Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Циклограмма диагностических мероприятий в 5 классе




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр диагностики и консультирования «Консилиум»

Программа мониторинга

Уровня сформированности универсальных

Учебных действий учащихся 5-го класса

 

Составители: педагог-психолог

А.В.Ерохина

педагог-психолог

Е.А.Чиркова

 

 

г. Гаврилов Ям

2015 год

Паспорт программы

Наименование программы Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов  
Наименование учреждения   МОБУ ЦДиК «Консилиум»    
Цель программы Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.  
Задачи программы 1. Отработать механизмы сбора информации об уровне сформированности УУД у учащихся; 2. Выявить и проанализировать факторы, способстующие формированию УУД   3. Апробировать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД у учащихся;     4. Сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-х классов;    
Объект исследования Универсальные учебные действия учащихся 5-х классов;  
Срок реализации программы   Сентябрь-октябрь, апрель-май.
Целевая группа Учащиеся 5-х классов  
Ожидаемые результаты   Получена объективная информация о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения  

Пояснительная записка

Деятельность школьного психолога с введением ФГОС ООО становится обязательной, конкретной и измеримой. Ведущим направлением ее является реализация развивающего потенциалаобразования, а наиболее актуальной задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

· учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся;

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающим требованиям современного общества;

· обеспечение преемственности образования;

· разнообразие организационных форм.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

 

Мониторинг – наблюдение, постоянное отслеживание какого-либо процесса на соответствие его первоначальным предположениям.

Психологический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-х классов;

 

Объекты мониторинга: универсальные учебные действия школьников 5-х классов;

 

Условия реализации программы мониторинга: банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы: сентябрь-октябрь, май. Цикличность – ежегодно.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД:

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

· соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

· сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:

· анкетирование;

· тестирование;

· наблюдение;

· беседа.

 

Требования к методическому комплексу, направленному на оценку развития УУД:

· адекватность методик целям и задачам исследования;

· теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;

· адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;

· валидность и надежность применяемых методик;

· профессиональная компетентность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;

· этические стандарты деятельности психологов.

 

Формы сбора информации: групповая и индивидуальная диагностика

 

 

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов» (см. приложение 1), заполняется сводная ведомость сформированности УУД учащихся на начало учебного года (приложение 2) и на конец учебного года (приложение 3), адаптационная карта наблюдений (приложение 5). Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.

Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

Психологическая диагностика проводится в два этапа (в сентябре-октябре и в апреле-мае). В рамках мониторинга предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология»И.В. Дубровиной, программа Селевко.

5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

Циклограмма диагностических мероприятий в 5 классе

УУД/ показатель Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения
Коммуникативные УУД
  Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска · · «Изучение периода адаптации учащихся в 5 классе» (по методике Александровской) · (Приложения № 4 и 5) Наблюдение   2 раза в год I этап сентябрь-октябрь II этап Апрель– май
Личностные УУД
  Самооценка   «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» (Приложение № 8) Тестирование 1 раз в год сентябрь
  Мотивация   «Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)   Анкетирование 1 раз в год сентябрь
  Мотивация на этапе перехода в среднее звено школы   «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации») (Приложение № 11)   Тестирование 1 раз в год сентябрь
Регулятивные УУД
  Оценка · · «Личностный опросник Кеттелла» (в модификации Л.А. Ясюковой)(Приложение № 12) Тестирование 1 раз в год сентябрь
Познавательные УУД
  Сформированность навыков чтения. · · «Оценка сформированности навыков чтения»из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. (Приложение № 6) Тестирование   1 раз в год октябрь
  Самостоятельность мышления. · · «Оценка самостоятельности мышления» из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой (Приложение № 7) Тестирование 1 раз в год октябрь
  Словесно-логическое мышление   · «Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т.Фотекова (Приложение № 10) · Тестирование 1 раз в год октябрь

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...