Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность в трансактном подходе изучения




С позиции функционально-ролевого поведения рассматривает лич­ность Эрик Берн [2] и его последователи. Они исходят из того, что в действительности каждый из нас играет одну из ролей: строгий ро­дитель или взрослый, реально оценивающий ситуацию, или дитя, который всегда чего-то желает. Если есть роли, то естественно существуют сценарии игр, в традиционной психологии - это программы действий, установки, привычки, сформированные нами в процессе социализации или присвоения знаний, умений, навыков из социума.

Во время общения между людьми устанавливается взаимодействие или трансакция. Если взаимодействие устанавливается на одних и тех же позициях, например "родитель - родитель", "взрослый - взрослый", "дитя - дитя", то это принято считать прямыми трансак­циями. Они наиболее эффективны в коммуникациях. Однако бывает до­вольно часто, когда начальник ощущает себя в роли ро­дителя, а подчиненный в позиции ребенка, то естественно, при таком вза­имодействии доверия не будет как к информации подчиненного, так и начальника. Трансакция будет формальной по характеру, официальной по содержанию и ограниченной во времени. Кроме того, установки родителя жестко профильтруют информацию и оставят толь­ко то, что он считает необходимым. В этом случае, если в действи­тельности подчиненный играет роль ребенка, то его информация не будет структурирована, в ней будет содержаться множество второстепен­ных и даже не нужных элементов - такая информация, несомненно, должна перепроверяется, уточнятся и т.п.

Непрямой будет являться и трансакция "родитель - взрослый" При таком взаимодействии у " взрослого " останется отрицательное отношение к тому, что он вынужден отчитываться и что его действия кто-то оценивает. Опять создаются условия для недоверия, так как "взрослый" заранее знает, что его информация подвергнется как ко­личественной, так и качественной ревизии, а затем будет интерпре­тирована, согласно установкам "родителя".

Практическому психологу в своей деятельности необходимо уметь играть различные роли, так как решение различных задач предполагает различные коммуникационные воздействия.

Рассмотренные четыре модели структуры личности не противоре­чат, а дополняют друг друга. Две последние явно носят практичес­кую направленность и объясняют коммуникативный и поведенческий аспекты деятельности и относятся к зарубежным направле­ниям психологии, но в этих подходах не обнаруживается роль когни­тивных структур личности, особенностей эмоционально-динамической сферы и воли.

 

2. Значение элементов структуры личности в деятельности психолога2.1.Направленность личности

Выделяя то общее и данное, что объединяет различные подходы к изучению структуры личности Б.Ф.Ломов замечает: "…не смотря на различие планов анализа в изучении личности, все... подходы выделяют в качестве главной характеристики личности ее направлен­ность. Она, так или иначе выявляется в изучении всей системы пси­хологических свойств (качеств) и состояний личности: потребнос­тей, интересов, способностей, одаренности, волевых, эмоциональ­ных, интеллектуальных свойств, характера и т.д. Направленность личности выступает как системообразующее качество, определяющее ее психологический склад. Именно она выступает в роли" побудительной" силы, определяющей избирательность отношений и активности личности" [8].

В традиционном подходе к изучению личности - это выступает как характер. В психоаналитическом - от того, как структурируется эта система отношений (к себе, к другим, к делу, к вещам, к соци­уму) формируется тот или иной механизм психологической защиты и вынуждает человека «играть» определенную функциональную роль по со­ответствующему сценарию.

Направленность личности многозначительное качество, проявляю­щееся в отношениях "личности к окружающему миру - это ее отноше­ние к природе, обществу, труду, другим людям, самой к себе" [1].

Ряд ученых считают направленность личности совершенно самос­тоятельным свойством личности, как и характер, темперамент; дру­гие относят ее к системе доминирующих мотивов. Вероятно то, что до­минирующие личностные ориентации человека, определяющие всю моти­вационную сферу и составляют направленность. И.Д.Ладанов (1982г.) подчеркивает, что общая направленность личности включает в себя трехуровневую систему побуждений:

1. Желание - как вполне осознанный, согласующийся с собствен­ными взглядами, целями интерес (мотив). Этот интерес порождается доминирующими потребностями. В основе потребностей могут быть различные активизирующие факторы - рефлексы, инстинкты, влечения, общение, принадлежность к какой либо группе и т.п.

2. Необходимость - это мотив, который вполне осознанный, сог­ласующийся с целями государства, общества и т.п., но не с собс­твенными целями, взглядами. Внешнее поведение при этом может про­являться, как поведение по желанию, а не по необходимости.

3. Установка - это неосознаваемое действие, согласно закреп­ленного стереотипа, шаблона, прошлого опыта - привычка, навык, автоматизм. В частности, сюда могут включаться и психологические механизмы защиты. "В конечном счете, - указывает И.Д.Ладанов, - все они могут подпадать под контроль сознания, однако сознание здесь выступает только в качестве регистратора события"..[6].

При изучении направленности, некоторые авторы [17], выделяют такие параметры личности, как - социоцентрическая направленность и эгоцентрическая. Эти два показателя являются по­лярными. Он рассматривает их с позиции социума, общества, т.к. со­циоцентристы, в его трактовке, это люди для которых цели, интере­сы и потребности общества являются их личными целями, интересами и для достижения этих целей применяются социально одобряемые средства. Эгоцентристы - это люди, которые для удовлетворения своих потребностей и интересов используют общественные средства и при этом применяют социально не одобряемые средства для достижения своих целей. Но в любом случае человек действует или по собствен­ному желанию или по необходимости или в силу прошлого опыта, ис­ходя из ориентаций на общество, на деловую активность или на себя.

В практической деятельности психологу при решении конкретных задач пси­хологического плана придется определять соотношение между индивидуальными потребностями какой-либо лич­ности с потребностями общества в целом; анализировать в каких ко­личествах и в каком качестве находится в структуре личности моти­вы, ориентированные на производство и потребление.

Знание направленности личности (на себя, на других, на дело, на общество) поможет психологу или менеджеру правильно строить от­ношения с людьми, которые представляют интерес, а также выбрать методически правильное воздействие; в какой-либо мере определить содержание жизненный целей и особенности воспитательных воздействий по фор­мированию профессиональных свойств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...