Экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье
Диагностика особенностей воспитания единственного ребенка в семье
В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье. Исходя из этого, мною было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека. Экспериментальное исследование было проведено в гимназии № 1, расположенной по адресу: г. Мелеуз, в 3 "в" классе. В эксперименте учувствовали 32 ребенка в возрасте 8-9 лет - 17 девочек и 15 мальчиков, из них 11 детей являются единственными в своей семье. Исследование проводилось по методическому пособию Дереклеевой Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. - М.: "ВАКО", 2003. - 320 с. Для выявления особенностей воспитания единственного ребенка в семье, в чатности младшего школьного возраста были использованы следующие методики. Методика 1. Тест-опросник "Выявление родительского отношения к детям", который предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.
Таблица 1 Результаты методики Тест-опросник "Выявление родительского отношения к детям" диагностирующей отношение родителей к детям на констатирующем этапе эксперимента
повышенная моральная ответственность - 7 чел. (21,7%)
кумир семьи - 4 чел. (12,4%) гиперопека - 4 чел. (12,4%) гипоопека - 3 чел. (9,3%) безнадзорность - 3 чел. (9,3%) "ежовые рукавицы" - 3 чел. (9,3%) кронпринц - 3 чел. (9,3%) противоречивое воспитание - 3 чел. (9,3%) смена образцов воспитания - 2 чел. (6,2%)
Согласно данным таблицы и графических данных, можно сделать вывод о том, что в классе преобладают повышенная моральная ответственность родителей (21,7%), а также негативное отношение родителей к детям (гипоопека, безнадзорность, "ежовые рукавицы" - 9,3%). Для семей с единственным ребенком, а их 11, характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%). Анализ результатов по классу в целом показал, что большинство родителей негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги. Методика 2. Тест "Забота родителей о ребенке" Данный тест направлен на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку. Таблица 2 Результаты методики "Тест на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку" на констатирующем этапе эксперимента
Анализ табличных данных показал, что в классе дети в основном зависимы от родителей, а именно: меньше 25 баллов - 7 чел. (21,7%) -40 баллов - 12 чел. (37,2%) баллов и выше - 13 чел. (40,3%)
Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что в большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе одиннадцать семей с единственным ребенком. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои поступки.
Выводы по главе II
Итак, целью экспериментальной работы является: рассмотреть отношение родителей к ребенку и выявить степень заботы родителей о ребенке с помощью диагностических методик. В экспериментальной работе осуществлены диагностические методики, такие как: тест-опросник "Выявление родительского отношения к детям" и тест "Забота родителей о ребенке". Согласно проведенному исследованию было выявлено, что для семей с единственным ребенком характерны такие стили воспитания как: гиперопека (12,4%), кумир семьи, а также кронпринц (9,3%). В большинстве семей в классе преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей (40,3%), в том числе семьи с единственным ребенком, что подтверждает нашу гипотезу, о том, что если семья воспитывает единственного ребенка, то в семье преобладает такой тип воспитания как гиперопека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|