Организация контроля за выполнением работниками своих обязанностей,правил и норм по охране труда.
Согласно п. 6 статьи 226 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан обеспечивать постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда. В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматели для организации работы и осуществления контроля по охране труда вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку. Служба охраны труда предприятия осуществляет контроль за: - соблюдением на предприятии законодательства об охране труда, других нормативных правовых актов, а также приказов и распоряжений руководства предприятия по вопросам охраны труда, - выполнением мероприятий и обязательств по охране труда коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (контрактов), а также мер по устранению аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - расходованием средств на охрану труда, - соответствием требованиям охраны труда станков, машин, механизмов, другого оборудования, инструмента, технологических процессов, индивидуальных и коллективных средств защиты работников, наличием соответствующей эксплуатационной документации на рабочих местах, - своевременным проведением инструктажей, обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда, - соблюдением работниками инструкций по охране труда, правил и норм выполнения работ повышенной опасности, обеспеченности по установленным нормам и правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты, обеспечением в установленном порядке и в соответствии с нормами санитарно-бытовыми помещениями и компенсациями по условиям труда, - прохождением работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров,
- режимом труда и отдыха работников предприятия, - исполнением предписаний органов государственного надзора и контроля, инспекции профсоюзов и их уполномоченных, распоряжений вышестоящих организаций, а также местных органов исполнительной власти. Во многих организациях успешно применяется талонная система контроля за соблюдением требований безопасности труда на производстве. Данная система определена в Методических рекомендациях по внедрению талонной системы контроля за соблюдением требований безопасности труда, утвержденных постановлением Президиума Белсовпрофа, Госкомтруда БССР и Госгортехнадзора БССР от 29 051986 г № 59/24/8 (далее - Рекомендации). Работникам предприятия, за исключением директора и его заместителей, выдается единое удостоверение по технике безопасности с шестью отрывными талонами. Должностное лицо, обнаружившее нарушение требований правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности, указывает на него работнику, разъясняет характер нарушения и принимает меры по его устранению. При этом из удостоверения изымается один талон, заполняются его лицевая и оборотная стороны и корешок. Об этом сообщается руководителю структурного подразделения, в котором допущено нарушение. В целях обеспечения контроля за принятием необходимых мер, а также учета и анализа нарушений изъятый талон в срок не позже 3 дней передается в службу охраны труда предприятия. Принимаемые меры воздействия за нарушение требований охраны труда и техники безопасности: - при изъятии одного талона работнику объявляется замечание или выговор и он лишается премий в размере от 10 до 25%, - при изъятии двух талонов в течение года - объявляется выговор с лишением премий от 25 до50%,
- при изъятии трех талонов в течение года – объявляется выговор или производится перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев с лишением премий от 50 до 100%, - за грубые нарушения правил и инструкций по охране труда к работнику независимо от количества изъятых талонов могут быть применены и более строгие меры дисциплинарного воздействия, - лица, у которых в течение года были изъяты три талона обязательно проходят внеочередную проверку знаний по безопасным методам труда в квалификационной комиссии. Руководитель соответствующего структурного подразделения получив сообщение о нарушении работником требований охраны труда и техники безопасности обязан в течение пяти дней издать приказ о наказании нарушителя с учетом мер воздействия, предусмотренных п 2 3 настоящих Рекомендаций, и копию приказа передать в службу охраны труда предприятия. Во многих организациях успешно применяется рекомендованный еще ВЦСПС трехступенчатый (административно-общественный) контроль за соблюдением требований охраны труда. Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью и др.) - и в течение рабочего дня (смены). Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер отдела охраны труда предприятия, медработники, закрепленные за цехом. Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал (как правило, один раз в месяц). В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда председатель комиссии по охране труда профкома, руководители технических служб предприятия, в т. ч. пожарной охраны, газоспасательной и медицинской служб.
19. Планирование работы и мероприятий по охране труда
Планирование мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению травматизма и заболеваемости на производстве является одной из функций управления охраной труда в организации и осуществляется в соответствии с Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136. Положением предусмотрены содержание и этапы этой работы, а также порядок оформления и утверждения соответствующих документов. Для планирования мероприятий по охране труда необходимо располагать объективной информацией о состоянии охраны труда в организации. Источниками такой информации являются: данные об аттестации рабочих мест по условиям труда; данные паспортизации санитарно-технического состояния производств, цехов и участков; анализ несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; предписания органов Госнадзора; представления технических и правовых инспекторов труда профсоюзов; решение органов управления по охране труда; предположения рабочих и специалистов по охране труда; другие сведения. Планы мероприятий по охране труда могут быть: перспективные, текущие и оперативные. Основным документом, посредством которого реализуются меры по вопросам охраны труда, является, согласно названному Положению, План мероприятий по охране труда, который является составной частью коллективного договора либо самостоятельным документом. Планирование и разработка мероприятий, включаемых в План, осуществляются на основе нормативных правовых актов и исходных данных и с учетом Основных направлений планирования и разработки мероприятий по охране труда. Мероприятия по охране труда направлены на осуществление главной цели — сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и предусматривают решение следующих задач: устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охраны и (или) условий труда;
сокращение численности работников, занятых с вредными и (или) опасными условиями труда, тяжелым физическим трудом; доведение обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм, оснащение их необходимыми устройствами и средствами; обеспечение обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда; внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда. В данном Плане должны быть предусмотрены следующие графы: наименование мероприятия; источники финансирования; сроки исполнения; ответственные лица за исполнение мероприятий; социальный эффект. Запланированные мероприятия обязательны для исполнения. Лица, которые не обеспечивают их выполнение, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством. 20. Источники финансирования мероприятий по охране труда на отраслевом уровне, региональном, в организации Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 марта 2000 г. № 309 "О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь" установлено, что министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств инновационных фондов. Постановлением рекомендовано местным исполнительным и распорядительным органам предусматривать финансирование на эти цели за счет средств местных бюджетов. Согласно постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136 "Об утверждении Положения о планировании и разработке мероприятий по охране труда" финансирование мероприятий осуществляется организациями за счет: средств, затраты по которым относят на себестоимость продукции (работ, услуг), если мероприятия носят некапитальный характер и непосредственно связаны с участием работников в производственном процессе; сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета, если мероприятия носят некапитальный характер; средств амортизационного фонда, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств; банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства; инвестиций в основной капитал, включая фонд накопления, если мероприятия являются капитальными. Наниматель в рамках действующего законодательства в установленном порядке принимает соответствующие решения о финансировании мероприятий и за счет других средств (источников).
21. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Классификационные группировки системы Система стандартов безопасности труда (ССБТ) утверждена и введена в действие 01.07.1974 г. постановлением Госстандарта СССР от 05.02.1974 г. № 351. Она являлась составной частью государственной системы стандартов. Разработка ССБТ была вызвана необходимостью координации и планирования подготовки и издания документов, регламентирующих требования охраны труда. В ССБТ входят стандарты классификационных группировок (подсистем) от 0 до 9. 0 — организационно-методические стандарты основ построения системы. В данную группировку (подсистему) входит структура ССБТ, терминология в области безопасности, классификация опасных и вредных производственных факторов, введение требований безопасности в конструкторскую и технологическую документацию, порядок внедрения и контроля за соблюдением стандартов ССБТ. К ним относятся: ГОСТ 12.0.001 "ССБТ. Основные положения"; ГОСТ 12.0.002 "ССБТ. Основные понятия. Термины и определения"; ГОСТ 12.0.003 "ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация"; ГОСТ 12.0.004 "ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения" и др. 1 — Государственные стандарты требований и норм контроля по видам опасных и вредных производственных факторов. В эту группировку (подсистему) входят характеристики опасного и вредного производственного фактора (вид, оказываемое действие, возможные последствия), предельно допустимые уровни, предельно допустимые концентрации опасного и вредного производственного фактора и методы их контроля, а также методы и средства защиты работающих от действия опасного и вредного производственного фактора. Стандарты этой подсистемы разрабатываются на основе ГОСТ 12.0.003 и определяют особенности разработки стандартов ССБТ на конкретный опасный и вредный производственный фактор или вещество. 2 — Государственные стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают: требования безопасности к конструкции оборудования в целом и к отдельным его элементам (органам управления, рабочим органам, основным элементам конструкции, средствам контроля и сигнализации, защитным устройствам; особенностям монтажных и ремонтных работ, транспортированию, хранению и т.д.). Головной стандарт этой группировки ГОСТ 12.2.003 "ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности" устанавливает особенности построения стандартов требований безопасности на конкретные группы, типы и виды производственного оборудования. 3 — Государственные стандарты требований безопасности к производственным процессам устанавливают: требования безопасности к размещению элементов технологических систем; требования к режимам работы производственного оборудования; требования к рабочим местам и режимам труда персонала; требования к системам управления; требования к применению средств защиты работающих; методы контроля требований безопасности. Головной стандарт этой подсистемы ГОСТ 12.3.002 "ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности" устанавливает основы и особенности построения, содержания стандартов ССБТ и требования безопасности к конкретным типам и группам производственных процессов. 4 — Государственные стандарты требований к средствам защиты работающих устанавливают: требования к конструктивным, эксплуатационным, защитным и гигиеническим свойствам средств защиты; требования к методам их испытаний и оценки; рекомендации по применению средств индивидуальной защиты. Головной стандарт данной подсистемы ГОСТ 12.4.011 "ССБТ. Средства защиты работающих. Классификация" содержит особенности построения стандартов на средства защиты работающих. 5 — 9 — резерв. 22. Порядок применения межгосударственных стандартов Порядок применения межгосударственных (региональных) стандартов предусмотрен ст. 20 "Применение государственных стандартов" и ст. 21 "Применение международных и межгосударственных (региональных) стандартов" Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-3 "О техническом нормировании и стандартизации". Межгосударственные (региональные) стандарты применяются в Республике Беларусь, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь. Межгосударственные (региональные) стандарты вводятся в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов. Межгосударственные (региональные) стандарты являются добровольными для применения. Межгосударственные (региональные) стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг. Межгосударственные (региональные) стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Межгосударственные (региональные) стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на межгосударственный (региональный) стандарт, то требования этого межгосударственного (регионального) стандарта становятся обязательными для соблюдения. Если производитель или поставщик продукции /услуги/ в добровольном порядке применили межгосударственный (региональный) стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции /услуги/ (использовав обозначение межгосударственного (регионального) стандарта или знак соответствия межгосударственным (региональным) стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция /услуга/ производителя или поставщика сертифицирована на 23. Виды инструкций по охране труда. Порядок их разработки, согласования и утверждения В соответствии со статьей 15 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и статьей 232 ТК РБ работники обязаны соблюдать требования по охране труда, в том числе инструкций по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Отраслевые типовые инструкции по охране труда разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции республиканские органы государственного управления, осуществляющие регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности), по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждает самостоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 утверждена Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) (далее — Инструкция). Согласно Инструкции работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей (например, погрузочно-разгрузочные работы, работы с электроинструментом и тому подобные), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (например, работы на высоте, работы в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях и тому подобные). Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с перечнем, который составляется службой охраны труда (специалистом по охране труда). Инструкции по охране труда разрабатываются на основе нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, требования которых должны соблюдаться в организации, а также требований по охране труда, изложенных в технологической документации, технической документации на оборудование, эксплуатируемое в организации, с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий производства работ, оказания услуг. При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда для профессий или отдельных видов работ (услуг) работодатели разрабатывают и включают в инструкции по охране труда требования по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности. В инструкции по охране труда включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими. Положения инструкций по охране труда не должны противоречить нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда. Руководство разработкой инструкций по охране труда возлагается на руководителя организации или его заместителя, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда. В необходимых случаях руководитель организации привлекает к разработке инструкций по охране труда иные организации либо отдельных специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда. Служба охраны труда организации осуществляет постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует обеспечению их необходимыми правилами по охране труда, типовыми инструкциями по охране труда, другими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда. При использовании в качестве инструкций по охране труда типовых инструкций по охране труда (без их переработки с учетом специфики деятельности организации) последние необходимо согласовать и утвердить в порядке, установленном настоящей Инструкцией. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда. Временные инструкции по охране труда обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию. Проект инструкции по охране труда рассматривается службой охраны труда (объектовым пожарным аварийно-спасательным подразделением, медицинской службой), другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации). После рассмотрения поступивших замечаний и предложений проект инструкции по охране труда дорабатывается. Проект инструкции по охране труда должен быть напечатан одинаковым шрифтом без текстовых выделений (подчеркивание, печатание вразрядку, прописными буквами), за исключением названия инструкции, ее разделов и глав, подстрочных примечаний к проекту инструкции, грифов «УТВЕРЖДЕНО», «СОГЛАСОВАНО». Проект инструкции по охране труда подписывается руководителем структурного подразделения (разработчика) и представляется на согласование: службе охраны труда (специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены эти обязанности); при необходимости, по усмотрению службы охраны труда (специалиста по охране труда или специалиста, на которого возложены эти обязанности) - другим заинтересованным структурным подразделениям и должностным лицам организации; профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации). 24. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда Во исполнение Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" (ст. 14) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 утверждена Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам (далее — Инструкция). Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда. Определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников. Для организации и проведения аттестации наниматель издает приказ, в соответствии с которым утверждается состав аттестационной комиссии организации, определяются ее полномочия, назначаются председатель аттестационной комиссии и лицо, ответственное за ведение и хранение документации по аттестации. Аттестация проводится один раз в пять лет. При этом начало и продолжительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации. Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации производится в соответствии с Инструкцией. По результатам аттестации устанавливается класс (степень) вредности или опасности условий труда на рабочем месте. В ходе проведения аттестации подлежат оценке все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса. Измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды для аттестации проводятся испытательными лабораториями, аккредитованными в соответствии с требованиями системы аккредитации Республики Беларусь. По итогам аттестации (по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты) составляются: перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее — списки); перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени; перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; план мероприятий по улучшению условий труда. Перечни рабочих мест, согласованные с профсоюзом (профсоюзами), утверждаются приказом нанимателя (далее — приказ). В приказе также указываются рабочие места, на которых результатами аттестации не подтверждены (с указанием конкретных причин) условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов. Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись. Наниматель представляет в областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов и управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите районных, городских исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения организации по одному экземпляру копий перечня рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, и приказа. В областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов наниматель представляет также план мероприятий по улучшению условий труда. Приказы, перечни рабочих мест, другие документы по аттестации, необходимые для подтверждения работнику права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, хранятся нанимателем в течение срока, установленного для хранения документов о стаже работы. При ликвидации организации документы по аттестации передаются на хранение в архив в установленном законодательством порядке. Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится: в случае изменения законодательства, требующего ее проведения; при изменении условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты; по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь; по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсоюза (профсоюзов). Аттестация на вновь созданных рабочих местах проводится по мере освоения производственных мощностей в соответствии с утвержденными проектами о новом строительстве и реконструкции объектов производственного назначения. Приказ нанимателя об утверждения результатов аттестации должен быть издан в 6-месячный срок со дня создания новых рабочих мест. Результаты аттестации, проведенной на новых рабочих местах, применяются со дня создания этих рабочих мест, если они подтверждают право работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, либо особые условия труда, соответствующие требованиям списков, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда. Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются со дня издания приказа нанимателя об утверждении результатов аттестации. Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. В состав рабочего времени включаются также периоды, предусмотренные частью восьмой статьи 133 Трудового кодекса Республики Беларусь. Консультативную и методическую помощь нанимателям по проведению аттестации осуществляют органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь.
26. Инструктажи по охране труда(водный, первичный на рабочем месте,повторный,внеплановый,целевой). Вводный инструктаж проводится: - со всеми работниками, которых принимают на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности, - с работниками других организаций, которые прибыли на предприятие и участвуют непосредственно в производственном процессе или выполняют другие работы для предприятия; - с учащимися и студентами, которые прибыли на предприятие для прохождения производственной практики; - в случае экскурсии на предприятие; - со всеми воспитанниками, учащимися, студентами и другими лицами которые учатся в средних, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведениях при оформлении или зачислении в учебное заведение. Первичный инструктаж проводится перед началом работы непосредственно на рабочем месте с работником: - вновь принятым (постоянно или временно) на предприятие; - который переводится из одного цеха производства в другой; - который будет выполнять новую для него работу; - с командированным работником, который непосредственно участвует в производственном процессе на предприятии. Проводится с воспитанниками, учащимися и студентами средних, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведениях: - перед началом занятий в каждом кабинете, лаборатории, где учебный процесс связан с опасными или вредными химическими, - физическими, биологическими факторами, в кружках, перед уроком трудового обучения, физкультуры, перед спортивными соревнованиями, упражнениями на спортивных снарядах, при проведении мероприятий за пределами территории учебных заведений; - перед выполнением каждого учебного задания, связанного с использованием различных механизмов, инструментов, материалов и др.; - перед началом изучения каждого нового предмета (раздела, темы) учебного плана (программы) — по общим требованиям безопасности, связанным с тематикой и особенностями проведения этих занятий. Повторный инструктаж проводится с работниками на рабочем месте в сроки, определенные соответствующими действующими отраслевыми нормативными актами или руководителем предприятия с учетом конкретных условий труда, но не реже: — на работах с повышенной опасностью — 1 раз в три месяца; — для остальных работ — 1 раз в шесть месяцев. Внеплановый инструктаж проводится (с работниками на рабочем месте или в кабинете охраны труда): - при вводе в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнении к ним; - при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, которые влияют на состояние охраны труда; - при нарушениях работниками требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам и т. п.; - при выявлении лицами, осуществляющими государственный надзор и контроль за охраной труда, незнание требований безопасности относительно работ, выполняемых работником; - при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней — для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ — более 60 дней. С воспитанниками, учащимися, студентами — в кабинетах, лабораториях, мастерских в случае нарушения ими требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам. Целевой инструктаж проводится с работниками: — при выполнении разовых работ, не предусмотренных трудовым соглашением; — при ликвидации аварии, стихийного бедствия; — при проведении работ, на которые оформляются наряд-допуск, распоряжения или другие документы. Проводится с воспитанниками, учащимися, студентами учебного заведения в случае организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные мероприятия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|