Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация контроля за выполнением работниками своих обязанностей,правил и норм по охране труда.




Согласно п. 6 статьи 226 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан обеспечивать постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда.

В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматели для организации работы и осуществления контроля по охране труда вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

Служба охраны труда предприятия осуществляет контроль за:

- соблюдением на предприятии законодательства об охране труда, других нормативных правовых актов, а также приказов и распоряжений руководства предприятия по вопросам охраны труда,

- выполнением мероприятий и обязательств по охране труда коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (контрактов), а также мер по устранению аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

- расходованием средств на охрану труда,

- соответствием требованиям охраны труда станков, машин, механизмов, другого оборудования, инструмента, технологических процессов, индивидуальных и коллективных средств защиты работников, наличием соответствующей эксплуатационной документации на рабочих местах,

- своевременным проведением инструктажей, обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда,

- соблюдением работниками инструкций по охране труда, правил и норм выполнения работ повышенной опасности, обеспеченности по установленным нормам и правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты,

обеспечением в установленном порядке и в соответствии с нормами санитарно-бытовыми помещениями и компенсациями по условиям труда, - прохождением работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров,

- режимом труда и отдыха работников предприятия,

- исполнением предписаний органов государственного надзора и контроля, инспекции профсоюзов и их уполномоченных, распоряжений вышестоящих организаций, а также местных органов исполнительной власти.

Во многих организациях успешно применяется талонная система контроля за соблюдением требований безопасности труда на производстве. Данная система определена в Методических рекомендациях по внедрению талонной системы контроля за соблюдением требований безопасности труда, утвержденных постановлением Президиума Белсовпрофа, Госкомтруда БССР и Госгортехнадзора БССР от 29 051986 г № 59/24/8 (далее - Рекомендации).

Работникам предприятия, за исключением директора и его заместителей, выдается единое удостоверение по технике безопасности с шестью отрывными талонами.

Должностное лицо, обнаружившее нарушение требований правил, норм и инструкций по охране труда и технике безопасности, указывает на него работнику, разъясняет характер нарушения и принимает меры по его устранению. При этом из удостоверения изымается один талон, заполняются его лицевая и оборотная стороны и корешок. Об этом сообщается руководителю структурного подразделения, в котором допущено нарушение. В целях обеспечения контроля за принятием необходимых мер, а также учета и анализа нарушений изъятый талон в срок не позже 3 дней передается в службу охраны труда предприятия.

Принимаемые меры воздействия за нарушение требований охраны труда и техники безопасности:

- при изъятии одного талона работнику объявляется замечание или выговор и он лишается премий в размере от 10 до 25%,

- при изъятии двух талонов в течение года - объявляется выговор с лишением премий от 25 до50%,

- при изъятии трех талонов в течение года – объявляется выговор или производится перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев с лишением премий от 50 до 100%,

- за грубые нарушения правил и инструкций по охране труда к работнику независимо от количества изъятых талонов могут быть применены и более строгие меры дисциплинарного воздействия,

- лица, у которых в течение года были изъяты три талона обязательно проходят внеочередную проверку знаний по безопасным методам труда в квалификационной комиссии.

Руководитель соответствующего структурного подразделения получив сообщение о нарушении работником требований охраны труда и техники безопасности обязан в течение пяти дней издать приказ о наказании нарушителя с учетом мер воздействия, предусмотренных п 2 3 настоящих Рекомендаций, и копию приказа передать в службу охраны труда предприятия.

Во многих организациях успешно применяется рекомендованный еще ВЦСПС трехступенчатый (административно-общественный) контроль за соблюдением требований охраны труда.

Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, смены) и общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работы с повышенной опасностью и др.) - и в течение рабочего дня (смены).

Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой начальником цеха и старшим общественным инспектором по охране труда цеха не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб цеха, инженер отдела охраны труда предприятия, медработники, закрепленные за цехом.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия и председателем комитета профсоюза, не реже одного раза в квартал (как правило, один раз в месяц). В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда председатель комиссии по охране труда профкома, руководители технических служб предприятия, в т. ч. пожарной охраны, газоспасательной и медицинской служб.

 

19. Планирование работы и мероприятий по охране труда

Планирование мероприятий по улучшению условий труда, пре​дупреждению травматизма и заболеваемости на производстве является одной из функций управления охраной труда в организации и осуществ​ляется в соответствии с Положением о планировании и разработке ме​роприятий по охране труда, утвержденным постановлением Министер​ства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136. Положением предусмотрены содержание и этапы этой работы, а также порядок офор​мления и утверждения соответствующих документов.

Для планирования мероприятий по охране труда необходимо распола​гать объективной информацией о состоянии охраны труда в организации. Источниками такой информации являются:

данные об аттестации рабочих мест по условиям труда; данные паспортизации санитарно-технического состояния производств, цехов и участков; анализ несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; предписания органов Госнадзора; представления технических и правовых инспекторов труда профсоюзов; решение органов управления по охране труда; предположения рабочих и специалистов по охране труда; другие сведения.

Планы мероприятий по охране труда могут быть: перспективные, те​кущие и оперативные.

Основным документом, посредством которого реализуются меры по вопросам охраны труда, является, согласно названному Положению, План мероприятий по охране труда, который является составной частью кол​лективного договора либо самостоятельным документом.

Планирование и разработка мероприятий, включаемых в План, осу​ществляются на основе нормативных правовых актов и исходных данных и с учетом Основных направлений планирования и разработки меропри​ятий по охране труда.

Мероприятия по охране труда направлены на осуществление главной цели — сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и предусматривают решение следующих задач:

устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охра​ны и (или) условий труда;

сокращение численности работников, занятых с вредными и (или) опас​ными условиями труда, тяжелым физическим трудом;

доведение обеспеченности работников санитарно-бытовыми помеще​ниями до установленных норм, оснащение их необходимыми устройства​ми и средствами;

обеспечение обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда;

внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда.

В данном Плане должны быть предусмотрены следующие графы:

наименование мероприятия; источники финансирования; сроки исполнения; ответственные лица за исполнение мероприятий; социальный эффект.

Запланированные мероприятия обязательны для исполнения. Лица, которые не обеспечивают их выполнение, могут быть привлечены к от​ветственности в соответствии с законодательством.

20. Источники финансирования мероприятий по охране труда на отраслевом уровне, региональном, в организации

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 марта 2000 г. № 309 "О некоторых мерах по организации охраны труда в Рес​публике Беларусь" установлено, что министерства, другие республиканс​кие органы государственного управления, объединения (учреждения), под​чиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют финанси​рование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств инновационных фондов. Постановлением рекомендовано местным исполнительным и распорядительным органам предусматривать фи​нансирование на эти цели за счет средств местных бюджетов.

Согласно постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136 "Об утверждении Положения о планировании и разработке мероприятий по охране труда" финансирование мероприя​тий осуществляется организациями за счет:

средств, затраты по которым относят на себестоимость продукции (ра​бот, услуг), если мероприятия носят некапитальный характер и непосредствен​но связаны с участием работников в производственном процессе;

сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета, если меро​приятия носят некапитальный характер;

средств амортизационного фонда, если мероприятия проводятся одно​временно с капитальным ремонтом основных средств;

банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства;

инвестиций в основной капитал, включая фонд накопления, если меро​приятия являются капитальными.

Наниматель в рамках действующего законодательства в установлен​ном порядке принимает соответствующие решения о финансировании мероприятий и за счет других средств (источников).

21. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Классификационные группировки системы

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) утверждена и введена в действие 01.07.1974 г. постановлением Госстандарта СССР от 05.02.1974 г. № 351. Она являлась составной частью государственной системы стандар​тов. Разработка ССБТ была вызвана необходимостью координации и пла​нирования подготовки и издания документов, регламентирующих требова​ния охраны труда.

В ССБТ входят стандарты классификационных группировок (подсис​тем) от 0 до 9.

0 — организационно-методические стандарты основ построения систе​мы. В данную группировку (подсистему) входит структура ССБТ, термино​логия в области безопасности, классификация опасных и вредных произ​водственных факторов, введение требований безопасности в конструкторс​кую и технологическую документацию, порядок внедрения и контроля за соблюдением стандартов ССБТ. К ним относятся: ГОСТ 12.0.001 "ССБТ. Основные положения"; ГОСТ 12.0.002 "ССБТ. Основные понятия. Термины и определения"; ГОСТ 12.0.003 "ССБТ. Опасные и вредные производствен​ные факторы. Классификация"; ГОСТ 12.0.004 "ССБТ. Организация обуче​ния работающих безопасности труда. Общие положения" и др.

1 — Государственные стандарты требований и норм контроля по ви​дам опасных и вредных производственных факторов. В эту группировку (подсистему) входят характеристики опасного и вредного производствен​ного фактора (вид, оказываемое действие, возможные последствия), пре​дельно допустимые уровни, предельно допустимые концентрации опасного и вредного производственного фактора и методы их контроля, а также методы и средства защиты работающих от действия опасного и вредного производственного фактора. Стандарты этой подсистемы разрабатывают​ся на основе ГОСТ 12.0.003 и определяют особенности разработки стан​дартов ССБТ на конкретный опасный и вредный производственный фак​тор или вещество.

2 — Государственные стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают: требования безопасно​сти к конструкции оборудования в целом и к отдельным его элементам (органам управления, рабочим органам, основным элементам конструк​ции, средствам контроля и сигнализации, защитным устройствам; особен​ностям монтажных и ремонтных работ, транспортированию, хранению и т.д.). Головной стандарт этой группировки ГОСТ 12.2.003 "ССБТ. Оборудо​вание производственное. Общие требования безопасности" устанавлива​ет особенности построения стандартов требований безопасности на конк​ретные группы, типы и виды производственного оборудования.

3 — Государственные стандарты требований безопасности к производственным процессам устанавливают:

требования безопасности к размещению элементов технологических систем; требования к режимам работы производственного оборудования; требования к рабочим местам и режимам труда персонала; требования к системам управления; требования к применению средств защиты работающих; методы контроля требований безопасности.

Головной стандарт этой подсистемы ГОСТ 12.3.002 "ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности" устанавливает основы и особенности построения, содержания стандартов ССБТ и требования безо​пасности к конкретным типам и группам производственных процессов.

4 — Государственные стандарты требований к средствам защиты работающих устанавливают:

требования к конструктивным, эксплуатационным, защитным и гигие​ническим свойствам средств защиты; требования к методам их испытаний и оценки; рекомендации по применению средств индивидуальной защиты.

Головной стандарт данной подсистемы ГОСТ 12.4.011 "ССБТ. Сред​ства защиты работающих. Классификация" содержит особенности пост​роения стандартов на средства защиты работающих.

5 — 9 — резерв.

22. Порядок применения межгосударственных стандартов

Порядок применения межгосударственных (региональных) стандар​тов предусмотрен ст. 20 "Применение государственных стандартов" и ст. 21 "Применение международных и межгосударственных (региональных) стандартов" Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-3 "О техническом нормировании и стандартизации".

Межгосударственные (региональные) стандарты применяются в Рес​публике Беларусь, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь.

Межгосударственные (региональные) стандарты вводятся в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов.

Межгосударственные (региональные) стандарты являются доброволь​ными для применения.

Межгосударственные (региональные) стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.

Межгосударственные (региональные) стандарты могут использовать​ся в качестве основы для разработки технических регламентов, техничес​ких кодексов. Межгосударственные (региональные) стандарты полнос​тью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов.

Если в техническом регламенте дана ссылка на межгосударственный (региональный) стандарт, то требования этого межгосударственного (ре​гионального) стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Если производитель или поставщик продукции /услуги/ в доброволь​ном порядке применили межгосударственный (региональный) стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции /услуги/ (использовав обо​значение межгосударственного (регионального) стандарта или знак соот​ветствия межгосударственным (региональным) стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция /услуга/ производителя или поставщика сертифицирована на

23. Виды инструкций по охране труда. Порядок их разработки, согласования и утверждения

В соответствии со статьей 15 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и статьей 232 ТК РБ работники обязаны соблюдать требования по охране труда, в том числе инструкций по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Отраслевые типовые инструкции по охране тру​да разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции республикан​ские органы государственного управления, осуществляющие регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности), по согласо​ванию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждает само​стоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Респуб​лики Беларусь от 28.11.2008 № 176 утверждена Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) (далее — Инструкция).

Согласно Инструкции работодателем должны быть разработаны и при​няты инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей (например, погрузочно-разгрузочные работы, работы с элект​роинструментом и тому подобные), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (например, работы на высоте, работы в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях и тому подобные).

Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с пе​речнем, который составляется службой охраны труда (специалистом по охране труда).

Инструкции по охране труда разрабатываются на основе норматив​ных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, требования которых должны соблюдаться в организации, а также требований по охране труда, изложенных в технологической документа​ции, технической документации на оборудование, эксплуатируемое в орга​низации, с учетом специфики деятельности организации, конкретных ус​ловий производства работ, оказания услуг.

При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе техничес​ких нормативных правовых актах, требований по охране труда для про​фессий или отдельных видов работ (услуг) работодатели разрабатывают и включают в инструкции по охране труда требования по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности рабо​тающих в процессе трудовой деятельности.

В инструкции по охране труда включаются только те требования, ко​торые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.

Положения инструкций по охране труда не должны противоречить нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым ак​там, содержащим требования по охране труда.

Руководство разработкой инструкций по охране труда возлагается на руководителя организации или его заместителя, в должностные обязанно​сти которого входят вопросы организации охраны труда.

В необходимых случаях руководитель организации привлекает к раз​работке инструкций по охране труда иные организации либо отдельных специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда.

Служба охраны труда организации осуществляет постоянный конт​роль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструк​ций по охране труда, оказывает методическую помощь разработчикам, содействует обеспечению их необходимыми правилами по охране труда, типовыми инструкциями по охране труда, другими нормативными право​выми актами, в том числе техническими нормативными правовыми акта​ми, содержащими требования по охране труда.

При использовании в качестве инструкций по охране труда типовых инструкций по охране труда (без их переработки с учетом специфики деятельности организации) последние необходимо согласовать и утвер​дить в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда.

Временные инструкции по охране труда обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных про​изводств в эксплуатацию.

Проект инструкции по охране труда рассматривается службой охра​ны труда (объектовым пожарным аварийно-спасательным подразделени​ем, медицинской службой), другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации).

После рассмотрения поступивших замечаний и предложений проект инструкции по охране труда дорабатывается.

Проект инструкции по охране труда должен быть напечатан одинако​вым шрифтом без текстовых выделений (подчеркивание, печатание враз​рядку, прописными буквами), за исключением названия инструкции, ее разделов и глав, подстрочных примечаний к проекту инструкции, грифов «УТВЕРЖДЕНО», «СОГЛАСОВАНО».

Проект инструкции по охране труда подписывается руководителем струк​турного подразделения (разработчика) и представляется на согласование:

службе охраны труда (специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены эти обязанности);

при необходимости, по усмотрению службы охраны труда (специали​ста по охране труда или специалиста, на которого возложены эти обязан​ности) - другим заинтересованным структурным подразделениям и долж​ностным лицам организации;

профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников орга​низации).

24. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Во исполнение Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспе​чении" (ст. 14) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 утверждено Положение о порядке проведения аттеста​ции рабочих мест по условиям труда.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Респуб​лики Беларусь от 22.02.2008 № 35 утверждена Инструкция по оценке ус​ловий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предостав​лению компенсаций по ее результатам (далее — Инструкция).

Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) про​водится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабо​чем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда. Определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжи​тельность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными усло​виями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхова​нию работников.

Для организации и проведения аттестации наниматель издает приказ, в соответствии с которым утверждается состав аттестационной комиссии организации, определяются ее полномочия, назначаются председатель аттестационной комиссии и лицо, ответственное за ведение и хранение документации по аттестации.

Аттестация проводится один раз в пять лет. При этом начало и про​должительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыду​щей аттестации.

Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации производится в соответствии с Инструкцией. По результатам аттестации устанавливается класс (степень) вредности или опасности ус​ловий труда на рабочем месте.

В ходе проведения аттестации подлежат оценке все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса.

Измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов про​изводственной среды для аттестации проводятся испытательными лабо​раториями, аккредитованными в соответствии с требованиями системы аккредитации Республики Беларусь.

По итогам аттестации (по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты) составляются:

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, про​фессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее — списки);

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополни​тельный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

план мероприятий по улучшению условий труда.

Перечни рабочих мест, согласованные с профсоюзом (профсоюзами), утверждаются приказом нанимателя (далее — приказ). В приказе также указываются рабочие места, на которых результатами аттестации не под​тверждены (с указанием конкретных причин) условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредны​ми и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном раз​мере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимате​ля об утверждении ее результатов.

Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, долж​ны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттеста​ции (карта, приказ) под роспись.

Наниматель представляет в областные и Минскую городскую госу​дарственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов и управления (отделы) по труду, занятости и социальной защи​те районных, городских исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения организации по одному экземпляру копий перечня рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответ​ствующие требованиям списков, и приказа. В областные и Минскую го​родскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского испол​нительных комитетов наниматель представляет также план мероприятий по улучшению условий труда.

Приказы, перечни рабочих мест, другие документы по аттестации, необходимые для подтверждения работнику права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, хранятся нанимателем в течение срока, установленного для хранения документов о стаже работы.

При ликвидации организации документы по аттестации передаются на хранение в архив в установленном законодательством порядке.

Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится:

в случае изменения законодательства, требующего ее проведения;

при изменении условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, измене​нием технологического процесса и средств коллективной защиты;

по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь;

по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсою​за (профсоюзов).

Аттестация на вновь созданных рабочих местах проводится по мере освоения производственных мощностей в соответствии с утвержденными проектами о новом строительстве и реконструкции объектов производ​ственного назначения. Приказ нанимателя об утверждения результатов аттестации должен быть издан в 6-месячный срок со дня создания новых рабочих мест.

Результаты аттестации, проведенной на новых рабочих местах, при​меняются со дня создания этих рабочих мест, если они подтверждают право работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, либо особые условия труда, соответствующие требованиям списков, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются со дня издания приказа нанимателя об утверждении результатов аттестации.

Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополни​тельный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредны​ми и (или) опасными условиями труда, оплата труда в повышенном раз​мере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации предоставляются работни​кам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжи​тельности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.

В состав рабочего времени включаются также периоды, предусмотрен​ные частью восьмой статьи 133 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Консультативную и методическую помощь нанимателям по проведе​нию аттестации осуществляют органы государственной экспертизы усло​вий труда Республики Беларусь.

 

26. Инструктажи по охране труда(водный, первичный на рабочем месте,повторный,внеплановый,целевой).

Вводный инструктаж проводится:

- со всеми работниками, которых принимают на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности,

- с работниками других организаций, которые прибыли на предприятие и участвуют непосредственно в производственном процессе или выполняют другие работы для предприятия; - с учащимися и студентами, которые прибыли на предприятие для прохождения производственной практики; - в случае экскурсии на предприятие; - со всеми воспитанниками, учащимися, студентами и другими лицами которые учатся в средних, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведениях при оформлении или зачислении в учебное заведение.

Первичный инструктаж проводится перед началом работы непосредственно на рабочем месте с работником:

- вновь принятым (постоянно или временно) на предприятие; - который переводится из одного цеха производства в другой; - который будет выполнять новую для него работу; - с командированным работником, который непосредственно участвует в производственном процессе на предприятии.

Проводится с воспитанниками, учащимися и студентами средних, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведениях:

- перед началом занятий в каждом кабинете, лаборатории, где учебный процесс связан с опасными или вредными химическими,

- физическими, биологическими факторами, в кружках, перед уроком трудового обучения, физкультуры, перед спортивными соревнованиями, упражнениями на спортивных снарядах, при проведении мероприятий за пределами территории учебных заведений;

- перед выполнением каждого учебного задания, связанного с использованием различных механизмов, инструментов, материалов и др.;

- перед началом изучения каждого нового предмета (раздела, темы) учебного плана (программы) — по общим требованиям безопасности, связанным с тематикой и особенностями проведения этих занятий.

Повторный инструктаж проводится с работниками на рабочем месте в сроки, определенные соответствующими действующими отраслевыми нормативными актами или руководителем предприятия с учетом конкретных условий труда, но не реже:

— на работах с повышенной опасностью — 1 раз в три месяца; — для остальных работ — 1 раз в шесть месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится (с работниками на рабочем месте или в кабинете охраны труда):

- при вводе в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнении к ним; - при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, которые влияют на состояние охраны труда; - при нарушениях работниками требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам и т. п.; - при выявлении лицами, осуществляющими государственный надзор и контроль за охраной труда, незнание требований безопасности относительно работ, выполняемых работником;

- при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней — для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ — более 60 дней.

С воспитанниками, учащимися, студентами — в кабинетах, лабораториях, мастерских в случае нарушения ими требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам.

Целевой инструктаж проводится с работниками:

— при выполнении разовых работ, не предусмотренных трудовым соглашением; — при ликвидации аварии, стихийного бедствия; — при проведении работ, на которые оформляются наряд-допуск, распоряжения или другие документы.

Проводится с воспитанниками, учащимися, студентами учебного заведения в случае организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные мероприятия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...