Вопрос 6. Семейная педагогика в системе педагогических наук: объект, предмет, задачи и ее взаимосвязь с другими науками.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни. Семейная педагогика – отрасль педагогической науки, выделенная по институциональному признаку, т.е. по социальному институту, который занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, – семье. Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка. В отечественной и зарубежной педагогике имеется немало работ, заложивших теоретические основы семейной педагогики. Но становление семейной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно. В связи с этим определены ее объект и предмет изучения. Цель семейной педагогики – вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту. Объект семейной педагогики - состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет семейной педагогики - сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка. Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят: - разработка теоретических проблем семейного воспитания; - изучение опыта семейного воспитания; - внедрение научных достижений в практику семейного воспитания; - исследование путей повышения педагогической культуры родителей;
- обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов. Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы: 1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание: - анализ произведений искусства и художественной литературы; - искусство педагогической герменевтики (умение истолковывать и понимать педагогический опыт, который представлен в различных продуктах материальной и духовной культуры); - метод идентификации (в его основе лежит понимание исследователем другого человека, благодаря способности поставить себя на его место, как бы воплотиться в него). 2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института: - сбор фактического материала, который характеризует семью и домашнее воспитание; - изучение литературных источников; - наблюдение; - беседа; - «педагогический консилиум»; - метод независимых характеристик; - метод сочинений; - изучение и обобщение опыта; - изучение продуктов деятельности детей; - изучение документации; - опытная работа и др. - социологические методы (социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия); - психологические методы (помогают расширить и углубить представления о семье; дают возможность испытуемым осознать свои взаимоотношения, сделать выбор); - метод изучения семьи глазами ребёнка; - методы математической обработки полученных экспериментальных данных (шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин); - методы теоретического анализа и диалектического познания; - сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ; - раскрытие;
- обобщение и систематизация полученных данных; - прогностическое моделирование и др. Теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, конкретизация, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, моделирование, математические и статистические методы и др. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, обобщение опыта, научная экспедиция, метод педагогического консилиума, опросы, тесты, 5 изучение и анализ документации, продуктов деятельности, близнецовый метод, генеалогический метод исследования и др. Таким образом, методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Место семейной педагогики в системе педагогических наук: Педагогика за долгие годы своего становления и развития превратилась в разветвленную систему наук о воспитании. Система педагогических наук: - общая педагогика; - отраслевая педагогика (семейная, производственная, социальная педагогика); - возрастная педагогика (предшкольная, дошкольная и педагогика школы; педагогика среднего-профессионального обучения; педагогика высшей школы); - коррекционная педагогика (сурдопедагогика, логопедия); - история педагогики; - частные методики (методика развития речи; экологического, музыкального воспитания). Педагогика имеет тесную связь с другими науками. 1) философией; 2) психологией; 3) школьной гигиеной; 4) социологией; 5) фольклористикой и этнографией. Развитие педагогики, как науки, протекает в тесной взаимосвязи с множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке. Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.
Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения. Школьная гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Фольклористика и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры. Особо следует отметить такой важный источник развития семейной педагогики, как история педагогики, опыт прошлого. Расцвет теории семейного воспитания пришелся на середину XIX в. Семейная педагогика как наука стала развиваться благодаря трудам П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К..Д. Ушинского и др. Педагоги прошлого говорили о роли семьи в воспитании, роли матери как первой воспитательницы, необходимости проявления к детям уважительного отношения, вреде физических наказаний. Авторами поднимались острые проблемы семейного воспитания, например: о требовательности к детям, вреде преждевременного раннего обучения и др. Их открытия актуальны и сегодня.
Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь: 1) анатомией и физиологией человека; 2) математикой; 3) кибернетикой. Педагогика использует их следующим образом: 1) заимствует научные идеи; 2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками. Биологические науки рассматриваются как естественно-научная база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др. Математика служит источником методов, которые применяются в процессе обучения. Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение. Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректного построение педагогического процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|