Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ «плохого парня» как лейтмотив в кинематографе




Значительная часть кинематографа и художественной литературы в той или иной мере повторяет одни и те же сюжеты, которые называются классическими. В самом повторении нет ничего дурного, и это объясняли в разное время и искусствоведы, и психологи, и историки. Ведь в культурах разных народов и стран очень много общего, особенно в части того, что касается воспитания детей.

Настораживает в этой ситуации то, что один из классических сюжетов в последние годы, а точнее, в последние 20-30 лет, стал слишком распространённым в кино, литературе и популярной музыке. Особенно, в фильмах и книгах, предназначенных для молодежи. Это история о том, как милая и добрая героиня влюбляется в злодея. У многих подобные рассказы вызывают ассоциации со сказкой «Красавица и Чудовище», но эти сравнения здесь неуместны.

Сюжет «Красавицы и Чудовища», как и отечественного «Аленького Цветочка», совсем не сопоставим с тем, что нам сегодня предлагает современная массовая культура: любовь юных героинь к монстрам, убийцам, чудовищам в полном смысле этого слова. В сказке «Аленький Цветочек» рассказывалось о том, что нельзя любить человека лишь за внешнюю красоту, ведь внутри Чудовище всегда обладало добрыми качествами, и любовь, как Красавицы, так и Чудовища, была любовью не к внешнему облику, а к внутренней красоте души.

Существует еще один классический сюжет, элементы которого сегодня тиражируются, – это история о том, как за прекрасную девушку-царевну-принцессу сражаются герой (богатырь-царевич-рыцарь) и антигерой (злодей-дракон-негодяй). Сюжетное построение чаще всего таково, что девушка отдана монстру, а рыцарь должен, преодолев какие-то препятствия, спасти возлюбленную. Воспитанные на таких историях девушки понимают, что их мужчина должен быть мужественным, смелым, готовым спасти ее. Юношей же подобные рассказы учат тому, что нужно быть отважным и давать отпор злу ради близких людей, возлюбленной, семьи…

Об этом пел В. Высоцкий:

«И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить.
И друзей успокоив, и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя».

А вот в современном кинематографе, хоть сюжет этот и остался, но он получил новую интерпретацию. Изменение всего лишь в одной детали: теперь объектом любви героини является злодей. Либо она в финале остается со злодеем, либо злодей показан зрителю куда более романтичным и интересным, чем герой, хоть сюжет может и оканчиваться классическим Хэппи-Эндом. Бывает и так, что положительный персонаж вообще отсутствует или полностью себя дискредитирует по ходу развития сценария.

Такой сюжет сейчас стал очень популярным, но не потому, что все женщины и девушки действительно имеют в себе мазохистские наклонности, как утверждал Зигмунд Фрейд, опустивший человека на уровень животного, а потому, что эти сюжеты очень профессионально, ярко и соблазнительно поданы. Более того, у подобного ноу-хау есть определенные черты, выдающие, что все снято и написано по определенным лекалам, каждое из которых дает однозначный посыл читательнице-зрительнице:

Любовь

Абсолютно никем и ничем не оспаривается то, что Злодей в различных вариациях способный даже на убийство и на любые другие злодеяния, целиком и полностью абсолютно любит Героиню.

Тут надо пару слов сказать о понятии «голливудская любовь» – это некое мифическое чувство, которое возникает с первого взгляда и, поскольку является не меньше чем «Божественным чудом», то под предлогом «это-любовь» можно оправдать абсолютно все грехи, пороки, низменные поступки героев и т.п.

Тезис «это-же-любовь» в сознании зрителей оправдывает глупость героинь, которые встряли в отношения с теми, кто несет опасность им самим и окружающим. Авторами таких произведений явно намеренно упускается из виду, что любовь даже в официальной психологической теории состоит из трех компонентов – влечения, дружественных чувств и ответственности за отношения. Персонаж образа «Злодей» или «Плохой парень», не может любить по-настоящему, быть верным, быть ответственным, иметь уважение к своей возлюбленной. Так что через подобные произведения закладывается образ не существующей на самом деле любви, которую не может дать человек с таким характером и мировоззрением.

Яркий пример – фильм «Сумерки». Столетний вампир влюбляется в простую и милую девушку настолько, что ради нее подставляет под удар свою семью и несколько раз рискует своей жизнью, а также пытается покончить с собой, подумав, что она погибла.

Посыл читательнице-зрительнице:

Героиня настолько красива, мила и прекрасна как женщина, что заставила влюбиться в себя даже того, кто любить не умеет – Злодея, убийцу, монстра… для других. Другим он несет вред, и только ей, такой прекрасной, он покорился и говорит о любви, добивается ее взаимности и т.п. Естественно, читательнице льстит подобная история о силе женской (ее) красоты, и ей начинает нравиться этот сценарий развития отношений.

Спасение

Своей любовью Героиня спасает Злодея, иногда делает его добрее, иногда просто влияет на него в своих целях.

Яркий пример – фильм «Халк». Одного лишь взгляда на возлюбленную хватает монстру, который до этого всё крушил и ломал, чтобы вернутся в человеческий облик интеллигента-ученого.

Посыл читательнице-зрительнице:

Героиня настолько прекрасна как человек, что смогла перевоспитать злодея, превратить его из Чудовища в Принца. Это также очень льстит читательнице.

Абъюз

В подобных сценариях практически всегда присутствуют эпизоды, когда Злодей наносит вред Героине. Он может ее оскорбить, может ударить, может избить или причинить моральную боль. После этого он сразу же проявляет о ней заботу, оказывается нежным и добрым (не прося прощения!). Несмотря на такие «срывы», всё заканчивается Хэппи-Эндом. А если речь идет о франшизе или сериале, то круг «боль-романтика-боль-романтика» повторяется несколько раз, специально для закрепления материала в сознании зрителя.

Важно уточнить один момент: в зарубежной психологии давно был выявлен такой феномен как «абъюз». «Абъюзер» – это человек, совершающий психологическое и/или физическое насилие, с человеком, которого якобы любит. Причем для самого абъюзера, это действительно является любовью в его понимании.

Подобная черта – чередование насилия и ухаживания – это именно что классические проявление абъюза, абъюзерных отношений. Известно, что такого человека так просто не исправить, он не обладает недостатком, он психически болен. Все, что можно сделать в отношениях с абъюзером – это прекратить всяческие с ним отношения. Вся забота, как и весь вред, что он причиняет объекту «любви», для него являются проявлением его чувств. Это психически неуравновешенный человек, и отношения с таковым не могут привести к счастливой или хотя бы спокойной семейной жизни. В лучшем случае – развод и искалеченная психика, в худшем – жертву абъюзера может ждать даже летальный исход.

Яркий пример – сериал «Дневники вампира»: динамика отношений героинь и их возлюбленных все время скачет от эпизодов нанесения вреда своим избранницам от героев-вампиров, до романтических сцен и проявления заботы о них же. Причем поскольку речь идет о живых мертвецах, то авторы смело показывают, как влюбленные мужчины могут даже убивать своих возлюбленных, зная, что те оживут через несколько часов.

Посыл читательнице-зрительнице:

Абъюз в сознании зрителей начинает восприниматься как норма и приобретает романтические черты. Если девочка будет расти на таких «романтических примерах» (а других современная массовая культура практически не показывает), то она будет искать мужчину, который будет также «страстно» сообщать ей о своих чувствах. Нормальные, здоровые проявления симпатии от молодых людей ею просто не будут восприниматься как проявление чувств, не будут «трогать ее сердце», она будет подсознательно искать чего-то «погорячее».

Сила

Как ни странно, но Злодей по всем параметрам, кроме своего поведения, явно схож даже не с Героем, а с Прекрасным Принцем: вопреки, а иногда и благодаря своему асоциальному поведению, он является либо суперстильным, либо очень богатым, либо и тем и другим одновременно. Его злодейство дает ему огромные возможности и силу.

В подобных фильмах или книгах Злодей всегда сильнее Героя, если таковой там всё же присутствует. Даже если Герой все же побеждает (что происходит в последнее время всё реже), то Злодей хотя бы перед зрителями, а точнее зрительницами, все равно на фоне Героя смотрится куда интереснее и привлекательнее: он сильнее Героя, умнее, глубже как персонаж, поскольку на него зачастую потрачено больше экранного времени, чем на героя.

Яркий пример – фильм « 50 Оттенков серого ». З десь в качестве объекта любви юной невинной героини выступает 27-летний садист, который сказочно богат (и добился всего сам), увлекается спортом, неплохо дерется, хорошо выглядит, тратит на героиню уйму времени и денег, защищает ее от различных опасностей.

 

Посыл читательнице-зрительнице:

Сила, влияние, социальное положение изображаются как нечто более важное, чем нравственные и моральные качества. Преступник, вор, криминальная личность приобретают романтический положительный образ, что ведёт к тому, что именно такие персонажи будут привлекать внимание девушек, а значит, и служить образцом для подражания для многих юношей. Естественно, все это происходит на подсознательном уровне.

За примерами подобной «культурной пропаганды» не надо далеко ходить: огромное количество рекламируемых сегодня фильмов, книг, сериалов и даже музыкальных клипов несут в себе именно эту программу.

Зачастую даже экранизированная классика несёт в себе изменения в концепции сюжета Герой-Героиня-Злодей. Например, в последнем фильме, посвящённом «Дракуле», монстр обзаводится романтическими отношениями и даже становится положительным героем. А мюзикл и фильм «Призрак Оперы» превратили мрачный детектив в красивую мелодраму. О них стоит рассказать подробнее.

В романе «Призрак оперы»: присутствует Герой – Рауль, всю жизнь влюбленный в Героиню – Кристину. Он следит за героиней и узнает тайну Призрака Оперы, Злодея – урода-старика с впалым носом, желтой бугристой кожей и светящимися в ночи глазами, который убийствами и махинациями держит в страхе весь театр.

В книге основная роль фокальных персонажей принадлежит Раулю и Кристине, сам Призрак выступает редко и является просто устрашающим персонажем, злодеем. Кристина, узнав, что Призрак намерен сделать ее своей женой, просит в последний раз увидеть свет и запуганно рассказывает все Раулю, а тот обещает спасти её и предлагает сбежать. Призрак, поскольку умел быть незамеченным, подслушал их разговор и похитил Кристину, а Рауль, выяснив историю Призрака, отправляется спасать возлюбленную. Клятва верности от Кристины к Призраку в обмен на жизнь Рауля настолько впечатляют Призрака, что он отпускает влюбленных восвояси и вскоре умирает. Кристина же хоронит его.

В мюзикле и фильме: Роль Рауля из главного героя оказалась смещена. У него нет ни одной собственной песни. Все основные красивые песни, включая основную тему мюзикла, поет Призрак. Рауль же поет только в дуэте с кем-то. Внешне «Призрак» крайне изменился: актерам, играющим Призраков, не более 40 лет, они статные и часто выше Рауля, лицо Призрака обезображено либо на половину, либо на четверть. Более того, Рауль объявляет войну Призраку открыто и просит Кристину быть наживкой; благодаря этому поступку Героя, Призрак похищает Кристину, а также убивает нескольких людей и поджигает театр. Кульминационная сцена повторяет книжную, но в финале мюзикла Призрак просто исчезает. А в финале фильма зритель узнает, что Кристина прожила долгую жизнь… а Призрак еще более долгую, так как он (несмотря на то, что был старше обоих героев минимум лет на 10-15) пережил Кристину, и в финальных кадрах старик-Рауль в доказательство этому обнаруживает на могиле своей жены розу от Призрака…

Еще один момент из нововведений, отрицательно характеризующий Рауля: в книге все действие началось со спектакля, где выступила Кристина, там же Рауль узнал свою возлюбленную. В фильм же добавлена сцена до этого периода, где Рауль проходит мимо Кристины, когда она выступает обычной балериной, и не замечает ее. Узнал в ней любовь всей своей жизни Рауль только тогда, когда увидел ее дивой оперного театра, из-за чего был обвинен Призраком в том, что его «любовь» – лишь попытка искупаться в славе новоявленной примадонны.

Таким образом в фильме и мюзикле положительный герой Рауль был убран на второй план, а всё внимание перешло к бывшему Злодею, который теперь занял центральное место в сюжете, одновременно став намного более привлекательным и романтичным.

Отдельно стоит упомянуть, что подобная концепция, когда девочка выбирает какого-то злодея в качестве возлюбленного, или друга, или поддержки присутствует не только в современных книгах и фильмах, но и в музыке:

Песня певицы Britney Spears “Criminal”


Он – жулик,
Он никуда не годится.
Он – неудачник, никчёмный человек.
Он лжет, он блефует,
Он ненадежный,
Он неудачник с пистолетом.

Я знаю, ты говорила мне,
Что мне нужно держаться от него подальше.
Я знаю, ты говорила,
Что он просто заблудший пёс.
Он – плохой парень с порочным сердцем,
И даже я знаю, что это глупо.

Он – злодей дьявольского закона,
Он – убийца только для забавы.
Он стукач и непредсказуем,
Он ничего не сознаёт,
Нет, нет, нет…

Я знаю лишь, что должна забыть его, но нет…
Ведь он плохой парень с порочным сердцем,
И даже я знаю, что это глупо…

И у него есть тату
С моим именем на руке -
Его талисман,
Поэтому, думаю, это нормально,
Что мы вместе.

Я слышу, что говорят другие,
Пытаясь делать замечания,
Чтобы разлучить нас.
Но я даже не слышу их,
Мне пофиг…

Припев:
Но, мама, я влюблена в преступника,
И эта любовь
Неподвластна разуму, это физическое.
Мама, пожалуйста, не плачь,
Со мной все будет хорошо.
Все доводы прочь,
Я не могу отрицать, что
Люблю этого парня.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...