Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоционально-динамические свойства личности




Отношение личности к себе, к окружающим, к делу, к материаль­ным и социальным условиям бытия, к тому, как идет формирование знаний, умений, навыков сопровождается переживаниями человека. Переживания могут быть в виде эмоций (от лат. "волновать", "воз­буждать"), в виде сложных образований чувств. В совокупности от­ношения личности и возникающие переживания имеют положительную или отрицательную окраску, интенсивность, динамику и составляют содержательную сторону еще одной структуры личности.

Эмоция - это относительно элементарная форма переживания, ко­торая непосредственно связана с потребностями. Достаточно простое деление всех переживаний сложилось с удовлетворением или неудов­летворением потребностей - положительные эмоции и отрицательные [9].

Эмоции создают у человека различные формы эмоциональных сос­тояний, которые различаются степенью интенсивности и временем протекания - это настроение, и страсти, и аффекты.

Настроение - это длительное, слабоинтенсивное, диффузное сос­тояние. Оно как бы пронизывает все мысли, отношения и действия человека. Основой формирования состояния могут быть - мысли, вза­имоотношения, внешняя среда, организменные процессы.

Страсть - это длительное, сильное и глубокое эмоциональное состояние. Она активизирует деятельность, подчиняет все мысли и поступки, мобилизует силы на преодоление трудностей, на достиже­ние целей. Страсть может поднять личность на высокие уровни, но также может и разрушить личность.

Аффект - это кратковременное, быстрое, бесконтрольное, бурное переживание. Оно захватывает личность целиком - волю, ум. Каждый из нас должен уметь управлять своим настроением и созда­вать необходимое настроение у своего объекта взаимодействия. Необхо­димо помнить, что в принципе любые эмоции в зависимости от ситуа­ции могут усиливаться и доходить до аффекта.

Кроме данных классификаций, переживания делятся на чувства как осознанные и предметные переживания.

Нравственные чувства отражают отношение человека к морали - отношения типа: Я -ТЫ, ТЫ - Я, Я - ОБЩЕСТВО, ОБЩЕСТВО - Я. К этим чувствам относятся - честь, долг, патриотизм, ответствен­ность, справедливость.

Эстетические чувства возникают в результате переживания кра­соты или от того, как в произведениях искусства отражается реальность (природа, люди, картины и т.п.). В деятельности психолога практической направленности эстетические чувства приобретают большее значение при коммуникациях.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятель­ностью человека. Они усиливают породившие их потребности к позна­нию, они являются движущей силой познания (ясность мысли, догад­ка, удивление, уверенность, сомнения).

Эмоционально-динамические свойства являются побудителями ак­тивности, регуляторами человеческого поведения и мотивационным фактором направленности личности работника и других сотрудников вашего учреждения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Напишите конспект по теме «Личность» по одному из учебников «Общая психология».

3.2. Раскройте основные понятия по теме «Личность»

- индивид;

- личность;

- человек;

- индивидуальность;

- субъект - субъектное отношение;

- личностный подход;

- индивидуальный подход;

- эндопсихическая организация личности;

- экзопсихическая организация личности;

- интраиндивидная подструктура личности;

- интериндивидная подструктура личности;

- метаиндивидная подструктуры личности;

- персонализация;

- потребность быть личностью;

- психоаналитические теории личности;

- экзистенциалисткие теории личности;

- активность личности;

- деятельность личности;

- направленность личности;

- фрустрация;

- самоосознание и самосознание;

- самооценка;

- уровень притязаний;

- самоотношение;

- психологическая защита;

- концепции развития личности;

- биогенетическая и социогенетическая теории развития личности;

Проведите тестирование самого себя по нескольким методикам (тестам) и

Сделайте анализ полученных результатов (рефлексия).

 

Напишите реферат по одному источнику из списка рекомендуемой литературы

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Абраменко В. И. Психология характера подросткового воз­раста.- Киев: КГПИ, 1974.

Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980.

Анастази А. Психологическое тестирование.- М.: Педагогика, 1982.

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследова­ния. - М.: МГУ, 1984.

Бассин Ф.В. О силе "Я" и психологической защите. Ж. Вопросы фи­лософии, 1969.

Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990.

Выготский Л. С. Проблемы развития психики. — Собр. соч., Т. 3. - М.: Педагогика, 1983.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, - М., 1988.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.: Политиз­дат, 1987.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982.

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - М., 1982.

Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Пси­хология индивидуальных различий. Тексты. - М.: МГУ, 1982.

Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1970.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Ладанов И.Д. Психология менеджмента. - М., 1996.

Ладыгина-Котс Н. Н. Развитие психики в процессе эволюции организ­мов. - М.: Наука, 1968.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения, Т. 1. - М.: Пе­дагогика, 1983.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подрост­ков. - Л.: Медицина, 1983.

Луков Г.Д., Платонов КК. Психология. - М.: Воениздат Мин­обороны СССР, 1964.

Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследо­вания. - Пермь, 1988.

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуаль­ности.- М., 1986.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы - Л., I960.

Общая психология- М.: Просвещение.- 1986.

Общая психология. Курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995.

Немов Р.С. Общие основы психологии - М., 1994.

Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., Педагогика, 1984.

Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. / Под ред. К. М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981.

Психология индивидуальных различий. Тексты.- М., 1982.

Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., Т.2.,1989.

Рудик П.А. Психология. - М.: Изд. Ф. и С., 1958.

Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. - М., 1979.

 

4. MЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

 

4.1.Определение уровня самооценки личности Cтоляренко

Для работы выдается бланк самооценки личности

 

  N1   Качества   N2   d = (N1 – N2) d  
  Уступчивость Смелость Вспыльчивость Настойчивость Нервозность Терпеливость Увлеченность Пассивность Холодность Энтузиазм Осторожность Капризность Медлительность Нерешительность Энергичность Жизнерадостность Мнительность Упрямство Беспечность Застенчивость      

 

Первая инструкция: «Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите (проранжируйте) эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе N1, слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку «1» - слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, что ни одна оценка не должна повторяться

Когда выполните это задание, загните или прикройте левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны».

Вторая инструкция: «В графе 2 справа отметьте оценкой «20» качество, которое, как Вы считаете, присуще Вам в наибольшей степени. Оценкой «19» - качество, присущее Вам несколько меньше, и т. д.; наконец, оценкой «1» - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться».

 

Для завершения:

 

а) работы отогните или раскройте левую часть бланка;

б) начиная с верхней строки, из оценки стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа;

в) результат запишите в графе d;

г) возведите его в квадрат и этот результат запишите в графе d 2;

д) сложите все значения квадратов;

е) запишите внизу этого столбика полученную сумму;

ж) помножьте полученную сумму на 0,00075;

з) из единицы вычтите полученное произведение.

В итоге Вы определили коэффициент ранговой корреляции, который может иметь значение от + 1 до - 1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент корреляции + 1, тем выше самооценка личности и наоборот.

Идеальная самооценка равна 0,5, что бывает редко.

Самооценку до 0,65 принято считать нормативной, но, например, для профессиональных спортсменов характерна высокая самооценка в пределах 0,62- 0,85.

Завышенная самооценка может свидетельствовать о некритичном отношении человека к самому себе и служить конфликтогенным фактором.

 

 

K = 1 – (∑ d2 • 0,00075)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...