Эмоционально-динамические свойства личности
Отношение личности к себе, к окружающим, к делу, к материальным и социальным условиям бытия, к тому, как идет формирование знаний, умений, навыков сопровождается переживаниями человека. Переживания могут быть в виде эмоций (от лат. "волновать", "возбуждать"), в виде сложных образований чувств. В совокупности отношения личности и возникающие переживания имеют положительную или отрицательную окраску, интенсивность, динамику и составляют содержательную сторону еще одной структуры личности. Эмоция - это относительно элементарная форма переживания, которая непосредственно связана с потребностями. Достаточно простое деление всех переживаний сложилось с удовлетворением или неудовлетворением потребностей - положительные эмоции и отрицательные [9]. Эмоции создают у человека различные формы эмоциональных состояний, которые различаются степенью интенсивности и временем протекания - это настроение, и страсти, и аффекты. Настроение - это длительное, слабоинтенсивное, диффузное состояние. Оно как бы пронизывает все мысли, отношения и действия человека. Основой формирования состояния могут быть - мысли, взаимоотношения, внешняя среда, организменные процессы. Страсть - это длительное, сильное и глубокое эмоциональное состояние. Она активизирует деятельность, подчиняет все мысли и поступки, мобилизует силы на преодоление трудностей, на достижение целей. Страсть может поднять личность на высокие уровни, но также может и разрушить личность. Аффект - это кратковременное, быстрое, бесконтрольное, бурное переживание. Оно захватывает личность целиком - волю, ум. Каждый из нас должен уметь управлять своим настроением и создавать необходимое настроение у своего объекта взаимодействия. Необходимо помнить, что в принципе любые эмоции в зависимости от ситуации могут усиливаться и доходить до аффекта.
Кроме данных классификаций, переживания делятся на чувства как осознанные и предметные переживания. Нравственные чувства отражают отношение человека к морали - отношения типа: Я -ТЫ, ТЫ - Я, Я - ОБЩЕСТВО, ОБЩЕСТВО - Я. К этим чувствам относятся - честь, долг, патриотизм, ответственность, справедливость. Эстетические чувства возникают в результате переживания красоты или от того, как в произведениях искусства отражается реальность (природа, люди, картины и т.п.). В деятельности психолога практической направленности эстетические чувства приобретают большее значение при коммуникациях. Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они усиливают породившие их потребности к познанию, они являются движущей силой познания (ясность мысли, догадка, удивление, уверенность, сомнения). Эмоционально-динамические свойства являются побудителями активности, регуляторами человеческого поведения и мотивационным фактором направленности личности работника и других сотрудников вашего учреждения. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Напишите конспект по теме «Личность» по одному из учебников «Общая психология». 3.2. Раскройте основные понятия по теме «Личность» - индивид; - личность; - человек; - индивидуальность; - субъект - субъектное отношение; - личностный подход; - индивидуальный подход; - эндопсихическая организация личности; - экзопсихическая организация личности; - интраиндивидная подструктура личности; - интериндивидная подструктура личности; - метаиндивидная подструктуры личности; - персонализация; - потребность быть личностью; - психоаналитические теории личности;
- экзистенциалисткие теории личности; - активность личности; - деятельность личности; - направленность личности; - фрустрация; - самоосознание и самосознание; - самооценка; - уровень притязаний; - самоотношение; - психологическая защита; - концепции развития личности; - биогенетическая и социогенетическая теории развития личности; Проведите тестирование самого себя по нескольким методикам (тестам) и Сделайте анализ полученных результатов (рефлексия).
Напишите реферат по одному источнику из списка рекомендуемой литературы СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абраменко В. И. Психология характера подросткового возраста.- Киев: КГПИ, 1974. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. Анастази А. Психологическое тестирование.- М.: Педагогика, 1982. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: МГУ, 1984. Бассин Ф.В. О силе "Я" и психологической защите. Ж. Вопросы философии, 1969. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. — Собр. соч., Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, - М., 1988. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиздат, 1987. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - М., 1982. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: МГУ, 1982. Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1970. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. Ладанов И.Д. Психология менеджмента. - М., 1996. Ладыгина-Котс Н. Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. - М.: Наука, 1968. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения, Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. Луков Г.Д., Платонов КК. Психология. - М.: Воениздат Минобороны СССР, 1964. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь, 1988. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М., 1986. Мясищев В.Н. Личность и неврозы - Л., I960. Общая психология- М.: Просвещение.- 1986.
Общая психология. Курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995. Немов Р.С. Общие основы психологии - М., 1994. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., Педагогика, 1984. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. / Под ред. К. М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981. Психология индивидуальных различий. Тексты.- М., 1982. Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Т.2.,1989. Рудик П.А. Психология. - М.: Изд. Ф. и С., 1958. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. - М., 1979.
4. MЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
4.1.Определение уровня самооценки личности Cтоляренко Для работы выдается бланк самооценки личности
Первая инструкция: «Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите (проранжируйте) эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе N1, слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку «1» - слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повторяться Когда выполните это задание, загните или прикройте левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны». Вторая инструкция: «В графе 2 справа отметьте оценкой «20» качество, которое, как Вы считаете, присуще Вам в наибольшей степени. Оценкой «19» - качество, присущее Вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться».
Для завершения:
а) работы отогните или раскройте левую часть бланка; б) начиная с верхней строки, из оценки стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа; в) результат запишите в графе d; г) возведите его в квадрат и этот результат запишите в графе d 2; д) сложите все значения квадратов; е) запишите внизу этого столбика полученную сумму; ж) помножьте полученную сумму на 0,00075; з) из единицы вычтите полученное произведение. В итоге Вы определили коэффициент ранговой корреляции, который может иметь значение от + 1 до - 1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент корреляции + 1, тем выше самооценка личности и наоборот. Идеальная самооценка равна 0,5, что бывает редко. Самооценку до 0,65 принято считать нормативной, но, например, для профессиональных спортсменов характерна высокая самооценка в пределах 0,62- 0,85. Завышенная самооценка может свидетельствовать о некритичном отношении человека к самому себе и служить конфликтогенным фактором.
K = 1 – (∑ d2 • 0,00075)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|