Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование и трудовая деятельность молодежи.

После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического курса страны: из тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику.

От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности и неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование.

Все эти изменения повлекли за собой кардинальную ломку принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения и т.д. Подавляющее большинство населения оказалось не готово к этому: многие остались без работы, так как новый рынок труда не нуждался в их услугах (структурная безработица), многие люди не смогли или не захотели отказаться от старой идеологии и принять новые условия жизни. Экономический кризис, начавшийся в 1992 году, отбросил за черту бедности большинство населения страны. Самыми незащищенными слоями населения оказались люди старшего поколения, малообеспеченные, инвалиды и конечно же молодежь.[13]

Главной проблемой молодежи стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала.

Новое время диктует новые правила. Рыночная экономика во многом оказывает влияние на ценностные ориентации молодого поколения, и молодежь нашего края не является исключением в данном вопросе. Уверены ли молодые жители города Ставрополя и Кисловодска в своих планах на будущее?

Почти половина опрошенных обоих городов высказали полную уверенность в завтрашнем дне (Табл20). Вопрос вызвал затруднение примерно у 30% анкетируемых. «Нет» на данный вопрос ответили 18,75% молодых ставропольчан и 11,25% кисловодчан.

                                                                                                     Таблица 20.

Уверены ли вы в своих планах на будущее?(%)

  Кисловодск Ставрополь
Да 55 52,5
Нет 11,25 18,75
Затрудняюсь ответить 33,75 28,75

 

Различия в данном вопросе среди жителей исследуемых территорий оказались незначительны. Несмотря на некоторую неустойчивость развития страны в экономическом плане, нынешняя молодежь края обладает уверенностью в своих планах на будущее. В условиях динамично развивающихся рыночных отношений молодым гражданам довольно рано приходится задумываться о завтрашнем дне, будущей специальности и последующем трудоустройстве. В школах обоих городов введено профильное обучение старшеклассников, множество форм дополнительного образования дает возможность еще в раннем возрасте определиться в выборе будущей профессии. Но все же у некоторых представителей г. Ставрополя и Кисловодска возникают затруднения при ответе на вышеуказанный вопрос. В основном это самые юные представители данной социальной группы населения, представляющие собой возрастную категорию от 15 до 17 лет. Эта часть опрошенных, по моему мнению, еще не совсем точно нарисовало себе картину будущего, находясь на распутье между столь широким и разнообразным выбором предлагаемой деятельности и моделей поведения в современном обществе.

У отдельных лиц представленной категории населения данный вопрос вызывает не только затруднения при ответе, но и некоторый страх, исходящий из полной неуверенности в завтрашнем дне. Эта часть молодежи уже достигшая более старшего возраста (от21 до 25 лет), которой по какой-либо причине не далось получить высшее образование или устроиться на достойную работу с более или менее приемлемой заработной платой. Сравнивая этот показатель с общероссийским следует отметить тенденцию более низкой уверенности в своих планах на будущее среди сельской молодежи, в городах этот процент значительно ниже. По моему мнению, в территориальном аспекте Ставропольский край, в частности города Ставрополь и Кисловодск, дают молодежи достаточно средств для раскрытия своего жизненного потенциала и реализации своих идей, касающихся завтрашнего дня.

Несомненно, молодежь, являясь одной из неустойчивых в социальном отношении, категорией населения, в осуществлении своих планов не может надеяться только на себя. Мы попытались узнать, на кого возлагает надежды в осуществлении своих планов молодежь г. Ставрополя и Кисловодска.

Результаты оказались следующими:

Различий, касающихся территориальной составляющей. В ходе исследования выявлено не было. Около 60% опрошенных в обоих городах надеются в осуществлении своих планов только на себя, (Табл.21)      

33,75% молодого населения доверяют свою судьбу родителям, помощи от друзей ждут около 10% анкетируемых, а вот на правительство региона и государство не надеется ни один участник опроса.

Полученные результаты свидетельствуют о некоторой социальной напряженности среди молодого населения региона. Нынешнее поколение в большинстве своем не очень довольно деятельностью местного и краевого управления. Молодые люди не чувствуют данной поддержки от государственного аппарата, ощущая некоторую незащищенность, обусловленную отсутствием должного количества субсидий, направленных на развитие будущего поколения. Государственный аппарат власти края не способен решить многие проблемы нынешней молодежи. Здесь наблюдается некоторое расхождение с общероссийскими показателями. Как упоминалось в Главе1, российская молодежь, в общем, в чем-то возлагает свои надежды на помощь правительства. Молодые люди надеются на улучшение различных социальных показателей в стране. Это, на пример, снижение платы за образование и наличие большего количества бюджетных мест в высших и средне-специальных учебных заведениях, а также улучшение системы здравоохранения и субсидирование молодых семей. У нас в регионе молодежь не верит в помощь правительства и считает формы его правления недостаточно корректными по многим параметрам.

                                                                                                  Таблица 21.

На чью помощь вы надеетесь при осуществлении своих планов?(%)

  Кисловодск Ставрополь
Родители 33,75 33,75
Друзья 10 6,25
Правительство региона - -
Государство - -
Только на себя 61,25 60

 

Категория молодежи, надеющаяся помощь родителей зачастую относится к возрастной категории от 15 до 20 лет. По понятным причинам молодое поколение перенимает стиль поведения и социальные нормы, принятые в их собственной семье, иногда не задумываясь, старается подражать своим родителям и, несомненно, желает добиться большего. Именно родители оказывают достойную поддержку нынешней молодежи в материальной и духовной сфере жизни этой социальной группе населения. Это, прежде всего помощь при получении образования и другие не менее важные аспекты развития молодого поколения. На друзей надеяться особо не приходится, ибо они находятся в таком же положении, как и сами опрошенные и могут дать лишь психологическую поддержку при осуществлении тех или иных планов на будущее.

Но все же большинство нынешней молодежи исследуемых городов надеется только на себя. Только от нас по большей части зависит наше будущее. Никто не сможет заставить нас выбрать тот или иной путь. Рыночная экономика способствует более быстрому взрослению сегодняшней молодежи. В жестких условиях конкурентной борьбы за выживание молодое поколение просто вынуждено надеяться лишь на себя в осуществлении своих планов на будущее. По моему мнению, это довольно не плохо. С раннего возраста молодое поколение учится принимать те или иные решения, становится более практичным, чаще задумывается о завтрашнем дне, подчас лучше своих родителей ориентируясь в тех или иных экономических условиях. Но не имея должной поддержки со стороны правительства края и муниципальных органов управления, не чувствуя своей значимости и востребованности на рынке труда, мое поколение не в силах будет осуществить все свои планы и удовлетворить все свои здоровые амбиции, направленные в первую очередь на улучшение качества жизни всего региона.

Конечно же, непосредственного внимания в исследованиях, касающихся социального портрета молодежи, заслуживает вопрос об образовании. Именно образование является основой дальнейшего развития общества, играя под час решающую роль в судьбе человека. Молодежь, представляя собой довольно молодую возрастную категорию населения большую часть своего времени отводит именно образовательному процессу. Выбор будущей специальности определяет зачастую всю последующую деятельность и судьбу человека в целом. Вопрос образования является самым главным и самым сложным для молодого поколения. Соотношение желаемой профессии и востребованности ее на рынке труда является одним из острейших вопросов для нынешней молодежи.

 Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии.

Процесс профессионального самоопределения начинается с достижением человеком возраста, когда у него начинают формироваться первоначальные мировоззренческие ориентиры (5-7 лет). Тогда у ребенка только начинает формироваться первоначальное представление о будущем роде деятельности, потом этот процесс проходит 3 этапа. Первый этап заключается в принципиальном самоопределении на счет будущей жизни. Обычно на этом этапе человек принципиально выбирает свой жизненный путь. Он выбирает между законопослушной жизнью и асоциальной, противозаконной, выбирает работать ради денег или ради работы, долга, выбирать между личной выгодой или долгом перед обществом.[17]

В нашем исследовании мы затронули несколько вопросов, касающихся выбора профессии и последующей трудовой деятельности. Выбор направления будущей профессиональной деятельности в городах Ставрополе и Кисловодске несколько различается (Табл.22). большинство опрошенных в Кисловодске выбирают в будущем заняться коммерческой деятельностью(40%), тогда как в Ставрополе коммерцией планируют заняться лишь 17,5% анкетируемых.

Военное образование выбрало 3,75% молодежи Ставрополя и 6,25% молодого поколения Кисловодска. Педагогами желают стать 13,75% ставропольчан и 7,5% кисловодчан. Медицинское поприще выбрало 1,25% опрошенных в обоих городах. юридическую практику выбирают 5% в Ставрополе и 10% в Кисловодске. Работать на производстве желают 7,5% ставропольчан и 5% кисловодчан. Политической деятельностью планируют заняться лишь 2,5% опрошенной молодежи в Ставрополе. Другие направления выбирают около половины ставропольских и 30% кисловодских юношей и девушек.

                                                                                                  Таблица 22.

Ваш выбор направления будущей профессиональной деятельности(%).

  Кисловодск Ставрополь
Военное 6,25 3,75
Педагогическое 7,5 13,75
Медицинское 1,25 1,25
Юридическое 10 5
Производственное 5 7,5
Политическое - 2,5
Коммерческая деятельность 40 17,5
Другое 30 48,75

 

Такое несоответствие в ряде некоторых параметров, касающихся выбора будущей профессии, объясняется довольно легко. Количество учебных заведений и предлагаемых специальностей в Ставрополе намного превосходит Кисловодск. Ставрополь насчитывает ВУЗов и средне специальных заведений, это почти в 2 раза больше чем в Кисловодске, который обладает в основном филиалами крупных ВУЗов юга России. Спектр предлагаемых специальностей Ставрополя весьма разнообразен. Это гуманитарные, технические, естественнонаучные и творческие специальности. Специальности, предлагаемые кисловодскими образовательными учреждениями, ограничиваются в основном экономическими и юридическими направлениями профессиональной деятельности. Следовательно, молодежь, проживающая на территории Кисловодска, которая желает получить достойное образование иного профиля, вынуждена покидать родной город с целью обучения по выбранной профессии. Ставропольские выпускники в меньшей мере сталкиваются с данной проблемой, имея больше возможностей для получения разного рода профессий. И Ставрополь по праву можно считать не только административным, политическим и культурным центром края, но также и образовательным.

Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить шесть важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи.

1. совет родителей

2.поступал сдрузьями

3.желаемая профессия

4.легче было поступать

5.стремление получить высшее образование

6.на что денег хватило

К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и наступает «кризис мысли» у молодых людей, когда они не могут выбрать свой. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

Аргументы, повлиявшие на выбор специальности при поступлении в учебное заведение среди молодежи Кисловодска и Ставрополя также различны (Табл.23).

                                                                                                   

                                                                                                Таблица 23.

Аргументы, повлиявшие на выбор специальности при поступлении в высшее учебное заведение: (%)

  Кисловодск Ставрополь
Совет родителей 26,25 10
Поступал с друзьями 1,25 2,5
Желаемая профессия 38,75 51,25
Легче было поступать 7,5 12,5
Стремление получить высшее образование 27,5 20
На что денег хватило 1,25 3,75

 

51,25% опрошенных в Ставрополе и 38,75% в Кисловодске поступали по желаемой профессии. Совет родителей повлиял на мнение при выборе специальности на 10% юных ставропольчан и 26,255 кисловодчан. Стремление получить высшее образование руководило 20% ставропольских и 27,5% кисловодских абитуриентов. С друзьями поступило 2,5% и 1,25% ставропольской и кисловодской молодежи. Ответ: «Легче было поступать» - выбрали 2,5% в Ставрополе и 7,5% в Кисловодске. Материальной составляющей вопроса аргументировали свое поступление в учебное заведение 37,5% ставропольских и 1,25% кисловодских представителей молодого поколения края, выбрав из предложенных вариантов, ответ: «на что денег хватило».

Итак, исследование показало, что кисловодская молодежь чаще своих сверстников прислушивается к совету родителей, становясь перед выбором будущей специальности, и зачастую руководствуется лишь стремлением получения высшего образования. В Ставрополе же основным аргументом при выборе будущей специальности в основном служит желанная профессия. Это объясняется, прежде всего, тем, что молодым поколением Кисловодска зачастую движет материальная составляющая вопроса об образовании. Для многих жителей любого провинциального города высшее образование- это, прежде всего шаг к более высокооплачиваемой работе, нежели к интересной желаемой профессии. Все дело в том, что вышеуказанный спектр предлагаемых специальностей малых городов не дает особо больших возможностей для осуществления профессионального потенциала. В Ставрополе картина несколько иная. Выбранная профессия служит основным приоритетом образовательного процесса. Жители более крупного города стремятся получить высшее образование и в последующем устроиться на не только высокооплачиваемую должность, но и обрести профессию, которая будет приносить духовное удовлетворение. Перед молодыми ставропольчанами открываются более широкие перпективы в этом отношении. Образовательный процесс для многих молодых людей краевого центра является основой для реализации своего собственного «Я», своего таланта. Я думаю, что министерству образования Кисловодска, а также муниципальным властям города следует задуматься над значительным расширением высшего образования, дав кисловодской молодежи возможность превратить в жизнь свои амбиции, касающиеся получения желаемой профессии, не покидая с этой целью родной город.

Логичным продолжением вопросов, касающихся выбора профессии, является вопрос будущей трудоустроенности молодежи исследуемых городов. В этом свете мы затронули вопрос личных предпочтений самой молодежи, направленных на ее планы после окончания ВУЗа.

При ответе на вопрос: «Что Вы предпочитаете после окончания ВУЗа?»- жители Кисловодска и Ставрополя ответили несколько по-разному(Табл.24). Большинство опрошенных в городе Кисловодске предпочитают после окончания высшего учебного заведения «много работать и хорошо зарабатывать» (так ответило 48,75% анкетируемых), тогда как в Ставрополе молодежь в большинстве своем желает иметь интересную работу, любимую профессию независимо от образования.

                                                                                                  Таблица 24.

Предпочитаете после окончания ВУЗа: (%)

  Кисловодск Ставрополь
Небольшой заработок, но много свободного времени - 1,25
Небольшой, но твердый заработок 16,25 3,75
Много работать и хорошо зарабатывать 48,75 46,25
Иметь интересную работу, любимую профессию независимо от образования 35 48,75

 

Иметь небольшой, но твердый заработок предпочитают 16,25% молодых кисловодчан и лишь 3,75% ставропольской молодежи.

Небольшого заработка, но много свободного времени в будущем желает добиться только 1,25% будущих специалистов г.Ставрополя. в Кисловодске данный вариант ответа не использовался вообще. Такая разница в ответах прежде всего обуславливается функциональной направленностью и величиной городов, принимающих участие в исследовании. Более крупный город дает больше перспектив для реализации трудовых потребностей молодого поколения. Молодежь Ставрополя выбирает своими приоритетами интересную профессию, возможность реализовать свои таланты, желания, навыки и умения.

Более малый город ориентирует юное население лишь на получение высокой заработной платы, независимо от творческих планов и способностей молодежи. Кисловодск, к сожалению, не может дать молодым специалистам возможности реализовать свои профессиональные амбиции, так как не имеет в полной мере развитую инфраструктуру и обладает довольно узкой специализацией курортного города.

Проблема выбора между материальным аспектом и долгом перед людьми следующая проблема молодого поколения. Сейчас ни для кого не секрет, что в нынешней России профессии в сфере образования, здравоохранения, науки, охраны государства не являются высокооплачиваемыми, более того ситуация с финансированием некоторых сфер здравоохранения, ВС и науки просто бедственная. Для примера старший научный сотрудник сейчас получает меньше чем рядовой дворник.[5]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...