Циклограмма диагностических мероприятий в 5 классе
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр диагностики и консультирования «Консилиум» Программа мониторинга Уровня сформированности универсальных Учебных действий учащихся 5-го класса
Составители: педагог-психолог А.В.Ерохина педагог-психолог Е.А.Чиркова
г. Гаврилов Ям 2015 год Паспорт программы
Пояснительная записка
Деятельность школьного психолога с введением ФГОС ООО становится обязательной, конкретной и измеримой. Ведущим направлением ее является реализация развивающего потенциалаобразования, а наиболее актуальной задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: · учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся; · воспитание и развитие качеств личности, отвечающим требованиям современного общества; · обеспечение преемственности образования; · разнообразие организационных форм. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Мониторинг – наблюдение, постоянное отслеживание какого-либо процесса на соответствие его первоначальным предположениям. Психологический мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения. Задачи мониторинга: 1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-х классов;
Объекты мониторинга: универсальные учебные действия школьников 5-х классов;
Условия реализации программы мониторинга: банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс. Срок реализации программы: сентябрь-октябрь, май. Цикличность – ежегодно. Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса. Система критериев и показателей уровня сформированности УУД: Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают: · соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; · соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; · сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Методы сбора информации: · анкетирование; · тестирование; · наблюдение; · беседа.
Требования к методическому комплексу, направленному на оценку развития УУД: · адекватность методик целям и задачам исследования; · теоретическая обоснованность диагностической направленности методик; · адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся; · валидность и надежность применяемых методик; · профессиональная компетентность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов; · этические стандарты деятельности психологов.
Формы сбора информации: групповая и индивидуальная диагностика
Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов» (см. приложение 1), заполняется сводная ведомость сформированности УУД учащихся на начало учебного года (приложение 2) и на конец учебного года (приложение 3), адаптационная карта наблюдений (приложение 5). Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.
Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность. Психологическая диагностика проводится в два этапа (в сентябре-октябре и в апреле-мае). В рамках мониторинга предполагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу. 2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода. 3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. 4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления может быть использована успешно апробированная программа по психологии для учащихся средней школы «Психология»И.В. Дубровиной, программа Селевко. 5.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
Циклограмма диагностических мероприятий в 5 классе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|