Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические походы к изучению культуры.




Методология культурологических исследований зависит от того какие научные объяснения выбираются для явлений культуры. Методы исследований определяют различные направления в культурологии. Деятельностный подход - рассматривает культуру как особый вид человеческой деятельности наряду с экономической, политической и т.д. Семиотический подход -культура рассматривается как сложноорганизованная система знаков. Игровой подход -культура рассматривается как игра, аспект свободы и несвободы (следовать или не следовать определенным правилам),свод правил игры, которым люди подчиняются или нарушают их проявляя свою человеческую свободу, которая противостоит сфере необязательности, которая господствует в сфере законов природы и инстинктов. Аксеологический подход -культурология рассматривается как система ценностей, которые регулируют отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира, позволяет ориентироваться в нём. Феноменологический подход - согласно нему только сознание придает смыслы предметам и образует многообразный мир явлений, т.е. культурной реальностью является не то,что существует независимо от сознания, а то на что сознание направлено. Также культуру можно изучать на различных уровнях: отдельной личность (индивидуальная культура), человеческого сообщества (группы: маленькие - семья, большие - общество,класс). Подходы к изучению культуры также определяются особенностями научных дисциплин, занимающихся изучением культуры, для каждой из которых характерно: понятийный аппарат, фактологическая база, теоретическая база, традиции, организационные структуры. Следовательно культуролог использует различные и гуманитарные и естесственно научные методы. Если, например, он прослеживает изменение экономических и социальных отношений, обусловивших культурную динамику, то обращается к экономической и социологической наукам и к их методам соответственно.

 

6. Понятие "цивилизация", его формирование и основные значения.

В ХVIII веке понятие "цивилизация" означало "разумность", научность, гражданственность, справедливость. Термин "цивилизация" так же, как и "культура" латинского происхождения. Латинское слово "civis" переводится как город. Следовательно, в прямом смысле "цивилизация" ознацает "общество имеющее городские поселения". Но уже в Древнем Риме под словом "цивилизованный" понимались гражданские, общественные и государственные характеристики. В науку термин "цивилизация" был введен французскими просветителями, прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, то есть для качественной характеристики общества, уровня его развития. В настоящее время термин "цивилизация" означает определенный уровень развития материальной и духовной культуры общества. Основоположниками теории цивилизации стали западные исследователи Тойнби, Шпенглер, Вебер и другие. Подходы к понятию "цивилизация" различны. С начала XIX века цивилизацией считалась определенная ступень развития культуры. Льюис Морган разделил процесс развития общества на дикость, варварство и цивилизацию. То есть в динамике культурного развития человечества цивилизация стоит на самой высокой ступени. Дикость - присвоение готовых продуктов,собирательство, скотоводство. Варварство - разделение труда, изготовление продуктов, земледелие, скотоводство. Цивилизация - ремесло, торговля. Но эта классификация устарела. Франсуа Фурье также считал цивилизацию одной из ступеней культуры. Последователи Маркса считали, что цивилизация - определенные достижения в материальной культуре. В любом случае разные исследователи понимали цивилизацию как улучшение материальной обстановки и общественных отношений. В конце XIX века термин "цивилизация" употреблялся как характеристика капиталистического общества. Сейчас можно выделить три основных значения термина "Цивилизация": высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена; вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры; как обозначение современной европейской культуры.

 

 

7. Взаимосвязь понятий "культура" и "цивилизация".

В ХVIII веке понятие "цивилизация" означало "разумность", научность, гражданственность, справедливость. Термин "цивилизация" так же, как и "культура" латинского происхождения. В любом случае разные исследователи понимали цивилизацию как улучшение материальной обстановки и общественных отношений. В конце XIX века термин "цивилизация" употреблялся как характеристика капиталистического общества. Сейчас можно выделить три основных значения термина "Цивилизация": высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена; вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры; как обозначение современной европейской культуры. В работах Освальда Шпенглера говорится о том, что любая культура в конце своего развития переходит в стадию цивилизации. Что в свое время преведет к концу той или иной культуры. Шпенглер считал, что в цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника. И в определенном смысле цивилизация и культура не совместимы. Есть и другие точки зрения, например русский историк Данилевский не разделял понятия "цивилизация" и "культурно-исторический тип", а часто использовал их как синонимы. Арнольд Тойнби известный английский историк, не считал, что цивилизация - это конец развития культуры. Он считал цивилизацию особым социокультурным феноменом. При историческом подходе цивилизация трактуется как более широкое понятие, чем культура: культура является главным фактором развития цивилизации. При культурологическом подходе цивилизация представляется как определенная ступень развития культуры. Сходства понятий: могут обозначать общие отличия человека от природы; антонимы понятий "дикость" "варварство"; обозначают определенные исторические типы культур. Различия: понятие "культура" чаще применяется к духовной стороне жизни общества, понятие цивилизация чаще ассоциируется с явлениями материальными; понятие культура - национальные культурные особенности, цивилизация - особенности социо-культурной системы ряда стран;

 

8. Античное представление о культуре.

Основной доминантой античной культуры был её гуманизм - направленность на человека, которая была выражена в архитектуре, религиозных представлениях, в системе ценностей с акцентом на общину, коллектив, единство общественного и индивидуального. Античной культурой принято называть культуру Древней Греции и Древнего Рима, а также стран испытавших их влияние в период с начала I тыс. до нашей эры по V век нашей эры. Античная культура стала фундаментом всей Европейской Цивилизации, к которому восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы математики, астрономии, естествознания. В античной культуре можно выделить основные составляющие: эгейская культура, культура античной Греции, культура Античного Рима. В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни». И действительно, первое значение данного термина — это возделывание, обработка, уход. И конечно же, в первую очередь — земли, поэтому культура — это и возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т. е. земледелие и сельское хозяйство. Наиболее же привычное для нас значение «культуры» как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. В обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, идеал, выступающий целью культурного процесса. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...