Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К сожалению, ответ Серебра не распознан.




Устранив требование оплаты налогов в денежной форме (серебром) Урукагина не просто обесценил серебро, которое снова стало цениться исключительно за его металлические, потребительские свойства. Урукагина обесценил огромные богатства, которые были номинированы в серебре.

Вне зависимости от искренности самого Урукагины, на лицо обострение противоречий вызванных социальным расслоением и усилением эксплуатации, что в целом вело к гибели общины и всего Шумера. По мнению В. В. Струве, знать других городов Шумера начала пристально относиться к социальным изменениям в Лагаше, чем объясняется объявление войны, в которой побеждает Лугальзаггиси, лугать Урука (богиня Иштар). Причиной поражения Урукагины, как считает В. В. Струве, заключалась в том, что Лугальзаггиси опирался на ненависть, которую затаила знать Лагаша на царя-реформатора.


Саргон (XXIV - XXIII в.в. до н.э) был виночерпием шумерского царя Ур-Забаба. История происхождения первого семитского царя, известная из «Сказания о Саргоне», имеет схожесть сюжета с библейским мифом о Моисее, который чудесным образом попал во дворец фараона.

«Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.

Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,

Бросила в реку, что меня не затопила.

Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу.

Акки, водонос, багром меня поднял,

Акки, водонос, воспитал меня, как сына.

Акки, водонос, меня садовником сделал.

Когда садовником был я, — Иштар меня полюбила,

И [пятьдесят] четыре года на царстве был я».

В.В. Струве «имущая верхушка шумерских городов видела в аккадском царе ту силу, которая давала ей возможность консолидировать государственную власть, которая была направлена против рядовых свободных и против рабов»[4].

К тому же, не стоит забывать то, что сам Саргон говорит о его причастности к одному из шумерских культов: «Иштар меня полюбила, И [пятьдесят] четыре года на царстве был я».

Сын и наследник Саргона Римуш (XXIII в. до н.э.) в надписи на монолите сообщает: «Все страны, которые оставил мне отец мой Саргон, восстали против меня и ни одна не осталась мне верна. Подавление восстаний не уберегли самого царя от придворного заговора. Ремуша сменил его брат Маништусу (XXIII в. до н.э.).

 Как подчеркивает В.В. Струве: «появление батраков в эпоху династии Аккада приводит к ослаблению боеспособности государства, в первую очередь Аккада, поскольку он является носителем боевой силы государства»[5].

Гутеи. Дело закончилось тем, что менее «цивилизованные» (организованные), но более воинственные горные племена гутеев (кутеи) разгромили аккадское государство. Ниппурский список царей включает 21 правителя гутея (XXIII-XXII в.в. до н.э.). Этот список отличается, во-первых, кратковременностью правителей, а во-вторых, особой припиской, уточняющей, что это цари именно Шумера, но не гутеев.

«Племя кутиум (гутеи) не имело царя.

(1) Имта стал царем, правил 3 года (вариант: 5 лет),

(2) Ингешуш правил 6 лет,

(3) Сарлагаб правил 6 лет,

(4) Шульме (вариант: «Иарлагаш») правил 6 лет,

(5) Элулумеш правил 6 лет,

(6) Инимабагеш правил 5 лет,

(7) Ингешуш (текст здесь лает «Игешауш») правил 6 лет.

(8) Иарлагаб правил 15 лет,

(9) Ибате правил 3 года,

(10) Иарлагаб (вариант: «Иарлангаб») правил 3 года,

(11) Курум (вариант: |...|би) правил 1 год,

(12) Хабилькин правил 3 года,

(13) [Лаэ]рабум правил 2 года,

(14) Ирарум правил 2 года,

(15) Ибранум правил 1 год,

(16) Хаблум правил 2 года,

(17) Пузур-Суэн правил 7 лет,

(18) [Иа]рлаганд(а) правил 7 лет,

(19) [Си]ум правил 7 лет,

(20) Тирика(п) правил 40 дней,

21 царь правил |91 год| и 40 дней.»[6]

Западноевропейские ученые обычно объясняют кратковременность правления гутеев тем, что гутеев раздирала непрерывная междоусобица, вследствие чего цари просто свергались. С такой точкой зрения не соглашается И. М. Дьяконов. По его мнению, должность правителя гутеев была выборная на определенный срок, который в первые годы господства над Междуречьем составлял 6 лет. Восьмой гутейский «царь» Шумера видимо попытался узурпировать власть, после чего гутеи сократили срок правления, чтобы обезопасить себя от узурпации власти. Под конец доминирования гутеев происходит шумеро-акадизация гутейской племенной знати, которая стала срастаться с шумеро-аккадскими рабовладельцами. И.М. Дьяконов указывает на имена последних гутейских «царей», четыре из которых носили аккадские имена (Хабилькии – № 12, Ибранум – № 15, Хаблум – № 16, Пузур-Суэн – № 17) и четыре аккадизованные (Курум – № 11, Лаэрабум – № 13, Ирарум – № 14, Сиум – № 19)[7]. Власть избранных вождей гутеев все более становилась похожей на царскую власть, чем объясняются увеличение сроков правления последних «царей» до семи лет.

Нашествие гутеев закончилось аккадизацией их знати и большими разрушениями для шумеро-аккадской цивилизации. Однако не все города одинаково пострадали от нашествия гутеев. В наименьшей степени это коснулось городов Шумера: Лагаша и Ура. Аккад полностью теряет своё прежнее значение в Междуречье. На первое место снова выходит Шумер, где правил Гудеа (XXII в. до н.э.).

В надписях на своих статуях Гудеа говорит: «Чтобы построить храм Нингирсу, эламит приходит из Элама, житель Суз из Суз, Магам и Мелухха доставляли лес». Если во время правления Урукагины Лагаш населяло 36 тысяч человек, то при Гудеа численность населения выросла до 216 тысяч человек. Это можно объяснить значительным ростом территории Лагаша, который подчинил многие области Шумера.

 


 

III династия Ура. Полный подъем Шумера приходится на III династию Ура (конец III тысячелетия до н.э.), одного из самых западных городов Шумера. Воспользовавшись слабостью других городов, правители Ура включили в свою орбиту Урук, Лагаш, Умму, Ниппур, северные города Аккада, Сирию и Малую Азию. Крупнейшим политическим деятелем этой династии был Шульги (XXI в. до н.э.).

Шульги, подобно аккадским правителям, принял титул «царя четырех стран мира», объявил себя богом и создал культ Шульги в одном из храмов. Он лишил «патеси» светской власти, оставив им только жреческие функции, и вел решительную борьбу против самостоятельности шумерских городов.

Дифференциация шумерского общества при III династии Ура достигла следующей высоты. Если аккадская династия ввела категорию батраков, то при III династии Ура шумеры шагнули уже на следующую ступень: появляются рабы-должники, обозначенные тем же термином «раб», который носили купленные или взятые в плен иноземцы. Раб-должник теперь терял все права гражданства и больше никогда не мог их восстановить. Соотношение человеко-часов применения труда рабов и наемных становится 4:1. В это время рабы появляются даже у пастуха или кузнеца.

Так как семиты обычно называли своего общинного бога не только по имени, но ещё и нарицательным именем «владыка» («Ваав» или позже «Бел»), то это позволило вначале отождествить родовых ваалов между собой и создать представление о верховном Ваале (имя собственное), а затем отождествить Ваала с шумерским Энлилем в едином Бел-Энлиле. К этому времени семиты Месопотамии уже полностью освоили шумерский пантеон, поэтому изобретение Бела-Энлиля было принято естественным.

 

К концу III династии Ура в среднем течении Евфрата возвышаются амореи, семитское племя с наиболее значимым царством Мари. В одном за другим номе Шумера к власти приходят амореи. Город Ур смог продержаться некоторое время, но, в конце концов, набег эламитов привел к пленению Ибби-Суэна, что положило конец III династии Ура. Шумер окончательно распадается и уже не будет восстановлен.

 

 

 


[1] Геродот I 193

[2] Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер. М.: Издательство восточной литературы, 1959. — 306 с. – с. 144

[3] Сэмюэл Н. Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / Пер. с англ. А.В. Милосердовой. — М.: ЗАО Центрпо-лиграф, 2002. — 383 с. 294

[4] Струве, В.В. История древнего Востока / В.В. Струве; Ин-т истории АН СССР. - [М.]: ОГИЗ. Госполитиздат, 1941. - 485 c.  стр. 78

[5] Струве, В.В. История древнего Востока / В.В. Струве; Ин-т истории АН СССР. - [М.]: ОГИЗ. Госполитиздат, 1941. - 485 c. – с. 83

[6] И. М. Дьяконов История Мидии. I книга Баку 2012. “Нагыл Еви”. 332 стр. 118

[7] И. М. Дьяконов История Мидии. I книга Баку 2012. “Нагыл Еви”. 332 стр. 119

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...