Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностные объяснения одиночества




Личностные объяснения одиночества включают три взаимосвязанных, но различных элемента. Во-первых, одинокие люди обычно отмечают изначальное событие, приведшее их к одиночеству, например разрыв любовных отношений. Во-вторых, пытаясь объяснить устойчивость состояния своего одиночества в течение длительного времени и свою неспособность установить удовлетворительные социальные связи, люди обращаются к постоянным причинам своего одиночества. Эти причины, как правило, относятся к характеристикам личности (например, стеснительности) или ситуации (например, окружению, в котором трудно встретить новых людей). В-третьих, у одиноких людей, как правило, есть определенное представление о характере изменений в их социальных взаимосвязях, которые облегчили бы их одиночество. Эти предвидимые решения могут заключаться в новых знакомствах или большей интимности существующих взаимоотношений. Таким образом, главное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на объяснении постоянных причин одиночества.

Объяснения одиночества не всегда бывают верными. В действительности люди могут быть сбитыми с толку относительно причин своего несчастья, предполагая в качестве причин целый ряд факторов. Первоначальные объяснения одиночества требуют проверки. Например, в результате рассуждения о том, что причиной одиночества является собственный внешний вид, человек делает новую прическу или, например, начинает соблюдать диету. Если изменения оказываются безрезультатными, то человек может привести другие более правдоподобные объяснения своего одиночества [41. C.52]. Таким образом, объяснения одиночества могут меняться с течением времени.

Причинные объяснения одиночества, как показал Б.Вайнер, могут быть классифицированы по двум первичным измерениям: местоположение причинности (внутренняя, личностная, либо внешняя ситуативная, причинность) и стабильность (постоянная либо изменяющаяся во времени причинность). Не так давно Б.Вайнер предложил третье, дополнительное измерение причинных атрибутов - контролируемость - смысл которого состоит в том, чтобы определить, способен ли человек контролировать свое поведение или нет [70].

Некоторые исследования, проведенные в UCLA (Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе) подтвердили, что модель Б.Вайнера применима к одиночеству. Например, Д.Мичела, Л.Пепло и Д.Уикс использовали многомерные шкалы для измерения восприятия студентами обычных причин одиночества [47]. Результаты измерений показали, что внутреннее местоположение и стабильность достаточно четко выражались в представлениях о причинах одиночества. Например, недостаток собственных усилий рассматривался как внутренняя нестабильная причина, физическая непривлекательность как внутренняя стабильная причина, а недостаток возможностей изменить положение - как внешняя нестабильная причина. Контролируемость как третье измерение причинности одиночества не была обнаружена; в виде контролируемых рассматривались только такие причины как усилия, которые были одновременно и внутренние, и нестабильные. Полученные результаты дают возможность предположить, что люди осмысливают причины одиночества на основании того, что эти причины характеризуют - личность или окружение - и насколько они стабильны или изменчивы [47. C.23].

Одиночество может сопровождаться различными эмоциями. Согласно одному из прогнозов теории объяснений, «внутренние» и «стабильные» объяснения одиночества свидетельствуют о депрессии. Получено предварительное подтверждение этой идеи [47. C.52]. У одиноких студентов депрессия, часто ведущая к одиночеству, связана с внешним видом, личными качествами и страхом получить отказ в контакте [30].

Наконец, причинные объяснения могут влиять на поведение, ответные реакции одиноких индивидов. К.Андерсон представил доказательства такого влияния. Он обнаружил, что одинокие студенты склонны приписывать неудачи в межличностном общении неизменным недостаткам характера (отсутствию способностей, личностным качествам) в большей мере, нежели изменяющимся личностным факторам (недостатку усилий, использованию неэффективных средств и способов) или ситуативным факторам. К.Андерсон показал также, что данный способ объяснения одиночества ассоциируется с менее эффективным поведением, преследующим цели межличностного общения. У студентов, объяснявших неудачу в общении плохими способностями или чертами характера, обнаружены более слабые перспективы на успех, более слабая мотивация, и они действительно были менее удачливыми, нежели студенты, которые предпочли искать объяснения в собственных усилиях или стратегии [27]. Точно так же Т.Гётц и К.Двек выявили, что дети, считающие причиной социальных неудач свою собственную неполноценность, справляются с одиночеством менее эффективно [38. C.251]. По мнению этих исследователей, даже дети, обладающие навыками общения, могут ошибочно объяснять свою социальную неудачу недостатком собственных способностей и в результате отреагировать на нее менее успешно. Наконец, К.Кутрона, представила данные, указывающие на связь объяснений одиночества с устойчивостью этого состояния во времени. Она сравнила признаки одиночества, названные студентами, впоследствии избавившимися от одиночества, и признаки одиночества, указанные студентами, которые оставались одинокими семь месяцев спустя. Первоначальные объяснения одиночества у студентов, оставшихся одинокими и впоследствии, носили более внутренний характер и в большей мере подчеркивали их личностные качества: стеснительность, страх получить отказ в контакте и недостаток знаний о том, как завязывать взаимоотношения [10].

Исследования, подтверждающие наличие связи между причинными объяснениями одиночества и реакциями на это состояние, пополняются. Как люди реагируют на одиночество - депрессией или враждебностью, пассивным уходом в него или активной борьбой за преодоление подобного состояния, - зависит от их собственных объяснений одиночества. Л.Пепло рассмотрела возможные результаты, как если бы объяснения одиночества были причинами, определяющими перспективы, эмоции и поступки человека. Но возможны и другие причинные связи. Например, индивиды, связывающие свое одиночество с недостатком навыков межличностного общения, в действительности могут оказаться неспособными людьми; их неумение устанавливать социальные контакты может стать причиной как их собственных объяснений одиночества, так и причиной недостаточно успешных социальных контактов. Для прояснения причинных взаимосвязей объяснений одиночества и реакций на это состояние необходимы дальнейшие исследования.

 

Одиночество и самооценка

 

Одинокие люди пытаются разобраться в своих трудностях, чтобы облегчить или устранить их. Причинные объяснения влияют на мотивации одиноких людей относительно улучшения их социальной жизни и направляют в данном русле их сопротивляющееся одиночеству поведение. Если попытки преодолеть одиночество ошибочно направлены на какие-то не очень значимые и не совсем точные причинные факторы, они вряд ли будут успешными и в конечном счете приведут к чувству пониженного самоконтроля. Следовательно, основной целью помощи или самопомощи одиноким должно быть точное определение значимых причин одиночества индивида и правильная оценка возможного изменения этих причин.

Особенно ценным для одинокой личности может быть укрепление некоторого чувства личного контроля над ее социальными взаимоотношениями и одновременно предотвращение деструктивных наклонностей к самоуничижению.

Одинокие люди зачастую чувствуют себя никчемными, некомпетентными и нелюбимыми. Действительно, связь между глубоким одиночеством и низкой самооценкой - наиболее важный результат исследований одиночества. И хотя связь между одиночеством и низкой самооценкой твердо доказана, причины этой связи не определены достаточно точно. Можно согласиться с Л.Вуд в том, что соотношение одиночества и самооценки может отражать целый ряд различных причинных взаимосвязей; низкая самооценка может выступать и как причина, и как следствие одиночества [73. C.269]. Имеет смысл более детально рассмотреть вопрос о том, каким образом низкая самооценка может вызвать чувство одиночества, а затем проанализировать непосредственно вопрос о том, как одиночество снижает самооценку.

Можно выделить две основные точки зрения на то, каким образом самооценка влияет на одиночество. Согласно первой, причиной одиночества является внутреннее психическое самоотчуждение. Сторонники второй точки зрения считают, что низкая самооценка сопровождается системой установок и поведением, которые затрудняют удовлетворительное социальное взаимодействие и, таким образом, создают предпосылки для одиночества.

Как уже говорилось раньше, первые психологические исследования одиночества сосредоточивали внимание на личностном самовосприятии этого состояния. Например, К.Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств. Он считал, что стремясь к признанию и любви, люди зачастую показывают себя с внешней стороны и поэтому становятся отчужденными от самих себя. Таким образом, К.Роджерс полагал, что одиночество порождается индивидуальным восприятием диссонанса между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие.

Однако, зачастую низкая самооценка - это некая совокупность мнений и поведения, которая мешает установлению и поддержанию удовлетворительных социальных взаимоотношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимосвязи самоуничижительно. Они склонны относить неудачи в общении за счет своих внутренних качеств, считая, что и другие оценивают их невысоко. Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нем. Исследователи, экспериментально проверявшие самооценки людей в крайних ситуациях (приглашение к общению, отказ в нем), выявили, что индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнерам-друзьям и крайне враждебны по отношению к отвергнувшим их партнерам. Возможно, наиболее существенно здесь то, что люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен в большей мере как негативный, нежели люди с высокой самооценкой [40].

Низкая самооценка влияет и на социальное поведение людей. Люди с низкой самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее предрасположены к риску в социальных вопросах, а поэтому и менее склонны к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих.

В некоторых случаях низкая самооценка свидетельствует о неверной оценке навыков общения индивида. Случается, что и привлекательные и способные люди признают свои недостатки и считают свое поведение неуместным (то есть дают себе низкую оценку) [75]. Но в других случаях низкая самооценка отражает действительный недостаток навыков, необходимых для установления и поддержания социальных взаимоотношений.

В целом низкая самооценка зачастую воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и поведения, которая искажает социальную компетентность, подвергая людей риску одиночества. Подтверждение того, что низкая самооценка может быт причиной постоянного одиночества, было получено в повторных исследованиях К.Кутроны, Д.Рассела и Л.Пепло [34]. Они установили, что самооценка играет важную роль в том, испытывают ли студенты-новички лишь временное одиночество или же остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному приспособлению в колледже, нежели студенты с низкой самооценкой.

Но и само одиночество, в особенности когда это глубокое и продолжительное переживание, снижает самооценку личности. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Далее, если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей при разводе или вдовстве, у индивида формируется новое самовосприятие -новое «социальное «Я», замещающее прежнее, утраченное.

Не иметь любимого, друзей или семьи значит потерпеть неудачу, по мнению общества, а зачастую и по своему собственному мнению. Д.Милнер писал: «Сказать: «Я одинок» значит признать, что ты, по существу, неполноценен, что ты никем не любим» [48. C.3]. Отсутствие социальных взаимосвязей не только личное несчастье, но и социальная проблема. В соответствии со стереотипами люди, живущие обособленно, - это «одинокие неудачники», холодные, недружелюбные и непривлекательные. Человеку всегда неловко быть единственным «одиночкой» на вечеринке, где все парами, обедать одному в ресторане или пойти в кино в одиночку. В любой общинной культуре недостаток друзей или партнера считается социальной неудачей. Менее очевидно, но не менее важно и то, что наличие неудовлетворительных взаимоотношений неудачный брак или неестественная дружба также может рассматриваться как социальная неудача.

Когда-то У.Джемс представил самооценку в виде дроби, где в знаменателе - наши претензии, а в числителе - наш успех; таким образом, самооценка = успех / претензии. Это и ему подобные, основывающиеся на диссонансе определения самооценок подчеркивают соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. Итак, ощущение недостатка в общении может вызвать переживание одиночества и понизить чувство собственного достоинства. Одиночество и низкая самооценка тесно взаимосвязаны.

Если, как полагает У.Джемс, самооценка зависит от степени достижения целей, тогда любая неудача должна повредить нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку опосредовано личным объяснением причин этой неудачи. В частности, неудача, отнесенная за счет личной неполноценности, должна иметь большее влияние на самооценку, нежели неудачный исход, приписываемый обстоятельствам.

В исследовании, посвященном исключительно проблеме одиночества, студентов просили оценить одинокого человека в зависимости от одной или нескольких причин его одиночества [10. C.188]. Когда в ходе эксперимента одиночеству приписывались внутренние причины, одинокий человек воспринимался как эгоцентричный, нелюбимый и недалекий, и предполагалось, что его самооценка будет ниже, нежели в случае, когда одиночество объяснялось внешними причинами. К.Андерсон получил данные, свидетельствующие о том, что многие одинокие студенты готовы усвоить самообвиняющий стиль объяснения результатов своего общения, приписывая неудачу своим собственным личностным качествам или плохим способностям, а успех в общении - внешним обстоятельствам, ими не контролируемым [27].

Представление индивида о себе во многом основывается на взаимоотношениях с другими людьми - с другом, любимым, родителями, детьми, соседями, коллегами. Отдельные личности и их поведение вписываются в определенную систему ролей, обусловливая устойчивость и функционирование такой системы в целом. Как потеря, так и отсутствие социальных взаимоотношений влияют на самовосприятие личности. Например, утрата значимых долговременных социальных связей имеет своим главным следствием изменение представлений о себе. По крайней мере на первых порах эти изменения часто ведут к понижению самооценок. Немаловажные последствия для самовосприятия имеет также отсутствие социальных взаимоотношений. Многие жизненные планы человека - вступить в брак и жить «счастливо до конца дней», быть верным и добрым другом, в старости быть окруженным любящими внуками требуют установления социальных взаимоотношений. Для молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, отсутствие соответствующего партнера или супруга не только сужает круг его связей в настоящее время, но может разрушить мечты о будущем и представление о цели.

Таким образом, Л.Пепло считает одиночество сложным ощущением, овладевающим личностью в целом - ее чувствами, мыслями, поступками. Сознание играет при этом важную роль. Но одиночество существует не «только в нашей голове» и это состояние нельзя, как по волшебству, преодолеть силой «позитивного мышления». Л.Пепло утверждает, что всесторонний анализ одиночества невозможен без изучения влияния, которое наряду с прочими, на него оказывают и когнитивные процессы.

Таким образом, в рамках когнитивного подхода можно выделить три способа, посредством которых процесс самооценки воздействует на одиночество. Во-первых, в нем изучается, как люди определяют свое одиночество, и анализируются модели одиночества, основывающиеся на когнитивном диссонансе. Эти модели подчеркивают тот факт, что человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих социальных отношений в каком-либо важном аспекте. Во-вторых, анализируются имеющиеся причинные объяснения одиночества индивидом. Способ такого объяснения может влиять на чувства и поступки, сопутствующие переживанию одиночества. И наконец, рассматривается взаимодействие одиночества и самооценки. Факты свидетельствуют, что низкая самооценка предопределяет у многих людей чувство одиночества. Более того, поскольку социальные связи являются сердцевиной самосознания индивида, то постоянное одиночество приводит к появлению у человека заниженной самооценки. Вывод, к которому приходят сторонники данного подхода, заключается в том, что опыт одиночества определяется когнитивными процессами, которые формируют наши чувства и направляют наши действия.

Наиболее характерный аспект когнитивного подхода, пропагандируемого Л.Пепло и ее коллегами, состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Определяя указанную роль познания. Л.Пепло обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Она рассматривает, например, как познание причин одиночества может влиять на интенсивность восприятия и переживания одиночества, сохраняющихся на протяжении определенного времени. Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид осознает несоответствие между двумя факторами желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Однако представителями данного подхода практически не уделяется никакого внимания другим факторам, обусловливающим появление одиночества ситуативным, характерологическим и т.д.

«Интимный» подход

 

Когнитивная теория стала главным источником теоретических идей В.Дерлега и С.Маргулиса («интимный» подход) [35]. В истолковании одиночества важнейшими для них являются понятия «интимность» и «самораскрытие». Подобно Р.Вейсу, они полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество, вероятнее всего, наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения.

В основе «интимного» подхода лежит предположение, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. В.Дерлега и С.Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс. Они расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях сплошной атомизации общества. Их внимание к непрерывному процессу балансировки желаемого и достигнутого уровня социальных контактов акцентирует текущие детерминанты одиночества личности. В то же время такая позиция учитывает и воздействие на одиночество прошлого развития, а также признает, что и внутри-индивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству.

 

Общесистемный подход

Среди теоретических подходов к проблеме одиночества можно также выделить общесистемныйподход, разработанный Д.Фландерсом [36]. Основное положение его концепции состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до социального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.

Рассуждения Д.Фландерса об одиночестве не имеют эмпирического источника; они свидетельствуют о дальнейшем распространении системной теории. При этом Д.Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но одновременно считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория пытается соподчинить оба мотива поведения индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры.

 

Психодинамический подход

Как патологию рассматривают одиночество Д.Зилбург, Г.Салливан и Ф. Фром - Рейхман - последователи психодинамической традиции. Д.Зилбург опубликовал, вероятно, первый психологический анализ одиночества [74]. Он различал одиночество и уединенность. Уединенность - «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество - это непреодолимое, постоянное ощущение. Неважно, чем человек занят, но одиночество, как «червь» разъедает его сердце. Согласно Д.Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности.

Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, он эгоцентричен и пускает пыль в глаза публике с тем, чтобы «изобличить» других. «Одинокий индивид, как правило, проявляет болезненную скрытость или открытую враждебность», направленную как вовнутрь, так и вовне [74. C.45].

Д.Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Д.Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарциссической ориентацией... Это и есть также зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого» [74. C. 53].

Г.Салливан также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве [66]. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству.

Работа Ф.Фромм-Рейхман, наверное, цитируется чаще других ранних публикаций об одиночестве [37]. Ф.Фромм-Рейхман признает влияние Г.Салливана на ее понимание данной проблемы и соглашается с его точкой зрения о том, что одиночество -«чрезвычайно неприятное и гнетущее чувство». Основываясь на результатах своей работы с шизофрениками, Ф.Фромм-Рейхман считает одиночество экстремальным состоянием: «Тип одиночества, который я имею в виду, - разрушительный... и он в конечном итоге приводит к развитию психотических состояний. Одиночество превращает людей... в эмоционально парализованных и беспомощных'' [37. C.3]. Подобно Г.Салливану и Д.Зилбургу, Ф.Фромм-Рейхман прослеживает происхождение одиночества вплоть до личностного опыта, приобретенного в детстве. В особенности она подчеркивает вредные последствия «преждевременного отлучения от материнской ласки».

Утрата значимых взаимоотношений тяжела в любом возрасте, но для маленьких детей эти события особенно серьезны по своим последствиям. В своем анализе П.Шейвер и К.Рубинстайн утверждали, что лишенные тесной привязанности к родителям дети выстраивают такие модели социального мира и собственного»Я», которые губительным образом сказываются на их самооценке и дальнейшем социальном приспособлении (социализации) [62]. П.Шейвер и К.Рубинстайн предположили, что дети склонны обвинять себя в потере одного из родителей, особенно, когда эта потеря - результат развода, а не смерти. Уровень сознательной зрелости ребенка в момент развода может быть критическим. Маленькие дети, подверженные эгоцентризму, более всего склоняются к мысли, что они стали причиной развода. В результате, как считают П.Шейвер и К.Рубинстайн, снижается их самооценка и утверждается пессимистическое отношение к социальным взаимосвязям, которое трудно преодолеть. Будучи уже взрослыми, такие индивиды подвергаются особому риску одиночества и продолжают обвинять себя в собственных социальных затруднениях. Таким образом, можно сделать вывод, что, ранняя потеря привязанности оставляет в наследство одиночество и низкую самооценку.

В своих исследованиях последователи психодинамической традиции исходят главным образом из клинической практики, и, вероятно, поэтому склонны рассматривать одиночество как патологию. Возможно, психодинамически ориентированные теоретики в большей мере, чем какая-либо другая группа исследователей, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие. И хотя детский опыт может быть межличностным по своей природе, рассматриваемая традиция концентрирует внимание на том, какие внутриличностные факторы (то есть черты характера, внутрипсихические конфликты) приводят к состоянию одиночества.

Заключение

 

Проанализировав основные подходы к изучению проблемы одиночества, можно сделать вывод, что наиболее разработанное исследование одиночества представлено когнитивной теорией интеракционистским и психодинамическим подходами.

Ни одна из существующих концепций, к сожалению, не стимулировала большого числа дальнейших исследований. Экзистенциалистская позиция рассматривает одиночество как универсальную характеристику человеческого состояния. Это не прогностическая модель в привычном смысле слова, и как таковая она едва ли может служить основанием для будущих исследований. Ни Д.Рисмен, ни П.Слейтер не уделили сколько-нибудь значительного внимания эмпирической работе, пусть даже на начальной ее стадии, хотя проведение исследований, подтверждающих их взгляды, вполне возможно. Демографические и социологические переменные включались во многие исследования одиночества, но это делалось на уже готовой теоретической основе. И все же некоторые теории одиночества стимулировали небольшое число исследований. Выделенные Р.Вейсом два типа одиночества и его прогнозы относительно распространенности этого состояния использовались в исследовании К.Рубинстайна и П.Шейвера, а также К.Кутроны. С позиций теории К.Роджерса было написано несколько диссертаций, содержащих доказательства того, что несоответствие между реальным и идеальным «Я» индивида связано с одиночеством. Определенный опыт был накоплен и психодинамической теорией. Так, например, Д.Мур проверял предполагаемую связь между враждебностью и одиночеством [49]. Но несмотря на длительную историю развития психодинамического направления в изучении одиночества, оно непосредственно не дало систематических исследований. Хотя опыт, верифицирующий интеракционистские, психодинамические и феноменологические взгляды, невелик, его результаты в целом соответствуют высказанным в рамках этих концепций теоретическим предположениям.

На общем фоне рассмотренных здесь направлений в смысле стимулирования дальнейших исследований выделяется когнитивный подход. Он послужил основанием для целого ряда исследований программного характера, продемонстрировавших значение атрибуции, самоконтроля и т.д. в их влиянии на одиночество.

Можно сделать вывод, что теории одиночества не оказали существенной помощи в эмпирических исследованиях данного явления. Рассматривая одиночество как неизбежное или позитивное явление, экзистенциалисты и представители системных теорий не занимались вопросом как облегчить людям переживание этого состояния. «Социологи» не заинтересованы в том, чтобы заниматься отдельными пациентами, несмотря на то, что их мнения и способствуют выработке социальной политики. Теоретические посылки и эмпирические исследования Л.Пепло хотя и подразумевали практическое использование результатов в будущем, но это не было их первостепенной задачей.

Некоторые положения об одиночестве были сформулированы и клиницистами. Естественно, что последние в целом тяготели к терапевтическим методам. Однако, К.Роджерс не пояснил, как ориентированная на пациента (индивидуализированная) терапия должна прилагаться к специфической проблеме одиночества. Р.Вейс проводил семинары для разведенных, но проблема одиночества не была в центре внимания этих ученых. Заслуга психодинамически ориентированных психологов, обратившихся к проблеме избавления от одиночества, вероятно, наиболее существенна.

Что касается проблемы преодоления одиночества, то следует обратить внимание на работу Д.Янга [10]. Он использует теорию «подкрепления» и модель терапии когнитивного поведения. Развитие теории не было основной целью Янга, тем не менее его анализ содержит немаловажные элементы для анализа одиночества с точки зрения теории «подкрепления». Можно отметить, что Янг развил тщательно сформулированный, теоретически обоснованный когнитивный подход к лечению пациентов, испытывающих одиночество, начал разрабатывать конкретную методику помощи одиноким людям.

Анализируя различные подходы к изучению проблемы одиночества, можно увидеть, что большинство теоретических рассуждений по данной теме было связано с практикой или же вытекало из уже существующей теории. Некоторые исследователи считают одиночество по своей сути извращенным и неприятным переживанием, и лишь немногие рассматривают одиночество как чисто патологическое явление. Для основной же массы специалистов одиночество является феноменом, свойственным широки и самым различным слоям населения, весьма распространенным в настоящее время.

Наиболее разработанное исследование одиночества представлено интеракционистским и когнитивным направлениями. Труд Р.Вейса с этой точки зрения представляет собой прежде всего как бы вторую стадию концептуального развития проблемы [72]. Р.Вейс исследует понятие одиночества и его разновидности. Но в то же время он рассматривает и причины возникновения одиночества. Теоретики когнитивного направления (Л.Пепло и ее сторонники) опубликовали множество работ по одиночеству. Представители этого направления определяют слагаемые одиночества и формулируют взаимосвязи между ними в теории.

Тем не менее существующие подходы к изучению проблемы одиночества все же недостаточно разработаны, что является следствием начальной стадии развития данной области исследований. Однако, существование различных подходов к исследованию одиночества несомненно будет стимулировать изучение данного феномена с различных точек зрения.

В большинстве случаев существующие концепции могут разрабатываться и дальше, ибо их потенциал довольно значителен и может быть более полно реализован в будущем. Можно предположить, что интеракционистские и когнитивные модели (или их разновидности) способны сыграть плодотворную роль в проведении исследований одиночества. Идеи теории «подкрепления» также могут иметь большое значение. Однако, какое бы течение ни стало доминирующим, остается надеяться, что в самом ближайшем будущем произойдет переход от второй к третьей стадии концептуализации: от исследований природы одиночества как такового к развитию систематизированных принципов его взаимосвязи с другими переменными.

В заключении необходимо отметить, что проблема одиночества с середины 1960 гг. рассматривалась и в рамках психологии. Однако, как и социологические, психологические концепции рассматривали ограниченное количество факторов, влияющих на формирование чувства одиночества.

Отсюда нужно сделать вывод, что личность и личностные взаимоотношения невозможно сводить к элементарным психическим, либо социальным процессам, сопоставлять нужно не случайные, вырванные из контекста качества, имеющие для разных индивидов неодинаковые значения, а наиболее важные «личностные конструкты», которые позволяют очертить контуры индивидуального «семантического пространства», то есть пространства главных жизненных ценностей и производных от них частных установок. А осуществить такой подход возможно только осмыслив и определив место общения в жизни человека.

 


Список использованной литературы

 

1. Бергман И. Статьи. Рецензии, Сценарии. Интервью. М.: Искусство, 1969.

2. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.

3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1993.

5. Камю А. Избранное: Сборник. М.: Радуга, 1989.

6. Коган М.С. Мир общения. М., 1988.

7. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.

8. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Личность в одиночестве // Вопросы философии. 1971.№ 7.С. 121-138.

9. КиркегорС. Несчастнейший // Северные цветы, кн. 4. СПб., 1908.

10.Лабиринты одиночества. М., 1990.

11.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. 1992. № 2-4.

12.Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества // Наука и религия. М.,1987.

13.Проблема человека в западной философии. М., 1988.

14.Покровский Н.Е. Одиночество в зеркале философской культуры // Перепутья и тупики буржуазной культуры. М., 1986.

15.Ренуар Ж. Моя жизнь и мои фильмы. М: Искусство, 1981.

16.Сартр Ж.-П. Тошнота. Избранные произведения. М., 1994.

17.Современная американская социология. М., 1994.

18.Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1980.

19.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

20.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

21.Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

22.Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

23.Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.

24.Шютц А. Возвращающийся домой. // СОЦИС. 1995. N 2.

25.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

26.Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С.288-419.

27.Anderson С.А. Motivational and performance deficit as a function of attributional style. Stanford University, 1980.

28.Binswanger L. Being-in-the-world. New York: basic Books, 1963.

29.Bowman С.С. Loneliness and social change // American Journal of Psychiatry. -N 112. -New York, 1955.

30.Brags М.Е. А comparative study of loneliness and depression // Dissertation Abstracts International. Los Angeles, 1979. N 39.

31.Buber М. Eclipse of God. New York: Harper & Row, 1952.

32.Cargan L. Stereotypes of singles: a cross-cultural comparison // International Journal of comparative sociology.- Leiden, 198,-Vol. 27, N 3/4. -P. 78-112.

33.Cutrona С.Е. & Peplau L.A. Loneliness and the process of social adjustment. Paper presented at the annual meeting of the Western Psychological Association. San Diego, 1979.

34.Cutrona С.Е., Russell D.W. & Peplau L.A. Loneliness and the process of social adjustment: A longitudinal study. Paper presented at the annual meeting of the American Psychological Association. New York, September, 1979.

35.Derlega V.J. & Margulis S.T. Why loneliness occurs: the interrelation ship of social-psychological and privacy concepts. // Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. Ed. L.A. Peplau & D.Perlman. New York: John Wiley & Sons, 1982. P. 152-166.

36.Flanders J.P. А general Systems approach to loneliness. // Loneliness. А Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. P. 166-179.

37.Fromm-Reichmann F. Loneliness. // Psychiatry. N. Y., 1959. N 22. P.1-15.

38.Goetz Т.Е. & Dweck C.S. Learned helplessness in social situations. // Journal of Personality and Social Psychology. New York, 1980. N 39. P.251.

39.Homans G.C. The Human Group. New York: Harcourt, Brace, 1950. P. 457.

40.Illich l. D. Celebration of Awareness. Harmondsworth, 1973.

41.Кеlleу Н.Н. Attributions in social interaction. New York:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...