Византийский стиль в искусстве.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Византийская импери возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры. Особенности византийской культуры состоят в следующем: 1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций; 2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации, послуживших основой развития в Византии гуманистических идей; 3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество; 4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в догматике, литургике, обрядности православной церкви, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии. Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, эстетическими и естественнонаучными воззрениями античного мира. В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.
Основные черты культуры эпохи Возрождения. Переходный период от средневековой культуры к культуре нового времени. 13-18в. Первоначально выглядело как возвращение к античной культуре. Феномен возрождения заключался в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Культурная революция. В центре нового мировоззрения находится не Бог, а человек. Появились прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир-гуманизм. В человеке важны его личные качества, а не социальное положение и развитие.13в.-доученто(предвозрождение)14в.-треченто(предвозрождение).14-15в.-кватроченто-раннее возрождение.конец15-16в.-чинквиченто-высокое возрождение(Леонардо да Винчи)16-18в.-позднее возрождение барокко (реализм,маньеризм(манера-копия)).Искусство приобретает светский харакер. Формируется театр как особая форма эстетической деятельности. Основная задача эпохи: постижение человеческого мира, наполненного божественной красотой в первую очередь через визуальное восприятие. В литературе появляются: трагедия, комедия, ода, сонет, постораль, новеллы, романы. Основой ренессансного движения был начавшийся переход от феодализма к капитализму, что проявлялось в высоком уровне урбанизации, широком размахе торговли, ремесленного производства, финансового дела. Культура Ренессанса стала городской, светской. Росла творческая активность. Основным принципом становится гуманизм - признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Также активно развивались философия, физика, математика, астрономия, химия, биология, медицина. Важнейшим изобретением становится печатный станок Гуттенберга.
Влияние Византии на развитие Русской культуры. Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытывала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. В начале нашей эры апостол Андрей Первозванный – старший брат апостола Петра – отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным. Период Средневековья имеет особое значение в истории русской культуры. Эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах, и ее «отзвуки» наша культура испытывала вплоть до начала XIX века, когда «коренной» архаизм провинции «встречается» с воображаемым средневековьем романтизма. Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце 10 века (989), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. Выбор, сделанный князем Владимиром имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что он предопределил всю дальнейшую историю русской культуры. Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства — иконы и миниатюры манускриптов.
Культура средневековья. С 5 по конец 14 в.(С момента падения Зап.Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения).Период раннего Средневековья – 5-11в., классический (Фрагция, Англия, Германия) – 12-14 в. Господствующее направление философии – схоластика(школьное богословие).Важной проблемой схоластики было соотношение реальных предметов и общих понятий(идей).Ранняя схоластика 11-12в.Идеи выше вещей. Зрелая схоластика 12-13 в.Источник идей в предметах. Поздняя схоластика 13-14в.В идеях символы, подчиненные вещам. В 11-12в. Появляются университеты. Литература: героический эпос, саги, рыцарский роман. Живопись - иконы, фрески. Романский стиль(10-12в):массивность форм,узкие оконные проемы,значительная высота башен, полуциркулируемые арки, купольные конструкции, массивные зап.порталы. Центр. место занимают темы, вязанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Готика(13-15в) Монастыри сменяются соборами: уносящиеся ввысь стройные колонны, огромные вытянутые вверх окна, украшенные витражами. В основе общего храма – форма латинского креста. Готические соборы выше романских.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|