Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Гарантии права работающих на охрану труда Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Гарантии права работников на охрану труда определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами. Гарантии права работающих по гражданско-правовым договорам на охрану труда в соответствии с законодательством определяются в этих договорах. Гарантии права на охрану труда иных категорий работающих предоставляются в соответствии с законодательством.(ст.12). Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда Работодатель обязан: обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты. Если территория, производственное здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда выполняются ими совместно на основании письменного соглашения; предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда; принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;
осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом; информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда; обеспечивать в установленном законодательством порядке расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике; осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством; беспрепятственно допускать к проведению проверок в установленном законодательством порядке представителей соответствующих органов, предоставлять сведения по охране труда по вопросам, входящим в их компетенцию; не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг); возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работающих, в порядке, установленном законодательством; исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
10. Обязанности работающего в области охраны труда Работающий обязан: - соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях; - использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; - проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда; - немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения; - исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
Работник также обязан: - выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями; - в случае отсутствия средств индивидуальной защиты немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя; - оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
11. Гарантии и льготы работающим женщинам ТК РБ установлен ряд гарантий и льгот работающим женщинам. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине в соответствии с медицинским заключением другой, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных факторов, работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет нанимателя.
Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет. Женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей — 70) календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Женщинам, работающим на территории радиоактивного загрязнения, предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 56 (в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей — 70) календарных дней после родов. При этом общая продолжительность отпуска не может быть менее 146 (160) календарных дней. Перед отпуском по беременности и родам (исчисляется с момента установления беременности) или после него (с момента окончания послеродового отпуска или в период до достижения ребенком возраста трех лет, либо после окончания отпуска по уходу за ребенком) женщине, по ее заявлению, предоставляется ежегодный отпуск в полном размере (а не пропорционально отработанному времени) независимо от стажа работы у данного нанимателя. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.1997 № 593 "Об утверждении Положения о порядке предоставления и оплаты свободного от работы дня в неделю матерям, воспитывающим троих и более детей или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста" (в редакции постановления СМ РБ № 315 от 02.03.1998) свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере среднего дневного заработка предоставляется матерям, воспитывающим троих и более детей или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, разведенным женщинам и вдовам, не состоящим в браке и воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 16 лет. Такой же отпуск предоставляется женщинам, под опекой или попечительством которых находятся двое или более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 16 лет. Этот отпуск предоставляется указанным лицам в любой по их выбору день недели при условии, что они заняты на работе каждый день в течение полной рабочей недели и дети воспитываются и проживают в семье. Не допускается перенос и суммирование этих дней для дальнейшего предоставления их в совокупности.
Согласно статье 268 ТК РБ запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям — с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет). Наниматель может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь. 12. Труд молодежи. Права и гарантии несовершеннолетних в трудовых правоотношениях Труд несовершеннолетних находится под охраной государства, а это значит, что использование такого труда строго ограничено. Так, статья 272 ТК РБ определяет возраст, с которого допускается заключение трудового договора. В частности, не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет. Часть вторая этой статьи предоставляет возможность заключить трудовой договор с лицами, достигшими 14 лет, но только с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей). При этом труд учащегося отличается от обычного тем, что он является не основным занятием подростка. Они принимаются на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, не препятствующего нормальному развитию и не наносящего ущерба посещаемости занятий. Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами. Им не устанавливается испытание при приеме на работу, с ними не заключаются договоры о полной материальной ответственности, ежегодный отпуск предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года продолжительностью не менее одного календарного месяца.
Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка. Организациям местными исполнительными и распорядительными органами может устанавливаться броня приема на работу и профессиональное обучение на производстве для лиц моложе восемнадцати лет, включая окончивших общеобразовательные школы, а также броня для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством. Отказ в приеме на работу и профессиональном обучении указанным лицам, направленным в счет брони, запрещается. Такой отказ может быть обжалован ими в суд. Выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь, гарантируется предоставление первого рабочего места. Первым рабочим местом также считается место работы, предоставляемое выпускнику государственного высшего, среднего специального и профессионально-технического учебного заведения в соответствии с полученной специальностью, профессией и квалификацией, если до поступления в учебное заведение он не состоял в трудовых отношениях. Первым рабочим местом считается место работы, предоставляемое военнослужащему срочной службы, уволенному из Вооруженных Сил Республики Беларусь, если на момент призыва на срочную службу он не состоял в трудовых отношениях. Порядок и условия предоставления первого рабочего места указанным лицам определен положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.1998 № 487 с последующими изменениями и дополнениями. В интересах охраны здоровья и жизни несовершеннолетних запрещается в соответствии со статьей 274 ТК РБ применение их труда на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах. Список таких работ утверждается Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, к работам в государственные праздники и выходные и праздничные дни. Это сделано с целью обеспечения полного использования несовершеннолетними возможностей для отдыха, физического и культурного развития. Нормы выработки для работников моложе восемнадцати лет устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной законодательством для данной категории работников. Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры понижения норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре. Заработная плата несовершеннолетним, несмотря на сокращенную продолжительность рабочего времени, выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников. Оплата труда учащихся общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Наниматель вправе устанавливать доплаты к заработной плате, предусмотренные для несовершеннолетних работников. Дополнительные гарантии предусмотрены для работников моложе восемнадцати лет при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя 13. Компенсации работникам по условиям труда. Порядок их предоставления В соответствии со статьей 225 ТК РБ работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, оплату труда в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы по условиям труда, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, другие компенсации. Перечни профессий и категорий работников, имеющих право на компенсации по условиям труда, их виды и объемы устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Наниматель за счет собственных средств может дополнительно установить работнику по коллективному договору, соглашению или трудовому договору иные меры, компенсирующие вредное влияние на работающих производственных факторов, возмещение вреда, не предусмотренные законодательством. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 года № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» определен порядок предоставления названных отпусков. Установлено, что дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется работникам на основании аттестации рабочих мест по условиям труда в зависимости от класса (степени) вредности или опасности условий. Согласно постановлению сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается работникам, занятым полный рабочий день в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных Списком, условия которых отнесены к вредным и (или) опасным в установленном законодательством порядке. В соответствии с Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 работникам, занятым с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам аттестации предоставляются соответствующие доплаты. Дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также пенсии за работу с особыми условиями труда предоставляются работникам по результатам аттестации в зависимости от класса и степени опасности условий труда. При этом работники должны быть заняты в этих условиях полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени). Постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19 марта 2002 № 34/12 утвержден перечень вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов. Молоко выдается работникам при работе с вредными веществами, предусмотренными в Перечне вредных веществ, при работе с которыми в профилактических целях показано употребление молока или равноценных пищевых продуктов, утвержденном Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения Республики Беларусь. При решении вопросов бесплатного обеспечения работников молоком к работе с вредными веществами относится любая профессиональная деятельность, обусловливающая контакт работника с данными веществами, в том числе при их производстве, применении, хранении, транспортировке, эксплуатации, ремонте и очистке технологического оборудования, тары, инвентаря, средств защиты и других производственных процессах, а также работа с открытыми радионуклидными источниками с активностью на рабочем месте, соответствующей работам I и II класса. Молоко выдается работнику по 0,5 литра за рабочий день (смену) независимо от его продолжительности при фактической занятости в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах согласно перечню организации не менее половины продолжительности рабочего дня (смены), установленной законодательством. Выдача и употребление молока должны осуществляться в буфетах, столовых или в специально оборудованных в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями помещениях. При невозможности приобретения молока в расфасованном виде оно должно предварительно подвергаться пастеризации или кипячению. Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, рекомендуется вместо молока выдавать в таком же количестве один из видов кисломолочных продуктов, получаемых сквашиванием молока заквасками (кефир, ацидофилин, простокваша и другие). Указанным работникам дополнительно к молоку или кисломолочным продуктам выдается 2 грамма пектина в виде обогащенных им концентрированных растительных пищевых продуктов, фруктовых соков и напитков (содержание в них пектина указывается изготовителем). Допускается замена выдаваемых дополнительно к молоку обогащенных пектином продуктов натуральными фруктовыми соками с мякотью в количестве 250 — 300 граммов. Обогащенные пектином пищевые продукты, фруктовые соки и напитки, а также натуральные фруктовые соки с мякотью выдаются перед началом работы. При производстве и переработке антибиотиков вместо молока работникам выдаются кисломолочные продукты или приготовленный на основе молока колибактерин. Не допускаются: замена молока товарами и продуктами (кроме равноценных молоку пищевых продуктов); выдача молока за одну или несколько смен вперед, а также за прошедшие смены, и отпуск на дом. Работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда, молоко не выдается. Затраты на обеспечение работников молоком по установленным настоящими Правилами нормам включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а в бюджетных организациях данные затраты осуществляются за счет средств бюджета. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Данный вопрос регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2007 года № 1386 «О бесплатном обеспечении лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Постановлением установлено, что: лечебно-профилактическим питанием обеспечиваются работники: в дни фактической занятости не менее половины рабочего дня (смены) на производствах, профессиях, должностях, работах, предусмотренных перечнем производств, профессий, должностей и работ, занятость на которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, названным в пункте 1 указанного постановления; занятые чисткой и подготовкой оборудования к ремонту, демонтажу или консервации на производствах, работники которых получают лечебно-профилактическое питание, а также работники других производств организации, на которых лечебно-профилактическое питание не выдается, и работники иных организаций, выполняющие строительные, строительно-монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы на производствах, работники которых, включая ремонтный персонал, получают лечебно-профилактическое питание; выдача лечебно-профилактического питания за прошлое время и денежная компенсация за своевременно неполученное лечебно-профилактическое питание не производятся; при разъездном характере работы или в служебных командировках при выполнении работ, дающих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания, работникам на его приобретение выплачивается денежная компенсация на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором; дополнительная бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, а также пектинов работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание, не производится. 14. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда Согласно статье 34 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности. Государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда также осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством. Государственные органы надзора и контроля осуществляют: надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (Департамент государственной инспекции труда); надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор); надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор); надзор за безопасной эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок (Госэнергонадзор); надзор за соблюдением санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (Госсаннадзор); контроль за проведением аттестации рабочих мест и установлением доплат по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (Государственная экспертиза по условиям труда); контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (ГАИ); надзор за обеспечением пожарной безопасности (Госпожнадзор); надзор за техническим состоянием тракторов, мелиоративных, дорожностроительных и сельскохозяйственных машин и оборудования (Гостехнадзор). Должностные лица органов государственного надзора и контроля имеют право: беспрепятственно осуществлять проверки соблюдения законодательства об охране труда, получать от нанимателей и должностных лиц, в том числе в письменном виде, необходимые документы, разъяснения, информацию по этим вопросам; выдавать должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране труда; приостанавливать работу предприятий, цехов, производственных участков, других структурных подразделений предприятия, эксплуатацию станков, машин, иного оборудования, транспортных средств, запрещать проведение работ, применение материалов и химических веществ, если такая производственная деятельность осуществляется с нарушением требований по охране труда, создающим угрозу жизни и здоровью работающих; налагать на должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, и на нанимателей штрафы за нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда; в необходимых случаях направлять в установленном порядке представления о несоответствии должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения лиц, нарушающих законодательство об охране труда, к уголовной ответственности. Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения. Обжалование указанных решений осуществляется в соответствии с законодательством. 15. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда В соответствии со статьей 463 ТК РБ и статьей 38 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов. Порядком общественный контроль за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда. Правовые и технические инспекции труда, руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов • Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур вправе также осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей независимо от членства их работников в профессиональных союзах. Общественные инспекторы по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в организациях, в которых они работают. Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном порядке. Профсоюзы (их объединения) информируют орган, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, о лицах, которые являются правовыми и техническими инспекторами труда. Информация об общественных инспекторах по охране труда направляется соответствующему нанимателю, собственнику или уполномоченному им органу управления. Правовые и технические инспекторы труда профсоюза имеют право: осуществлять в установленном законодательством порядке проверки соблюдения законодательства об охране труда работодателями, а также выполнения нанимателями, их уполномоченными должностными лицами условий коллективного договора, соглашения; запрашивать и получать от работодателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях и иную информацию по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда; в установленном законодательством порядке по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно проходить на территорию, объекты и в помещения работодателя для проверки соблюдения законодательства об охране труда; осматривать рабочие места, требовать от работодателя путем выдачи представления проведения экспертизы условий труда, производственных зданий (помещений), технологических процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредственную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих; принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, законченных строительством и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых оборудования и инструментов в целях определения соответствия их требованиям по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда; требовать от работодателя путем выдачи представления устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья - приостановления работ до устранения нарушений; выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда; требовать от работодателя путем выдачи представления отстранения от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр; устанавливать факты нарушения нанимателем законодательства об охране труда, коллективного или трудового договора, дающие право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора; обращаться в установленном законодательством порядке в государственные органы, органы прокуратуры для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям, в том числе для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также в случае невыполнения ими представлений технических инспекторов труда профсоюзов; осуществлять другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями. Общественным инспекторам по охране труда также предоставлено право осуществлять проверки, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и т.д. Представления технических инспекторов труда профсоюзов являются обязательными для исполнения работодателями, а выданные руководителями уполномоченными в установленном порядке представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур, а также общественных инспекторов по охране труда — для рассмотрения. Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления вправе обратиться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде с просьбой о проверке обоснованности требований, указанных в обязательном для исполнения представлении. Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление представителя профсоюза об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о труде и в месячный срок со дня его получения письменно уведомить профсоюз о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях законодательства Республики Беларусь о труде при прекращении трудового договора с работником — членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в 5-дневный срок со дня его получения. При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде. В случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору, соглашениям представители профсоюзов вправе требовать от нанимателя в интересах работника изменений условий трудового договора (контракта). Профсоюзы вправе обращаться с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Беларусь о труде. В организации при отсутствии профессиональных союзов общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации (далее — уполномоченные лица). Порядок осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами установлен Инструкцией о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179. Выборы уполномоченных лиц проводятся на общем собрании (конференции) работников организации на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. По результатам общего собрания (конференции) работников организации составляется протокол. Уполномоченным лицам выдается выписка из протокола общего собрания (конференции). Уполномоченные лица могут быть досрочно отозваны по решению избравшего их собрания (конференции), если они не выполняют возложенных на них функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда. Уполномоченные лица организуют свою работу во взаимодействии с руководителями структурных подразделений организации, профсоюзами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|