Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы детско-родительских отношений




КУРСОВАЯ РАБОТА

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Усманова Алина Фаизовна

Уфа 2013


Оглавление

Введение

1. Детско-родительские отношения к единственному ребёнку в семье

1.1 Типы детско-родительских отношений

1.2 Особенности воспитания единственного ребёнка в семье

1.3 Гиперопека как особенность родительского отношения к единственному ребенку в семье

Выводы по главе I

2. Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье

2.1 Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка в семье

Выводы по главе II

3. Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми детьми младшего школьного возраста

3.1 Практическая коррекционно-педагогическая работы с гиперопекаемыми детьми и их родителями

3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Выводы по главе III

Заключение

Список литературы


Введение

 

Больше 60% всех российских семей, в которых есть дети, - это семьи с одним ребенком. Но еще в начале прошлого века такая ситуация была редкостью. И с тех времен за детьми, растущими без братьев и сестер, в нашем представлении традиционно закрепилась не лучшая репутация: избалованные, эгоисты, не приспособленные к жизни… Некоторые из этих стереотипов восходят к трудам австрийского психолога Альфреда Адлера (Alfred Adler). Еще в 1920-е годы он доказывал, что единственные дети в семье испытывают трудности в общении: не имея братьев и сестер, единственный ребенок "застревает" в своем психическом развитии на стадии, когда весь мир вращался вокруг него. Позже, в 1950-е годы, выступая в поддержку многодетных семей, французский психоаналитик Франсуаза Дольто (Francoise Dolto) утверждала, что единственные дети успешны в учебе, но с точки зрения взаимодействия с окружающими это совершенно неприспособленные люди. Работы современных психологов показывают, что единственные дети ни в чем не уступают тем, кто растет с братьями и сестрами, а по успехам в учебе, мотивации и самооценке даже имеют небольшое преимущество. [3, с.1]

Сегодня же проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность и является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Родительские установки - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется синонимично понятию "позиции", хотя и целесообразнее сохранить термин 3

"стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. Родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. [1, с. 192]

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком, начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Объект: воспитание единственного ребенка в семье.

Предмет: Особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Гипотеза: Если в семье воспитывается единственный ребенок, значит в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.

Задачи:

. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье

. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы

. Провести коррекционно-педагогическую работу с гиперопекаемыми детьми и дать рекомендации родителям по воспитанию.

Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния взаимоотношении родителей с единственным ребенком.

Практическая значимость работызаключается в раскрытии психологических особенностей родительского отношения к единственному ребенку.

Методы исследования: анкетирование, диагностика, наблюдение.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.


Детско-родительские отношения к единственному ребёнку в семье

Типы детско-родительских отношений

 

Психологи выделяют четыре типа детско-родительских отношений.

Первый тип. Свобода + Любовь. Содействует гармоничному развитию детской личности. Это идеальное соотношение в детско-родительских отношениях. Потому что оно содержит "два счастья в одном". Первая составляющая - любовь. Ребенку очень необходимо чувствовать, что родители его любят - просто так, а не за хорошие отметки, послушание и первые места на олимпиадах. Родительская любовь - это залог, что ребенок вырастет с чувством самоуважения к себе и доверием к миру. Ребенок, которого любят, принимает себя таким, каким он есть. А это очень важно в дальнейшей жизни. А если мы приходим во взрослую жизнь, тайком считая себя "недостойными" и "плохими", шансов жить нормально у нас немного. Вторая составляющая отношений № I - свобода. Свобода выбора. Дать ее ребенку иногда еще сложнее, чем любовь. Хотя общество часто говорит о толерантности и демократичности - родителям очень трудно, а временами и страшно, позволить ребенку самому делать выбор. Ведь они убеждены, что знают, как лучше поступить! А упрямый ребенок хочет боксом заниматься, вместо того, чтобы на скрипке играть. Но бокс - это опасно! Могут и синяков наставить. Пойти с одноклассниками в поход - тоже опасно. Иметь скутер - вообще смертельно. И с "плохим" мальчиком встречаться тоже не полезно для жизни. В целом, опасного в жизни больше, чем нужно. Поэтому родителей можно понять. Им действительно страшно. Впрочем, когда психологи говорят о "свободе выбора для ребенка", они имеют в виду именно свободу выбора, а не бесконтрольность и вседозволенность. Авторитарным или слишком тревожным родителям непросто почувствовать разницу между этими понятиями. [8, с.3].

родительское отношение единственный ребенок

Второй тип. Любовь + Контроль. Разрушает детскую личность. Большой риск развития различных форм зависимости. Слепая родительская любовь, умноженная на тотальный контроль - очень опасный коктейль. Такая смесь душит. Не дает дышать. И полностью лишает родительский дом свежего воздуха. К подобным отношениям склонны гипертревожные, сверхзаботливые мамочки. Они контролируют каждый "чих" ребенка, каждый его шаг, каждого нового приятеля, любое новое увлечение. В конечном итоге ребенок начинает задыхаться в тенетах родительской любви и контроля. Ему нужен хотя бы глоток свободы. Но его нет. Дальше вариантов несколько. Ребенок может просто вырасти хрупким, как новогодняя игрушка, всегда замотанная в мягкую вату. И не выдержит первых трудностей - поскольку ему не дали возможность научиться отвечать за свои поступки и собственную жизнь. Впрочем, существует и более драматический вариант - ребенок может вообще попробовать убежать от такой "смертельной" родительской любви. По мнению психологов, именно от детско-родительских отношений №II дети чаще всего убегают в "химическую зависимость" - и в первую очередь это наркотики. Им кажется, что наркотики принесут свободу. Как правило, эта иллюзия заканчивается гибелью мечтателя.

Третий тип. Контроль + Нелюбовь. Разрушает детскую личность. Большой риск детского суицида. Очень сложно найти в природе родителей, которые признаются, что не любят своего ребенка. Но ребенок, живущий в семье, где запрещены искренние чувства, всегда чувствует, что его не любят. Отстраненные, "замороженные" родители, которые постоянно держат эмоциональную дистанцию с ребенком, дают ему понять: ты для меня не важен, ты - фрагмент. Такие родители могут быть вполне успешными, внешне дисциплинированными и ответственными. Но маленькому человеку очень трудно жить в "ледяной" атмосфере. Часто дети из таких семей просто не видят для себя выхода. Они считают, что родители не любят их из-за того, что они "плохие дети". По мнению психологов, именно в таких семьях наивысший уровень детских суицидов. Как еще ребенку спастись от нелюбви? И где найти поддержку, когда каждый его шаг контролируется? Собственно, он вообще лишен возможности предпринимать самостоятельные шаги. Поэтому остается один, чтобы не страдать.

Четвертый тип. Свобода + Нелюбовь. Дает возможность для развития детской личности. Большой риск физической гибели или травмирования ребенка. Это жесткие отношения. Чаще всего случаются в неблагополучных семьях - алкоголиков, наркоманов. Дети в таких семьях получают практически неограниченную свободу выбора - поскольку они, собственно, никому не нужны. Их не любят. Здесь у детей очень большие шансы погибнуть. Но есть, и шанс вырасти самостоятельными - ведь они с детства учатся ходить без поддержки. Типичный пример - в семье, где отец законченный алкоголик (а может и мать), вырастает непьющий сын. В детстве он за младшей сестренкой присматривал, потом сам школу закончил, и техникум, и работу нашел, и женился, и детей воспитал. Внешне - абсолютно успешный человек, преодолевший проклятье собственной семьи. Но внутри у детей, которых не любили, остается огромная полость. Так внешне безукоризненная, почти металлическая конструкция победителя становится уязвимой. Дети из таких семей всегда остаются в группе риска.

Бесспорно детско-родительские отношения, влияют на развитие ребенка. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще. [19, с.1-2].

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...