Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности мусульманского права

 

 

Правовые системы 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны (Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.) Здесь более 80% населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией. Возникло мусульманское право как часть шариата (сис­тема предписаний верующим в Аллаха), представляю­щего собой важнейший компонент исламской рели­гии. История мусульманского права, нередко обозна­чаемого термином «фикх», начинается с пророка Му­хаммеда (Мухаммада), жившего в 570 (по некоторым источникам 571 г.) - 632 гг. Мухаммед от имени Алла­ха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулиро­вались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухамме­да. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и пра­ва. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульман­ской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они форму­лировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым ха­лифом.

В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формиро­вании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали опре­делять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкова­ния Корана формулируется множество новых предпи­саний.

К концу Х в. мусульманское право канонизирова­лось, и «ворота исканий» для его исследователей и ре­форматоров закрылись. Наступил «век традиций», пери­од действий согласно установившимся правовым нор­мам и доктринам. Мусульманские судьи лишились права при отсутствии в Коране, сунне и других источ­никах нужных норм выносить решения по своему усмотрению. Они должны были руководствоваться при­нятым населением страны толком. К XIII в. мусуль­манское право практически утратило свою целостность, разделилось на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате наднациональное мусульманское право оказалось раздробленным. Подоб­но романо-германскому праву периода кодификации оно стало правом национальным.

Дальнейшее развитие мусульманской правовой док­трины шло по пути последовательного устранения внут­ренних противоречий, несогласованностей, существовав­ших в рамках того или иного толка, а также создания общих положений, принципов, единых для всех мусуль­манских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, строй­ность.

XIX в. знаменует принципиально новую ступень раз­вития мусульманского права. Становление законода­тельства в качестве самостоятельного источника норма­тивного регулирования привело к постепенному вытес­нению юридической доктрины, снижению ее роли, хотя в содержательном плане она продолжала оказывать определенное воздействие на правовую систему. Со второй половины XIX столетия происходит ак­тивное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в от­дельных арабских странах (например, в Турции) прак­тически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах соци­альных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют исламско-фундаменталистские позиции (Иран, Паки­стан, ЙАР, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты подотрасли гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. Здесь наблюдается своеобраз­ный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что повлекло за собой расширение предмета регулирования мусульманского права.

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного истори­ческого законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общи­не Аллахом. Данное правило основано не на логических выводах, а на иррациональных, религиозных догмах, на вере. Поэтому его нельзя изменить, отменить, «попра­вить», оно бесспорно и абсолютно, должно безусловно исполняться. Догматическая природа мусульманских правовых норм предполагает особые способы их адаптации к действующим общественным отношениям. Искусство судьи, правоприменителя часто состоит в том, чтобы, не нарушая прямо отдельные тре­бования нормы, добиться с помощью различных юриди­ческих уловок, фикций, других приемов противополож­ного результата.

По содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от европейских. Они, как пра­вило, не являются управомочивающими (предоставляю­щими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой. Структура му­сульманского права также имеет существенные особен­ности, вытекающие из его природы. Оно не подразделя­ется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурно­го объединения. Так, можно выделить правовые ком­плексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) — суннитскими (маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским). Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «об­растает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулата­ми. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип разделения правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями. В частности, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследствен­ные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответствен­ности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; отрасль так называемых властных норм — сфера государственного и административного права; международное право (сийар).

Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуе­мые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В осно­ве данной классификации лежат соответствующие рели­гиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Своеобразными особенностями отличалось действие мусульманского права. Прежде всего отметим, что на практике его положения реализовывались в значительной степени при опоре на религиозные норм и установки. Весь социально-психологический механизм действия мусульманского права был "настроен" на регулирование отношений прежде всего среди мусульман с учетом уровня их сознания и привычек. Религиозные стимулы порой оказывались настолько сильными, что в отдельных сферах общественных связей его нормы исполнялись практически без вмешательства государства.

Ориентация на обоснование своих выводов #M12291 841500431ссылками#S на источники, авторитет которых опирается на их возведение к божественному откровению, в сочетании с широким использованием рациональных методов формулирования правовых решений-другая характерная черта мусульманской концепции права. Еще одна ее яркая особенность заключается в разнообразии оценок, расхождениях не только между различными школами фикха-доктрины, но и между последователями одного толка, которые нередко придерживаются несовпадающих взглядов на сходные вопросы, неодинаково трактуют источники права. Еще одна отличительная черта мусульманской концепции права состоит в предпочтении искать конкретные индивидуально-правовые решения, избегая формулирования общих абстрактных норм. Ряд исходных начал мусульманской концепции права испытывает заметное влияние религиозно-этических идей умеренности, исключения риска и крайностей, необременения человека. Одни лежат в основе известной разработанной мусульманской концепцией права аксиомы, согласно которой исходной оценкой действий, высказываний и ситуаций является дозволение, если иное не предусмотрено Кораном или сунной. Однако, демонстрируя заботу об индивидуальном праве, шариат следит за тем, чтобы оно не использовалось в ущерб интересам других и общему благу. Стремление избежать причинения вреда является одним из исходных начал шариата. Оно тесно связано с идеей справедливости, четко сформулированной в Коране: "А когда вы говорите, то будьте справедливы" (16:153/152), "И скажи: "Я уверовал в то, что ниспослал Аллах из писания; мне повелено быть справедливым между вами" (42:14/15), "Мы ниспослали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости" (57:25). Принцип справедливости в свою очередь лежит о основе идеи равенства, которая настойчиво и в различной форме проводится в Коране и сунне. Например, один из хадисов гласит: "Люди равны, как зубья у гребня", Известно, что исламу чужды формальные различия между людьми по социальным или этническим признакам, имущественному положению, что не признает он и сословных делений. Предпочтение отдается тем, кто более привержен вере: "Ведь самый благородный из Вас пред Аллахом - самый благочестивый" (49:13).

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены основные правовые черты основных правовых систем современного мира, и если, например, в странах романо-германской правовой системы “стремяться найти справедливые юридические решенения, используя правовую технику, в основе которой находиться закон”, то в странах, относящихся к семье общего права, “стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях[9]” Не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран. Однако в настоящее время наблюдается процесс сближения правовых систем разных государств. Интегрирующее действие сыграло образование «общего рынка», который благодаря единообразному правовому регулированию стимулирует сближение источников права. Но даже несмотря на это каждая страна имеет и всегда будет иметь свои неповторимые особенности.

 

 

Список литературы

 

Коран., М., Раритет.,1990

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...