Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее рассмотрение ступеней и путей




 

Признаком земли является твердость и прочность, поскольку функция земли – служить опорой рождению и пребыванию всего [в] мире – движущегося и недвижимого. Она является носителем признака земли - [одной] из четырех махабхут6. Путь трех Колесниц называется «землей». [Слово] «земля» (bhumi, sa) употребляется [здесь в переносном смысле]. Основание такого называния – с точки зрения сходства дхармы функции.

Термин «земля» употребляется во многих случаях [и значениях. Так, например], три «земли» [-пути] Шраваков, Пратьекабудд и Бодхисаттв; три «земли»-метода йоги – метод йоги постижения отсутствия Я индивида, метод йоги постижения лишенности двух (gnyis stjng)7 и метод йоги постижения лишенности истинности (bden stong)8; вводное [самапати] первой дхьяны, «не имеющее бессилия», два базовых [самапати] первой дхьяны – простое и редкостное, три последующих дхьяны – шесть «земель»-ступеней дхьяны; если к шести ступеням непорочной дхьяны [Мира Форм] добавить три первые Hепорочные [самапати Мира] Бесформенного, [получим] девять «земель»-ступеней непорочных; если к [ступени] ума [Мира] Желаний добавить восемь[-четыре уровня] ума [Мира] Форм [и четыре уровня Мира Бесформенного], то [получим] девять «земель»-ступеней трех Миров9. Хинаяна существует в [виде] восьми ступеней.

[3б] Признак ступени – одного из двух [рассматриваемых здесь предметов –] ступеней и путей – то ясное постижение (mngon rtogs) [у] отправившегося в путь, служащее основой и опорой многих достоинств, являющихся [его] собственным плодом. Если подразделять их, то имеются три: ступень Шравака, ступень Пратьекабудды и ступень Бодхисаттвы. Эти три называются [словом] «земля»-«ступень», и вот почему: поскольку подобно тому, как земля служит опорой траве, деревьям, лесам и т.д., эта [«земля»-«ступень»] служит опорой множеству достоинств [у] отправившегося в путь, то и называют так.

А также, если здесь подразделять с точки зрения высшей и низшей [Колесницы], то имеются две «земли»: «земля» Хинаяны и «земля» Махаяны.

Первое. Если подразделять «землю» Хинаяны, то имеются восемь хинаянских ступеней. В «Малом комментарии», [имеющем название] «Спутарха» (don gsal), [Харибхадра при рассмотрении] ясного постижения «вошедшего [в поток» и] трех последующих,10 говорит о восьми ступенях, [относящихся к] именуемому ступенью Шравака, [это] было [сделано] для установления характеристик трех Колесниц. Если согласно общеупотребительному в Писании, то восемь хинаянских ступеней [таковы]:

1) Ступень полного видения белого (dkar ро rnam par mthong ba'i sa).

2) Ступень Рода (rigs kyi sa).

3) Ступень восьмая (brgyad pa'i sa).

4) Ступень видения (mthong ba'i sa).

5) Ступень уменьшения (bsrab pa'i sa).

6) Ступень лишенности страсти (dod chags dang bral ba'i sa).

7) Ступень постижения содеянного (byas pa'i rtogs pa'i sa).

8) Ступень Пратьекабудды (rang sangs rgyas kyi sa).

Если говорить по очереди об [их] «основах признака», то [получаем следующее]:

1) Шраваковский Путь Собирания следует называть ступенью полного видения белого, поскольку [он] является Путем, [где] впервые видят белые дхармы [стороны] совершенного очищения11.

2) Шраваковский Путь Соединения следует называть ступенью Рода, поскольку благодаря ему обретается безошибочность в отношении своего Рода.

3) [Уровень] ясного постижения у «вошедшего» [т.е.приступившего к реализации положения] «вошедшего в поток» (срота-апаны) следует называть ступенью восьмой, поскольку благодаря этому после отправления [в путь] обретается первая из восьми12.

4) [Уровень] ясного постижения, у пребывающего [в обладании] плодом – [состоянием] «вошедшего в поток» – [4а] следует называть ступенью видения, поскольку благодаря пути ушедшего от мира [святого здесь] впервые [обретается] непосредственное видение отсутствия Я индивида.

5) [Уровень] ясного постижения у пребывающего [в обладании] плодом – [состоянием] «приходящего обратно [один раз]» (сакрита-агамина) – следует называть ступенью уменьшения, поскольку, отвергнув тридцать две клеши [Мира] Желаний, делаются [имеющими] мало желаний.

6) [Уровень] ясного постижения у пребывающего [в обладании] плодом – [состоянием] «не приходящего обратно» (анагамина) – следует называть ступенью лишенности страсти, поскольку лишаются привязанности13 ко всем клешам [Мира] Желаний.

7) [Уровень] ясного постижения у Шравака-Архата14 следует называть ступенью постижения содеянного, поскольку постигается что то, что должно быть сделано [на] своем пути, сделано полностью.

8) [Уровень] ясного постижения у Пратьекабудды следует называть ступенью Пратьекабудды, поскольку [здесь] есть мудрость, обладающая [тем] достоинством, [что] во время последнего [своего] существования (т.е. рождения) не нужно опираться на другого – Учителя.

Сюда же следует отнести и [уровни] ясного постижения у обучающихся15 [на пути] Пратьекабудды. Не будет ошибкой не включать сюда [уровни] ясного постижения у трех последних «вошедших» (т.е. приступивших к реализации трех последних плодов), поскольку [они] включаются в [состав уровней] ясного постижения у пребывающих [в обладании] тремя [последними] плодами.

В этой системе йогачара-мадхьямика-сватантрики, [которой придерживался Харибхадра,] в отношении Пратьекабудд не устанавливаются восемь уровней «вхождения-пребывания (zhugs gnas), поскольку Шраваки занимаются главным образом избавлением от клеш, а Пратьекабудды занимаются главным образом избавлением от «грубого» «покрова познаваемого». [Необходимость] Учителя устанавливается для шраваковского ясного постижения [на] семи первых хинаянских ступенях, а Пратьекабудды не относятся ни к какому [из] восьми [шраваковских] уровней, но устанавливаются на восьмой хинаянской ступени.

[4б] В системах виджнянавадинов, саутрантачара – мадхьямиков-сватантриков и прасангиков все восемь уровней относят к Пратьекабуддам, поскольку у двух – Шраваков и Пратьекабудд – [имеется] сходство [в том, от чего] главным образом [они] избавляются.

Второе. Десять ступеней, [на которые] подразделяется «земля» Махаяны, объясняются после этого.

Признак пути – то постижение [у] отправившегося в путь, являющееся путем раскрытия возможности следовать к Просветлению собственному плоду пути. «Путь освобождения» (thar lam), «ведание» (mkhyen pa), «мудрость» (ye shes), «ясное постижение» (mngon rtogs), «мать» (yum), «Колесница» (theg pa) – равнозначные [понятия и термины-] синонимы (don gcig ming gi rnam grangs). Это называют путем: поскольку осуществляет продвижение к положениюосвобожденного, то и называется так.

А также, если проводить в его отношении подразделение с точки зрения сущности (ngo bo), то имеются пять:

1) Путь Собирания (tshogs).

2) Путь Соединения (sbyor lam).

3) Путь Видения (mthong lam).

4) Путь Созерцания (sgom lam)

5) Путь Без Обучения (mislob lam).

1. Путь Собирания. Признак Пути Собирания – то ясное постижение Дхармы. Если подразделять, то имеются три Пути Собирания трех Колесниц. «Путь Собирания», «ступень веры» (dad pa'i sa), «соответствующее части освобождения» (thar pa cha mthun), «ясное постижение Дхармы» (chos mngon rtogs) – равнозначные [понятия и термины-] синонимы.

Имеется основание называть его Путем Собирания: поскольку является первым из путей накопления собрания [причин, необходимых] для обретения Просветления – собственного [плода] пути Колесницы, то и называется так.

Имеется основание называть его ступенью веры: поскольку является путем, [относящимся к тому] периоду, [когда достигают] мастерства, главным образом, в пяти объектах17 – вере и т.д., то и называется так.

Имеется основание называть его соответствующим части освобождения: поскольку освобождает истина прекращения, [реализующая] [5а] избавление от «покрова клеш» (nyon sgrib), и одна сторона того – истина прекращения, избавляющая от приобретенного при жизни (kun btags) «покрова клеш»18, – [является] частью освобождения, и [он] является путем, [относящимся к] периоду, соответствующему обретению этого, то и называется так.

Имеется основание называть его ясным постижением Дхармы: поскольку Дхарма, [которая упоминается в выражении] «ясное постижение Дхармы», – [это] двенадцать разделов Писания, а [данный путь] является периодом, когда, имея то своим объектом, следуют «общему звуку» (sgra spyi)19 [т.е. слову] и ясно постигают смысл услышанного, [причем] главным является ознакомление [со смыслом] посредством слушания и обдумывания, то и называется так.

2. Путь Соединения. Признак Пути Соединения – то ясное постижение смысла (don). Если подразделять, то имеются три – Путь Соединения Шраваков и т.д. [Понятия] «Путь Соединения», «соответствующее части истинного раскрытия [истинного]», «член истинного раскрытия [истинного]», «ясное постижение смысла» – равнозначны.

Имеется основание называть его Путем Соединения: поскольку присоединяет к Пути Видения собственного пути Колесницы, то и называется так.

Имеется основание называть его соответствующим части истинного раскрытия [истинного] (nges 'byed cha mthun): поскольку истинно раскрывающим [истинное] является Путь Видения, а [этот путь] способствует [реализации] части того, то и называется так.

Имеется основание называть его членом истинного раскрытия [истинного] (nges 'byed yan lag): поскольку является членом, осуществляющим обретение Пути Видения – своего плода, то и называется так.

Имеется основание называть его ясно постигающим смысл: поскольку приводит к возникающему [в результате] созерцания переживанию любого – «тонкого» или «грубого» – отсутствия Я – смысла Писания20, то и называется так.

3. Путь Видения. Признак Пути Видения – ясное постижение истины (bden pa). [5б] Если подразделять, то имеются три – Путь Видения Шраваков и т.д. «Путь Видения», «ясное постижение истины», «ведание в потоке бытия [у]следующих Пути Видения» – равнозначные [понятия].

Имеется основание называть его Путем Видения: поскольку является путем непосредственного (mngon sum) постижения впервые «тонкого» и «грубого» отсутствия Я, то и называется так.

Имеется основание называть его ясным постижением истины: поскольку является путем непосредственного постижения впервые истины, то и и называется так.

4. Путь Созерцания. Признак Пути Созерцания – последующее (rjes la) ясное постижение. Если подразделять, то имеются три – Путь Созерцания Шраваков и т.д. «Путь Созерцания», «последующее ясное постижение», «ведание у следующего Пути Созерцания» – равнозначные [понятия].

Имеется основание называть его Путем Созерцания: поскольку осуществляет созерцание уже непосредственно постигнутого отсутствия Я как имеющее [вид] потока21, то и называется так.

Имеется основание называть его последующим ясным постижением (rjes la mngon rtogs): поскольку является путем непосредственного постижения истины после Пути Видения, то и называется так.

5. Путь Без Обучения. Признак Пути Без Обучения – то ведание, характерной чертой которого является избавление от «покрова клеш». Если подразделять с точки зрения вида употребляемого слова22, то имеются три: Путь Без Обучения Шравака и т.д.

«Путь Без Обучения», «мудрость, отвергнувшая покров клеш» (nyon sgrib spangs pa'i ye shes), «ведание Архата» (dgra bcom pa'i mkhyen pa) – равнозначны.

Имеется основание называть его Путем Без Обучения: поскольку приводит к концу то, что должно быть сделано [на] собственном пути Колесницы, то и называется так.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...