Направление: 440402 Психолого-педагогическое образование
Уровень образования: Магистратура
Профильная направленность: Психология управления образовательной средой.
Челябинск, 2015 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКоЕ И ИНФОРМАЦИОННоЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………….14
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ………………………………16
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..20
7. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ……………25
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ…………25
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ…………………………………………………..26
Лист изменений…………………………………………………...26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1 Дисциплина «Психотехники в образовании» относится к вариативной обязательной части ОПОП, трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ.
1.2 Данная дисциплина опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплин ОПОП: современные образовательные технологии, философия образования и науки, социальная психология образования
1.3 Данная дисциплина является основой для изучения последующих дисциплин ОПОП: психология управления образовательной средой, современные методы психодиагностики.
1.4. Цели дисциплины: формирование у студентов целостного представления о развитии психотехники, её практическом применении в образовании.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям):
- использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
- способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5).
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
Конкретизированные цели освоения дисциплины
Знать
уметь
владеть
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
З.1:особенности использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
3.2.:современные технологии сбора, обработки данных и их интерпретации.
У.1: осуществлять подбор научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности.
В.1:навыками использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
В.2.: современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации
- способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5).
З.1: особенности диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности;
З.2.:методы диагностики, используемые в образовании.
У.1: проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности.
В.1:навыками диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
(для очной формы обучения)
Таблица 2
№
п/п
Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л
Семинарские и лабораторные занятия
СРС
Всего
Раздел 1. Психотехника как научная дисциплина психологической практики.
-
Общее представление о психотехнике
-
Методологические основы психологической практики.
Современные психотехники в образовании
-
Раздел 2. Развитие психических процессов в обучении.
-
Психотехники развития психических познавательных процессов.
-
Раздел 3. Психология управления конфликтами: психотехники и технологии
Раздел 4. Психология управления психическими состояниями
-
Психотехники управления стрессом.
-
ВСЕГО, в том числе контроль часов
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Таблица 3
Раздел 1. Психотехника как научная дисциплина психологической практики.
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
ОПК-2: З.1:особенности использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
В.1:навыками использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности.
Содержание раздела
План лекций
План семинарских занятий
Лекция 1. Общее представление о психотехнике (4ч.)
План:
1.Понятие «психотехника» и психотехнология в терминологической структуре психологической практики;
2.История развития психотехники как практической ориентации в психологии.
3.Смысловые характеристики психотехники как элемента культуры.
Основные понятия: психотехника, психотехнологии.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность психотехники?
2. Что такое психотехническая культура?
3. Какова основная причина кризиса психотехники?
Методическое обеспечение:3,4,20,28,31,32,34,35.
Семинар 1: Методологические основы психологической практики (4часа)
План семинара:
1. Психотехника Г. Мюнстерберга.
2. Психоанализ З. Фрейда.
3. Становление и развитие бихевиоральной психотехники. 4.Особенности психотехнической системы К. Роджерса. 5.Психотехничность культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
6. Вклад А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева в развитие психотехнической системы.
Работа по группам (проблемная дискуссия, таблица)
Основные понятия: психотехника, психоанализ, культурно-историческая теория, понимающая психотерапия.
Вопросы для самоконтроля:
1.В чем смысл новой психотехнической культуры?
2. Почему психоанализ рассматривается как явление новой психотехнической культуры?
3. Каковы основные взаимосвязи психотехник психоанализа и теорий психики?
4. В чем заключается вклад А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева в развитие психотехнической системы?
Методическое обеспечение: 3,4,11,14,16,17,20,28,31,32,34,35.
Семинар 2. Современные психотехники в образовании (4часа)
1. Техники когнитивно-поведенческой психотерапии. Когнитивная психотерапия А. Бека. Этапы когнитивной коррекционной работы. Техники.
2. Основные техники трансактного анализа. Функциональный анализ. Основные понятия: игра, поглаживания и удары, транзакции, вымогательство, запреты и ранние решения, жизненный сценарий, жизненная установка.
3. Психотехники арт-терапии
4. Использование психотехник НЛП в образовании. Репрезентативная система человека. Виды репрезентативных систем. Психотехники НЛП.
Основные понятия: когнитивно-поведенческая терапия, трансактный анализ, функциональный анализ, арттерапия, репрезентативная система человека, нейролингвистическое программирование.
Методическое обеспечение:3,4,11,14,16,17,20,28,31,32,34,35.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
1.Охарактеризуйте психологический механизм интериоризации-экстериоризации в психотехнической практике.
Составьте таблицу.
2.Составить конспект по теме: «Философия практики как методология современной психологии».
1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля.
2. Составить глоссарий по разделу.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции
(или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства (баллы)
ОПК-2:З.1:особенности использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности.
Контрольная работа(10), конспект по темам самостоятельной работы (3), таблица (3)
ОПК-2:В.1:навыками использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности.
Раздел 2. Развитие психических процессов в обучении
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции).
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2).
3.2.:современные технологии сбора, обработки данных и их интерпретации;
У.1: осуществлять подбор научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
Современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации
способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5).
З.1: особенности диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности;
В.1:навыками диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности
З.2.:методы диагностики, используемые в образовании.
Содержание раздела
План лекций
План семинарских занятий
Лекционные занятия по разделу 2. не предусмотрены
Семинар 3: Психотехники развития познавательных психических процессов (4 ч.)
План:
1. Основные характеристики внимания. Методы диагностики внимания у детей и подростков. Способы управления восприятием.
2. Основные характеристики памяти. Методы диагностики памяти детей и подростков.. Управление памятью. Мнемотехники.
3. Основные характеристики мыслительного процесса. Методы диагностики мышления у детей и подростков. Психотехнические способы активизации мыслительного процесса.
(Работа по группам, проблемная дискуссия, создание таблицы по теме)
Основные понятия:внимание, восприятие, память, мышление, мнемотехники.
Методическое обеспечение: 2,3,4,5,8,9,11,13,15,16,18,21,22,24,25,27,28,29,31,32,34,35.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
1. Составить конспект по теме «Особенности диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности психолога».
2. Осуществить подбор методик по диагностике и развитию восприятия, внимания, памяти, мышления для разных возрастных групп детей и подростков.
1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля.
2.Составить тест для проверки знаний по модулю.
3. Составить глоссарий по модулю.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции
(или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства (баллы)
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации(ОПК-2).
3.2.:современные технологии сбора, обработки данных и их интерпретации;
У.1: осуществлять подбор научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
В.2.: современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации
способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности.
Контрольная работа(10),
доклад на семинаре (5) с видео презентацией (5баллов), конспект по теме самостоятельной работы (3).
Современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации
способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5).
З.1: особенности диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности;
В.1:навыками диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности
З.2.:методы диагностики, используемые в образовании.
доклад на семинаре (5) с видео презентацией (5баллов), практическое задание (10 баллов).
Раздел 3. Психология управления конфликтами: психотехники и технологии
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
- использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
З.1:особенности использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
У.1: осуществлять подбор научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности
В.1:навыками использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
В.2.: современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации.
Содержание раздела
План лекций
План семинарских занятий
Лекции по разделу 3. не предусмотрены
Семинар 4: Преодоление конфликтов: конструктивное общение
(4 часа)
1. Общее представление о конфликте. Стратегии поведения в конфликте.
2. Функции конфликта.
3. Психологический контекст управления конфликтами.
4. Диагностика и прогнозирование конфликтов.
5. Предупреждение и профилактика конфликтов.
6. Психотехники коммуникативного поведения в условиях конфликта.
Основные понятия: конфликт, конструктивное общение, прогнозирование, психотехники.
Методическое обеспечение:1,3,5,6,10,12,15,19,25,30,32,34,35.
Лабораторное занятие 1: Медиация в конфликте (6 часов)
1. Медиация как технология регулирования конфликта.
2. Нормативные основы посреднической деятельности.
3. Коммуникативные нарушения в конфликте. Виды поведения в конфликте.
4. Переговорный процесс. Психотехники в образовании. Кокус в медиации. Кодекс поведения медиаторов.
5. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран.
6. Учебные медиации по 2 медиации на каждого студента.
Основные понятия: медиация, коммуникативные нарушения, переговорный процесс.
Методическое обеспечение:1,3,5,6,10,12,15,19,25,30,32,34,35.
Ролевая игра (обсуждение и обратная связь от участников)
Лабораторное занятие 2: Психотехнические стратегии противостояния манипулятивным воздействиям (4 часа).
1. Определения и основные характеристики манипуляции. Феномены манипуляции.
2. Основные принципы построения манипулятивного воздействия (Э. Берн).
3. Способы манипулирования психикой человека: речевые психотехники, манипуляции сознанием, манипулирование личностью; манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и игр; манипулятивные воздействия в зависимости от типа поведения и эмоций человека.
4. Треугольники Карпмана (жертва, каратель, спасатель): анализ позиций треугольника и их взаимодействия. Диагностика манипуляций.
2. Психотехнические стратегии противостояния манипулятивным воздействиям.
Работа по группам (создание таблицы по теме)
Основные понятия:манипуляция, манипулятивное воздействие, манипулятивный прием, внушение, убеждение, треугольник Карпмана.
Методическое обеспечение: 1,10,12,19,30,32,34,35.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Подобрать методы диагностики выявления у школьников разных возрастных групп общего уровня защищенности от манипулирования, а также уязвимости к различным видам манипуляций.
2. Подготовить конспект для проведения медиации в конфликте.
1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля.
2. Составить глоссарий по модулю.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции
(или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства (баллы)
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
З.1:особенности использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
У.1: осуществлять подбор научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности
В.1:навыками использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
В.2.: современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации.
доклад на семинаре (5) с видео презентацией (5баллов), кроссворд (10), контрольная работа (10).
Раздел 4. Психология управления стрессом.
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть
(код контролируемой компетенции)
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2).
З.1:особенности использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
У.1: осуществлять подбор научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности.
В.2.: современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации
Современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации
способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5).
З.1: особенности диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности;
З.2.:методы диагностики, используемые в образовании;
В.1:навыками диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности.
План лекций
План семинарских занятий
Лекции по разделу 4. не предусмотрены
Лабораторное занятие 3: Психотехники управления эмоциональным стрессом (4 часа)
План лабораторного занятия:
1. Стресс: психологическое понятие и физиологический смысл. Факторы стресса. Источники и признаки стресса. Методы диагностики устойчивости к стрессу.
2.Психотехники и упражнения управления эмоциональным стрессом.
3. Техника выполнения релаксационных упражнений.
4. Техника выполнения концентрационных упражнений. Техника выполнения дыхательных упражнений.
5. Особенности аутогенной тренировки.
6. Психодиагностика состояний и свойств личности.
7. Формирование эмоциональной устойчивости у педагогов.
Работа по группам (выполнение психотехнических упражнений, обратная связь).
Основные понятия: стресс, релаксация, концентрационные упражнения, дыхательные упражнения, аутогенная тренировка.
Методическое обеспечение: 1,3,5,6,7,8,15,23,25,32,33,34,35.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Практическое задание:
1.Составить памятку для педагогов «Управление стрессовыми ситуациями в условиях общеобразовательной школы»;
2. Подобрать комплекс психодиагностических методик для изучения подверженности стрессу учащихся.
3. Провести содержательный анализ монографии «Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция» (В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева).
1.Составить кроссворд с использованием основных понятий модуля.
2. Составить глоссарий по модулю.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции
(или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства (баллы)
использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2).
З.1:особенности использования научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности;
У.1: осуществлять подбор научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности.
В.2.: современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации
Контрольная работа (10баллов)
Сообщение (5баллов) с видео презентацией (5баллов)
Практическое задание (10баллов), содержательный анализ монографии (7)
Современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации
способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5).
З.1: особенности диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности;
З.2.:методы диагностики, используемые в образовании;
В.1:навыками диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности.
Контрольная работа (10), таблица (3)
Практическое задание (10)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Основная литература
1.Анцупов А.Я. Конфликтология [Текст]: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учеб.для вузов/А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-e издание,, испр. и доп. – М.: Эксмо,2011. – 509с.
2. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов [Текст]: практикум по общей психологии: учебное пособие. Москва:Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 259с.
7. Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. – формирование и развитие. – Челябинск: ООО «Искра-Профи», 2012. – 230с.
14. Основные направления в зарубежной психологии [Текст]: хрестоматия по курсу «Психология»: учеб.-метод. пособие для студ. Пед. Вузов/Е.А. Василенко. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 130с.
17. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М.: Академ. Проект, 2011. – (Психологические технологии). – 123с.
18. Хрестоматия по психологии познавательных процессов [Текст]: учебное пособие для студентов вуза к курсу «Психология познания» по направлению «Психолого-педагогическое образование»/авт.-сост. Н.Г. Савина, 2011.-81с.