Системы допусков и посадок. Образование посадок в системе отверстия и системе вала. Единица допуска. Квалитеты точности.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Оминальный размер, предельные размеры. Предельные отклонения, допуск размера. Посадки. Определение зазоров и натягов Номинальный размер (D, d, l и др.) – размер, который служит началом отсчета предельных отклонений размера и относительно которого назначают предельные размеры. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Предельные размеры детали – два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший – наименьшим предельным размером(Dmax и Dmin – для отверстия, dmax и dmin – вала). Сравнение действительного размера с предельным и размерами дает возможность судить о годности детали. Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от номинального размера: верхнее предельное отклонение ES, es – алгеброическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами; нижнее предельное отклонение EI, ei – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Для отверстия; ES=Dmax-D; EI=Dmin-D; Для вала; es=dmax-D; ei=dmin-D. Допуск T размера – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. Допуски размеров охватывающей и охватываемой поверхностей сокращенно называют соответственно допуском отверстия TD и допуском вала Td и рассчитывают по формулам: =Dmax-Dmin или =ES-EI; Td=dmax-dmin или Td=es-ei. Посадкой называют характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров и натягов. Наибольший, наименьший и средний зазоры определяют по формулам:
= - или ES-ei = - или =EI-es =( + /2 - /2 – в переходной посадке Наибольший, наименьший и средний натяги определяют по формулам: = или es-EI = - или =ei-ES =( + /2 =( - )/2 – в переходной посадке Допуск посадки – разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми зазорами (допуск зазора в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим допускаемыми натягами(допуск натяга в посадках с натягом): = - = В переходных посадках допуск посадки – сумма наибольшего натяга и наибольшего зазора, взятых по абсолютному значению: = + Для всех типов посадок допуск посадки численно равен сумме допусков отверстия и вала: = ; = = Системы допусков и посадок ИСО и ЕСДП для типовых деталей машин построены по единым принципам. Предусмотрены посадки в системе отверстия (СА) и в системе вала (СВ). Посадки в системе отверстия – посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных валов с основным отверстием, которое обозначают H. Посадки в системе вала – посадки, в которых различные зазоры и натяги получаются соединением различных отверстий с основным валом, который обозначают h. Системы допусков и посадок. Образование посадок в системе отверстия и системе вала. Единица допуска. Квалитеты точности. Системой допусков и посадок называют совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основе опыта, теоретических и эксперементальных исследований, оформленных в виде стандартов. «Единая система допусков и посадок» (ЕСДП) разработана на основе системы допусков и посадок ИСО. Основные термины и определения ЕСДП установлены ГОСТ 25346-82. С учетом опыта использования и требований национальных систем допусков ЕСДП состоит из двух равноправных систем допусков и посадок: системы отверстия и системы вала. Выделение названных систем допусков и посадок вызвано различием в способах образования посадок.
Система отверстия — система допусков и посадок при которой предельные размеры отверстия для всех посадок для данного номинального размера dH сопряжения и квалитета остаются постоянными, а требуемые посадки достигаются за счет изменения предельных размеров вала. Система вала — система допусков и посадок, при которой предельные размеры вала для всех посадок для данного номинального размера сопряжения и квалитета остаются постоянными, а требуемые посадки достигаются за счет изменения предельных размеров отверстия Система вала является предпочтительной по сравнению с системой отверстия, когда валы не требуют дополнительной разметочной обработки, а могут пойти в сборку после так называемых заготовительных технологических процессов. Система вала применяется также в случаях, когда система отверстия не позволяет осуществлять требуемые соединения при данных конструктивных решениях. При выборе системы посадок необходимо учитывать допуски на стандартные детали и составные части изделий: в шариковых и роликовых подшипниках посадки внутреннего кольца на вал осуществляются в системе отверстия, а посадки наружного кольца в корпус изделия - в системе вала. Деталь, размеры которой для всех посадок при неизменных номинальном размере и квалитете не меняются, принято называть основной деталью. В соответствии со схемой образования посадок в системе отверстия основной деталью является отверстие, а в системе вала - вал. Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю. Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю. Таким образом, в системе отверстия неосновными деталями будут валы, в системе вала — отверстия. Расположение полей допусков основных деталей должно быть постоянным и не зависеть от расположения полей допусков неосновных деталей. В зависимости от расположения поля допуска основной детали относительно номинального размера сопряжения различают предельно асимметричные и симметричные системы допусков. ЕСДП — предельно асимметричная система допусков, при этом Допуск задается "в тело" детали, т.е. в плюс - в сторону увеличения размера от номинального для основного отверстия и в минус - в сторону уменьшения размера от номинального для основного вала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|