превышает 50 %. В 2010 г. значение данного показателя составило 58,5%. В абсолютном выражении на оплату труда израсходовано 1 885,51 млн. руб. (рост почти на 40% по сравнению с 2009 г.), из них 595 млн. руб. -- на категорию сотрудников таможенных органов, 1 027,97 млн. руб. -- на гражданский персонал. По статье «Обеспечение функционирования таможенных органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности» на оплату труда и социальное обеспечение, расходы в 2010 г. составили 34,04 млн. руб. Финансирование затрат СКТУ по капитальным вложениям осуществляется в соответствии со Сводным планом капитальных вложений ФТС России. За последние 3 года на капитальное строительство в СКТУ направлено свыше 850 млн. руб. При этом доля капитальных расходов в общей структуре расходов постоянно повышается. В 2010 г. она составила 13,6%, тогда как в 2008 г. не превышала 6%. Расходы на капитальное строительство значительно возросли по сравнению с предыдущими периодами. В 2010 г. расходы по данному направлению составили 439,29 млн. руб. (12,6% от общей структуры расходов). В 2008 г. на капитальное строительство было выделено 8 млн. руб., в 2009 г. - уже 205,98 млн. руб. Таким образом, в 2010 г. произошло двукратное увеличение объемов расходов на капитальное строительство. В то же время за последние годы объемы финансирования капитального строительства колебались от 3 % (в 2008 г.) до 33% (в 2010 г.), что говорило об отсутствии четкой долгосрочной политики по финансированию и строительству объектов таможенной инфраструктуры. В 2011 г. планируется значительное увеличение доли расходов на капитальное строительство. Так, проект плана капитального строительства ЮТУ на 2011 г. предусматривает увеличение расходов до 1 120,8 млн. руб., что более чем в 2,5 раза больше, чем в 2010 г. Значительную долю в структуре расходов Северо-Кавказского таможенного управления - 22% - составляют текущие расходы на содержание таможенных органов. В настоящее время таможенными органами СКТУ ведется эксплуатация более 500 зданий и сооружений общей площадью 170 тыс.кв.м. Расходы на услуги связи, транспортные, коммунальные услуги в 2010 г. составили 425 млн. руб. На цели проведения работ по текущему ремонту в 2010 г. Северо-кавказскому таможенному управлению на капитальный ремонт предусмотрено выделение 47,6 млн. руб., на текущий ремонт - 22,3 млн. руб. Значительные средства Северо-Кавказским таможенным управлением направляются на формирование служебного жилого фонда, а также обеспечение жильем должностных лиц таможен СКТУ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. За период 2008-2010 гг. финансирование долевого участия в приобретении (строительстве) жилья осталось практически на прежнем уровне, что в среднем составило 7,3 млн. руб. в год, в то же время выделение денежных средств на приобретение служебного жилья для должностных лиц таможенных органов увеличилось примерно в 10 раз. В настоящее время в условиях интенсификации деятельности таможенных органов повышается значение создания материально-технической базы, отвечающей требованиям современных технологий таможенного контроля, а также обеспечения необходимых социальных условий для выполнения должностными лицами возложенных на них функций. Поэтому к процессам финансирования материально-технического обеспечения предъявляются новые требования. Вместо бессистемного количественного насыщения таможенных органов различными видами ресурсов на первый план выдвигаются задачи качественного развития материально-технической базы, расширения возможностей на местах по закупке продукции на конкурсной основе, достижения максимального соответствия между состоянием оснащенности и содержанием выполняемых функций контроля, прогнозирования возможных вариантов развития потребностей таможенных органов в связи с изменением технологии таможенного контроля. Финансирование расходов на материально-техническое обеспечение таможенных органов СКТУ выросло более чем в 1,5 раза по сравнению с 2009 г. и составило 716 млн. руб. в 2010 г. (более чем в 1,5 раза больше, чем в 2009 г. - 445,1 млн. руб.). Таким образом, можно отметить, что все вышеперечисленные особенности реформирования бюджетного процесса в таможенных органах направлены на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления бюджетными средствами в соответствии с приоритетами государственной политики. Новые подходы к организации бюджетного процесса, реализация методов бюджетного планирования, ориентированных на конечные, общественно значимые и измеримые результаты, переход на среднесрочное бюджетное планирование способствуют значительному повышению эффективности деятельности таможенных органов. Концепцией ФТС России по переносу таможенного оформления в приграничные районы предусмотрена необходимость реализации комплекса мероприятий по ускорению таможенных процедур, исключению простоя транспортных средств и издержек за хранение товаров, совершенствованию правоохранительной деятельности таможенных органов. Одним из механизмов решения поставленных задач является перенос основного акцента таможенного контроля на контроль после выпуска товаров. Согласно нормам Таможенного кодекса Таможенного союза, а также вступившим в силу положениям Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенная проверка является основной формой таможенного контроля после выпуска товаров, существенно повышая эффективность таможенного администрирования и снижая издержки участников ВЭД. Таможенные проверки в основном проводятся в отношении участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономические операции с максимальным риском нарушения таможенного законодательства РФ. При этом основным принципом выбора объекта проверки является выборочный таможенный контроль. В 2010 году подразделениями таможенной инспекции проведено 1264 проверочных мероприятия, при плановом задании 1247 проверок. Результативными являются 797 проверок или 63% от общего количества проведенных проверок при плановом показателе 41%. Доля результативных таможенных ревизий (выездных таможенных проверок), проверок документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (камеральных таможенных проверок) в общем количестве завершенных проверочных мероприятий в данных формах таможенного контроля фактически составила 66,9% при плановом показателе 52%. По результатам таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств доначислено таможенных платежей, наложено штрафов в сумме 301,58 млн. рублей. Сумма взысканных платежей и штрафов составила 124,56 млн. рублей, или 41,3% от общей суммы доначислений. Возбуждено 1237 дел об административных правонарушениях, что на 6% больше чем за аналогичный период 2009 года (1166 дел). Иными правоохранительными и контролирующими органами по материалам проверок, проведенных отделами таможенной инспекции (ОТИ) таможен региона, возбуждено 133 дела об АП и 15 уголовных дел. Бюджетная эффективность одной проверки составила 238,59 тыс. рублей. Показатель эффективности деятельности одного должностного лица подразделения таможенной инспекции по доначисленным суммам денежных средств и выявленным нарушениям законодательства РФ при плановом значении в 80 баллов фактически составил 110,7 баллов. Фактически на одно должностное лицо подразделения таможенной инспекции региона в 2010 году приходится 2,07 млн. рублей доначисленных таможенных платежей (без учета материалов направленных в иные органы). Итоговый показатель эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции региона фактически составил 135,5% при плановом значении 100%. Основными задачами на 2011 год, стоящими перед подразделениями таможенной инспекции, являются: · неукоснительное выполнение контрольных показателей эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции, установленных ФТС России; · повышение эффективности проводимых проверочных мероприятий; · активизация работы по взысканию доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Финансовое планирование и контроль в таможенных органах являются основными инструментами управления государственными финансами, цель которых состоит в повышении уровня эффективности бюджетных расходов, направленных на исполнение бюджетных обязательств, возложенных на Федеральную таможенную службу России, на представительства и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России. В этом заключается социально-экономическая сущность финансового планирования и контроля в таможенных органах. По своему содержанию, финансовое планирование и контроль в таможенных органах являются частью бюджетного процесса. Финансовое планирование в таможенных органах охватывает процесс формирования бюджетной росписи с учётом расходных обязательств ФТС России; определение объёма бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходных обязательств. Финансовый контроль в таможенных органах может быть внутренним (ведомственным) и внешним. Внутренний финансовый контроль организуется и проводится контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов Российской Федерации, которыми являются Контрольно-ревизионное управление ФТС России (КРУ), контрольно-ревизионные отделы (отделения) региональных и специализированных таможенных управлений и учреждений, находящихся в ведении ФТС России. Организация финансового планирования и контроля была рассмотрена на примере Биробиджанской таможни, которая входит в состав Дальневосточного таможенного управления. Установлено, что непосредственное участие в финансовом планировании принимают сотрудники бухгалтерии Биробиджанской таможни, до которых доводятся предварительно Методические указания по составлению предварительных реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, Методические рекомендации по учету отраслевых (ведомственных) особенностей планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета, предварительный перечень бюджетных ассигнований и другая необходимая информация. После чего работники бухгалтерии делают уточнения и направляют их в вышестоящий таможенный орган, который доводит плановые показатели по инстанции до Министерства финансов РФ. Финансовый контроль в таможенных органах организуется в соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 9 августа 2011 г. № 1616. Цель финансового контроля, как и финансового планирования - обеспечение рационального использования бюджетных средств в процессе реализации возложенных на таможенные органы России функции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные акты: 1. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон 2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). 3. Федеральный закон Российской Федерации от 08. 12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». 4. Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». 5. Письмо ФТС России от 27.12.2000 № 01-06/38024 «О направлении Методических указаний». Специальная литература: 1. Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1997. 2. Буглай В.В., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. . Дюмулен И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное . Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. Учебное пособие для вузов. - М.: Междунар. отношения, 1999. . Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика / Пер. с англ, под ред. В. П. Колесова, М.В. Кулакова. - М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997. . Новиков B.Е., Голяшева Т.П. Методологические основы определения таможенных пошлин на производственно-техническую продукцию // журнал «Экономист», 2002.- № 9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|